ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Император Николай Второй

В одной из своих проповедей в мае этого года Патриарх Кирилл с горечью заметил, что к моменту падения царской власти в 1917 г. от государя отвернулась большая часть его окружения. Люди, чье служение престолу было освящено клятвой, совершили грех не только против личности помазанника, но и против Бога. Оставшись в полной изоляции, Николай Александрович, тем не менее, не роптал, но сохранял присутствие духа, являя собой пример смирения в следовании неисповедимому Божиему Промыслу.

Личность последнего русского царя, канонизированного Русской Православной Церковью в августе 2000 года, изучена до мельчайших подробностей целой армией историков, публицистов, деятелей Церкви.

Библиография на эту тему, пожалуй, коли чественно превосходит суммарный фонд со чинений о других русских императорах. При этом немалая часть этих трудов носит, хотя и зачастую скрытый, но все же критический характер. В самом деле, замечают исследо ватели, ведь надо было сделать то-то и то-то, а он выбрал иной путь, и в результате…

И лишь сравнительно небольшой процент публикаций выдержан в сочувствующем личности Николая II тоне.

К числу последних относится фундамен тальный труд русского ученого-эмигранта Сергея Сергеевича Ольденбурга (1888-1940) «Царствование императора Николая Вто рого». Работа основана на изучении исто рических актов, хранящихся в посольстве России во Франции. Работа была начата в 1920-х гг. в Париже по просьбе Высшего монархического совета и в окончательном виде вышла в свет в год смерти автора. До сего времени этот труд остается наиболее обстоятельным и объективным исследовани ем сложной и противоречивой эпохи прав ления императора Николая Александровича Романова.

Вместе с тем, исследования последних десятилетий вносят существенные поправки в область изучения данного явления. Речь идет, в первую очередь, о результатах по черковедческой экспертизы, позволившей признать документ об отречении от престола фальшивкой. В совокупности с действиями окружавших государя лиц до и после госу дарственного переворота в феврале-марте 1917 года наличие поддельного документа выстраивает замкнутую логическую цепь, по зволяющую сделать единственно возможный вывод – император Николай II от престола не отрекался.

Косвенно данный вывод позволяют сделать опубликованные документы Чрезвы чайной следственной комиссии Временного правительства, итогом деятельности которой является положение о том, что император всегда действовал в соответствии с суще ствующими государственными законами. Таким образом, в последние десяти летия в России набирает силу движение, направленное не только на реабилитацию личности Николая Александровича Романова как страстотерпца Православной Церкви, но и на пересмотр отношения к нему сред ствами академических светских дисциплин. В широком смысле это можно выразить словами известного современного ученого О.А. Платонова: вначале народ в своей мас се, а, в первую очередь, образованная часть общества, отказались от царя-помазанника, и только потом революционные силы, при активной поддержке зарубежных недоброже лателей, завершили работу по разрушению Великой империи.

Ниже приведем выдержки из указанной работы С.С. Ольденбурга, дополненные О.А. Платоновым в рамках энциклопедиче ского словаря русской цивилизации. Николай Александрович Ро манов (19.05.1868 – 17.07.1918) воспитание и образование по лучил под личным руководством своего отца, императора Алек сандра Третьего, на традицион ной религиозной основе, в спар танских условиях. Преподавание предметов велось выдающимися русскими учеными: К.П. Побе доносцевым, Н.Н. Бекетовым, Н.Н. Обручевым, М.И. Драгоми ровым и др. Большое внимание уделялось военной подготовке будущего царя.

На престол Николай Алексан дрович взошел в 26 лет в резуль тате преждевременной смерти своего отца. Николай Второй стал проводить самостоятельную политику, чем вызвал недоволь ство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого царя. Основой государственной политики стало продолжение стремления его отца «придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны».

Образцом правления для Николая II был царь Алексей Михайлович, бережно хра нивший традиции старины. Однако время, в которое выпало царствовать императору Николаю Второму, сильно отличалось от эпо хи первых Романовых. Если тогда народные основы и традиции служили объединяющим знаменем общества, которое почитали и про стой народ, и правящий слой, то к ХХ веку российские основы становятся объектом отрицания со стороны образованного обще ства. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским идеалам, многие из которых они считали отжившими и невежественными. Делаются попытки навязать России чужую модель развития – либо западноевропейско го либерализма, либо западноевропейского марксизма.

