ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№07 2008 г.         

Возродить престиж многодетной семьи

У многих сложился стереотип: если семья многодетная – значит, неблагополучная. «Многодетная семья сталачем - то удивительным, - пишет прот. Михаил Денисов, - для многих это символ нищеты и запущенности: голодные, грязные, несчастные дети, предоставленные сами себе, и родители – бомжи или пьяницы».

Из своего небольшого педагогического опыта могу сказать, что отчасти этот стереотип небезоснователен. Для детей одной из таких семей в нашей школе учебный год начался 21 сентября. Их родители мало заботятся об учебниках и одежде для своих чад, не говоря уже о воспитании. Сейчас многодетная семья воспринимается как аномалия в обществе. Хотя еще сто лет назад не принято было иметь одного - двух детей. Парадокс? Еще какой. Возникает вечный русский вопрос: кто виноват и что делать? Кто виноват - уже не важно, да и незачем виновного искать. А вот что делать? – вопрос, конечно, интересный. Платить по 250 тыс. рублей за каждого второго ребенка? А поможет ли это? Богатые в дополнительном финансировании не нуждаются, а бедным такая сумма - что мертвому припарка. Да еще потратить деньги можно только через три года, когда инфляция «съест» в лучшем случае треть так называемого капитала. В сложившейся ситуации нам жизненно необходимо возрождать институт не просто семьи, многодетной семьи. Задачка не из простых.

Сломать этот стереотип архисложно. Действительно, у многодетных семей много проблем. А разве в неполных семьях, где всего один родитель, проблем меньше? Наблюдая за своими учениками в школе № 29 города Ишима, я сделала вывод о том, что детям из многодетных семей не хватает духовности. Когда на уроках заходит речь о церквях или монастырях, дети переключают все внимание на учителя, перестают баловаться, разговаривать, вытягивают шеи и в глазах появляется искренний детский интерес.

Учителя не хотят или действительно слишком заняты, чтобы обращать внимание на проблемы детей из многодетных семей, оказывать родителям помощь. Таким ребятам не достает внимания в школе, не достает его и дома. Не все многодетные родители считают своим долгом добросовестно выполнять свои обязанности. Вот и получается, что воспитывают наших детей американские кинокомпании своими боевиками да мультиками про покимонов. Есть еще один воспитатель с многолетним стажем – улица.

Все это говорит о том, что перед государством, обществом и прежде всего перед каждым человеком стоит серьезная проблема – душевное состояние ребенка из многодетной семьи. И каждый из нас должен сделать все возможное для решения данной проблемы. Ведь если хочешь сделать что-либо для людей, помоги прежде всего ближнему своему. И я буду делать все, что зависит от меня для своих учеников.

А приходилось ли вам когда-либо слышать такой вопрос: «Зачем нищету плодить?». Мне всегда хочется ответить: «Нищета уже давно расплодилась в нашей душе». Люди обнищали духовно, а не материально. Боясь перспективы провести очередной отпуск не в Турции, а у колыбели, многие семьи не рожают второго или третьего, а то даже и первого ребенка! Часто семьи соглашаются с навязанным нам мнением - «не на что растить еще одного ребенка». А что в 1945 году было на что растить? Босиком ходили. Младшие братья носили одни штаны на двоих. Питались в основном картошкой да полевым луком. Выросли ведь, причем физически и духовно здоровыми, крепкими людьми.

Мой папа родился в 1943 году. Деревенские дети послевоенного времени не имели представления о телевизоре и даже электрической лампочке. Зато с молоком матери они усвоили, что такое церковь, труд и почитание старших. Дед мог выпороть сыновей за то, что они, заигравшись, пробежали мимо пожилого человека и не поклонились ему. Вот такое уважение к старикам воспитывалось. А чему мы сейчас детей учим, как воспитываем? Раньше, пока ребенок не вычистит загон для скота, ему не разрешалось идти гулять, даже если в почистке нет необходимости. Если родители сказали, то не было страшнее проступка для ребенка, чем ослушаться. Все это дисциплинировало, воспитывало характер, закладывало основные принципы будущей взрослой жизни ребенка. Такая строгость в первую очередь необходима самим детям, все это делалось во благо. Печально, что все чаще и чаще современные родители «откупаются» от детей дорогими мобильниками и ноутбуками, нанимая в няньки Интернет и «аську». У меня есть ученики, которые испытывают огромные трудности в общении со сверстниками лишь из-за того, что их не научили общаться. В дошкольном возрасте они дружили с компьютером, со взрослыми передачами по телевизору да общались по мобильному телефону с мамой во время ее коротких перебежек с работы к новому папе. Детей таких очень жалко, помочь можно, но уже сложно, время упущено. Им по 10-12 лет, а характер, как известно, формируется в первые пять лет жизни человека. Верной оказывается пословица, в которой говорится о том, что детей надо воспитывать, пока они поперек лавки лежат. Родительский эгоизм, забота в первую очередь о себе, а не о потомстве, порождает очень многие пороки. Откуда берутся малолетние преступники и даже рецидивисты, 13-15-летние «ночные бабочки», детская агрессия? Корни всех этих социальных проблем кроются в семье.

Я как учитель считаю своим долгом уделять внимание духовному развитию каждого ученика, обращаться к лучшим сторонам его души, опираясь на них, развивать их. Недавно даже нарушила должностную инструкцию. Мы с ребятами читали текст на английском языке про старинный русский город Суздаль, его монастыри, храмы. Текст был сложный, понять и прочитать заложенный в него глубокий смысл было очень трудно. Обычно я задаю читать и переводить самостоятельно, но в этот раз, вопреки инструкции, решила сама перевести текст, расставить акценты, обеспечить стопроцентное понимание текста. А после я рассказала о Тобольских церквях, о Иоанно-Веденском и Абалакском монастырях. Такой тишины и такого внимания мне не удавалось добиться ни на одном уроке, ученики даже не шевелились. Было слышно, как они дышат.

Вот мы любим кивать на Америку и копировать западные нормы жизни, мол у них все лучше. Жизнь там действительно слаще, мне только не понятно, почему же мы «слизываем» в основном негатив? Там ведь не мало и ценностей. Патриотизм, например. Каждый юный американец знает, что означают звездочки и полоски на американском флаге. А знают ли маленькие россияне значение цветов на нашем флаге?

Но самое главное, что меня привлекает в Америке – это поддержка демографии и рождаемости в стране. Нормальным считается иметь троих-пятерых детей в семье. Своими глазами наблюдала, как знакомая американка каждое утро усаживала троих своих детей в джип, развозила по школам, в общем занималась детьми по полной программе, при этом успевала работать и не считала свое потомство обузой. В очень редкой американской семье лишь один-два ребенка. Общепринятой общественной нормой является и усыновление. В случае, если родители хотят еще детей, но не могут родить, они усыновляют малышей из Африки, Азии, России и многих других стран. А у нас многие своих бросают, не то, что усыновляют.

До революции базой семьи (тогда почти все семьи были многодетными) была Церковь. Батюшка, а не телевизор был главным советчиком. Очень жаль, что все это было утрачено, и хочется верить, что нынешние попытки восстановить авторитет Церкви и многодетной семьи увенчаются успехом.

Е. Шарагина, учитель английского языка МОУ СОШ № 29 г. Ишима

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.