«Машка, посмотри, вот могилка твоего
отца!» – позвала меня мама, уткнувшись
лицом в щель забора, когда мы проходили
с ней мимо единственной действующей
в городе церквушки. Могильный холмик,
почти вплотную примыкавший к забору,
ничем не отличался от других захоронений.
Взволнованная потрясшей меня новостью,
я потянула маму туда, внутрь церковного
двора, на кладбище.
– Нам туда нельзя, – остановила меня мама.
– Но почему? – возмутилась я.
– Мы – двоедане…
О разногласии христианско-православного верования в Единого Бога Отца и Иисуса
я слышала что-то из разговора бабушек,
заходивших иногда к прикованной к постели
моей бабусе-молельнице, Марье Андреевне.
«Да где же ты, мое чадушко Христовое?
Да то ли во сырой земле лежишь где, то ли
по белу свету где бродишь», – причитала
она сквозь слезы о своем пропавшем без
вести в годы Великой Отечественной войны
младшем сыне Фоке.
До определенного времени душевные
разговоры бабушек с оберегающими меня
недомолвками мое сердце ничуть не волновали. Но запечатлелось, однако, в душе, что
царь-батюшка наказал двоедан за какое-то
противостояние или непослушание Патриарху
Никону, наложив на них двойную подать. За
что и стали их, плативших две дани, называть
двоеданами.
Позднее, будучи уже в годах, имея семью, я работала в управлении социальной
помощи населению в отделении по уходу на
дому за немощными и больными бабушками
и дедушками. Однажды, узнав на фотографии
опекаемой мною бабуси знакомое мне с
детства лицо, я тут же сказала ей, что эту
бабулю я не раз видела у моей бабушки.
По мере дальнейшего разговора выяснилось,
что эти женщины такие же двоедане, как и
мои мама и бабушка. И что в городе кроме
них есть еще и другие молельницы. Я тут же
выразила желание познакомиться с этими
людьми поближе.
Бабушка и мама к тому времени уже
ушли в мир иной, и общество старушекмолельниц стало для меня как бы второй
семьей. Азы древлеправославной молитвенной науки келейниц я усвоила быстро.
С вдохновением молилась с ними малую
повечерницу, читала воскресный пасхальный
канон Иисусу Христу, дневные каноны всех
святых, особенно возлюбила канон Богородичен Одигитрии-Путеводительницы, Слово
Божие – Евангелие, Псалтирь и покаянный
канон Андрея Критского. Читала ветхозаветные библейские истории, заглядывала в
старообрядческий учебник по Закону Божию,
интересовалась уставом христианской общины прихода и другим. Но шли годы, и число
моих молитвенниц уменьшалось. Провожали
усопших с молитвами, с чтением Псалтири
за упокой, с чтением 17-й кафизмы и заупокойного канона. Молились также, читая
сорокоуст.
Для выполнения церковных треб других
подопечных бабушек мне приходилось не раз
обращаться в церковь, на погосте которой и
был захоронен мой отец, ранее здесь крещенный. Позднее здесь же крестились мои
муж и дети. И муж был здесь отпет.
Незабываемую боль, боль христианскоправославного отторжения старообрядцев от
Церкви, от Бога Живаго, я познала именно
в этом храме.
– Нет теперь никаких двоедан, – стал
было вразумлять меня батюшка, когда я сунулась к нему наконец-то с моим покаянием.
О, как я рыдала, пораженная трагической
историей раскола христианско-православного мира, стоя пред иконой «Всех святых»,
памятуя о своих близких. Пытаясь доказать
так неожиданно обретенному духовному наставнику что-то свое, обратное, я указующе
ткнула рукой в икону евангельского Христа
Спасителя с вразумляющим всех, как мне
казалось, Его двуперстием. Оказалось, то
был жест благословения…
– Ну ладно уж, молись по-своему, как
мамка тебе велела, – примиряюще заявил
мне тогда батюшка.
Недавно прослышав, что в новом соборе
Сретения Господня для нужд военной операции женщины вяжут сети, я, сомневаясь в
своих силах, все же решила туда заглянуть.
Авось, и смогу как-нибудь помочь. Пришла вовремя. Казалось, при моих 88 годах
помощница я – никакая. Спасибо, что не
отвергли.
Здесь по благословению настоятеля собора иерея Андрея Завьялова маскировочные
сети вяжут с декабря 2023 года. Работают
женщины добровольно, по зову души: помочь Родине, бойцам-воинам. Первые навыки вязания им преподали специалисты
волонтерского центра «Готовим для СВОих»
Гульнара, Нина, Елена.
Женщины сретенской группы «Покров»,
овладевшие навыками вязания сетей, теперь
и сами обучают новеньких. Группа растет.
Бывает, что захаживают совсем немощные,
поделятся своей болью, прослезятся, помогут, как могут, и уйдут. Захаживают в группу
и мужички. К примеру, алтарник Василий,
активный прихожанин Михаил и другие – для
обвязки сетей и иной помощи вязальщицам.
Ни одна сеть не свяжется без молитв
вязальщиц! Каждая сопровождается покровом молитвенных обращений к Матушке
Богородице, к Святой Троице, к скорому помощнику Николаю Чудотворцу, к бесплотным
силам и богоносным святым.
Некоторые имена активисток-вязальщиц
я, пожалуй, назову по памяти. Самая молодая, инициативная, взявшая на себя ношу
ответственности за дело обозначенного
предприятия, бывшая северянка Лариса;
три Татьяны, одна из которых добровольно
с любовью вменила себе в обязанность с
благословения батюшки поминание усопших
бойцов. Галина, резчица сетевых лент, чуть
свет читающая у святых икон сорокоуст о
упокоении. Две искусные вязальщицы Валентины, с таким же искусством и любовью
готовящие трапезный стол. Надежда, Татьяна
и Людмила с мужьями, не раз доставлявшие меня после вечернего богослужения в
холодную или дождливую погоду к самому
дому, хотя и было им далеко не по пути.
Нет-нет, да и проникнешься невольно
религиозной грамотностью, просвещенностью
вязальщиц. Все они в любое потребное
время и событие, в любом виде послушания
выкладываются с полной отдачей сил. Их
молитвенные обращения с благословения
священников Андрея и Сергия звучат в
унисон с молитвами дьякона Илии и певчих,
наполняя духом покаяния и любви всех верующих соборян.
«Сколько же тут у вас в день прихожан
наведывается?» – поинтересовалась я как-то.
– От пятидесяти в будни и до трехсот по
большим праздникам, – был ответ.
Как бы там ни было, будем надеяться,
что не иссякнет сей поток прихожан Сретенского собора, достойно проводивших Святую
Четыредесятницу Великого поста, подкрепившись святой благодати Причастия. И вместе
с другими верующими явит всем тайным и
явным врагам нашу Россию-матушку как
оплот мирового Православия.
Раба Божия МАРИЯ,
Сретенский собор,
г. Ялуторовск
|