Трагедия жизни Николая II состояла в неразрешимости противоречия между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическими по пытками значительной части общества их разрушить. Речь шла не только о сохранении традиционных форм управления страной, а о спасении русской национальной культуры, которая, как он чувствовал, находилась в смертельной опасности. Всю свою жизнь им ператор чувствовал на себе психологическое давление этих объединившихся враждебных российской культуре сил.

Николай II считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем, что именно от отвечает за них перед престолом Все вышнего. Из этого вытекало и отношение к ограничению царской власти, которое он считал переложением своей ответственности на других, непризванных, и к отдельным министрам, претендовавшим, по его мнению, на слишком большое влияние в государстве: «они напортят – а отвечать мне».

Кроме твердой воли и блестящего об разования Николай Александрович Романов обладал всеми природными качествами, необходимыми для государственной дея тельности, прежде всего, огромным трудо любием. Обладая живым умом и широким кругозором, царь быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов. Он имел ис ключительную память на лица и события.

Он помнил в лицо большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться, а таких было более тысячи. Он обладал исключительным личным обаянием, умея обворожить собеседника, будь то высший сановник или простой рабочий. С.Ю. Витте, уже будучи личным врагом государя, вынуж ден был заметить, что в своей жизни он не встречал более воспитанного и культурного человека, чем русский царь Николай II.

Царствование Николая II – самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличи лось на 62 млн. человек. За 1885-1913 гг. промышленная продукция выросла в 5 раз, превысив темпы роста наиболее развитых стран мира. Была построена Великая Сибир ская дорога, кроме того ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. Народный доход России вырос с 8 млрд. руб. в 1894 г. до 22-24 млрд. руб. в 1914 г. Общие расходы на народное образование и культуру выросли в 8 раз, вдвое опережая затраты на образо вание во Франции и в 1,5 раза – в Англии.

Личность Николая II играла огромную роль в церковной жизни России, гораздо большую, чем роль его царственных пред шественников. Глубокая вера царя, его по стоянные паломничества к православным святыням сближали его с коренным русским народом. В его царствование было прослав лено больше святых, чем за весь XIX век, и, прежде всего, канонизирован Серафим Саровский. Были построены тысячи новых церквей. Число монастырей увеличилось с 774 в начале царствования до 1005 в 1912 г.

Время царствования Николая II – это не только период национального подъема, но и время энергичной организации антирусских сил, проникновения их во многие жизненно важные центры России. Воспользовавшись навязанной России войной и трудностями, связанными с нею, внутренние враги Рос сии совершили государственный переворот, что в дальнейшем привело к неисчислимым жертвам, включая гибель Царской семьи.

Долгое время было принято считать, что царь подчинял свою волю царице, поскольку она обладала более твердым характером, духовно руководила им. Это неправильный и очень поверхностный взгляд на их взаи моотношения. Можно привести множество примеров, как государь неуклонно проводил свою волю, если чувствовал правильность решения. Но его можно было убедить от менить свое решение, если он обнаруживал ошибку и справедливость утверждений ца рицы. Государыня не давила на супруга, а действовала убеждением. И если она чем- то влияла на него, то только добротой и любовью. Царь был очень отзывчив на эти чувства, т.к. среди многих родственником и придворных он чаще всего ощущал фальшь и обман. Читая царские письма, убеждаешься, с какой настойчивостью Николай II проводил свои планы и отвергал пред ложения любимой им жены, если считал их ошибочными. У государя «поверх железной руки была бархатная перчат ка». Его воля проявля лась не взрывами и не бурными столкновениями, а скорее напоминала бег горного ручья с горной высоты к равнине океана.

Он огибает препятствия, отклоняется в сторону, но в конце концов с не изменным постоянством близится к своей цели. Николай Александро вич Романов со своей августейшей семьей и не многочисленными сопровождающими лицами останавливался в Тюмени летом 1917 года при переезде в Тобольск. В сохранившемся особняке, где непродолжительное время на ходились царственные узники, располагается музейная экспозиция и домовая церковь, в которой в определенные дни проводятся бо гослужебные мероприятия. Адрес «Царской пристани», как это место сегодня принято называть, – ул. Госпаровская, 3. Шефство над объектом взял на себя московский му зей «Наша эпоха» и лично Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

Царская пристань в Тюмени – один из символов почитания императора Николая II и его семьи, одно из мест паломничества православных христиан как России, так и зарубежья.

Ж.В. ЕРМАКОВА, М.С. ЯБЛОКОВ,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.