ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№07 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Архимандрит Антонин (Капустин) – строитель «Русской Палестины»


Архимандрит Антонин (Капустин)

(к 200-летию со дня рождения)

Архимандрит Киприан (Керн) писал об о. Антонине: «Имя отца Антонина если и ведомо, то в среде ученых-археологов и палестиноведов. Впрочем, и как благодетеля русских паломников в Палестину, и русского деятеля, там поминают его с благодарностью те тысячи русских богомольцев, что шли в Святую Землю и в храмах, и в подворьях, построенных отцом Антонином, находили отдых душе и телу. Кроме этого о нем не знают ничего»

Например, мало кому известно, что родина архимандрита Антонина находится в селе Батурино, в 25 км от г. Шадринска Курганской области, где до сих пор сохранился Спасо-Преображенский родовой храм нескольких поколений священнического рода Капустиных.

Паломнический отдел Тобольской митрополии в мае этого года совершил вторую паломническую поездку на родину архимандрита Антонина (Капустина) в село Батурино Курганской области. Настоятель храма протоиерей Сергий Кривых рассказал о большой работе по подготовке к юбилею замечательного земляка. Для участия в торжествах и освящения бюста архимандрита Антонина (Капустина) ожидается приезд в Батурино Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе этого года.

Род Капустиных произошел из Вологодской губернии, из Великого Устюга. Прапрадед отца Антонина был священником, и его сын Василий переселился в Пермскую губернию, поселился в селе Батуринском Шадринского уезда в 1765 году, заложил церковь и служил в ней. Его сын Леонтий священствовал в этом селе и передал унаследованное место своему сыну иерею Иоанну, у которого 12 августа 1817 года родился сын Андрей, будущий архимандрит Антонин.

Об этом писал архимандрит Киприан (Керн):

«Он принадлежал к тому великому и славному сословию русского духовенства, которое так много создало для русского просвещения вообще и для духовного в частности.

Сословие наиболее русское, наиболее цельное по крови; сословие, наиболее сохранившее возвышенные черты христианской духовной жизни; …сословие, кровь коего в течение веков срастворялась с евхаристической Кровью, это совершенно неведомое латинскому Западу сословие и почему-то почти презиравшееся русскими передовыми кругами, сделало в развитии русского просвещения никак не меньше, если не больше, сословия дворянского. Этот духовный класс, почти замкнутый в некую касту, обособленный от других, значительно обездоленный, а подчас и притесняемый, выдвинул из среды своей столько замечательных и выдающихся деятелей, которые составляют поистине славу русской истории».

Андрей Капустин получил первоначальное домашнее образование и поступил в уездное духовное училище, помещающееся в древнем Далматовском Успенском мужском монастыре Пермской епархии. Далматовское суровое обучение воспитывало характер, прививало смиренное послушание церкви и иерархии и давало основательное знание общеобразовательных наук и древних языков, которое не могла дать светская школа. Затем Андрей поступает в Пермскую духовную семинарию, а в 1836 году вместе с братом своего отца, архимандритом Ионой, переезжает в Екатеринославскую духовную семинарию. Андрей мечтает о поступлении в Московскую духовную академию, но по настоянию своего дяди позднее поступает в Киевскую духовную академию, по окончании которой удостоен степени магистра богословия и оставлен преподавать немецкий и греческий языки, и позднее занимает в ней различные административные должности.

7 ноября 1845 года Андрей принял монашеский постриг в пещерах КиевоПечерской лавры и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. Затем последовало рукоположение в иеродиакона и в иеромонаха.

С 1850 года жизнь отца Антонина обращается к Востоку. С этого времени до самой своей смерти он живет и работает последовательно в Афинах, Константинополе и Иерусалиме. В Афинах, будучи настоятелем церкви при русском посольстве, он изучает древние христианские надписи и Парфенон, делает первые большие археологические открытия в области Византийского Востока, многое из истории христианских Афин стало доступно ученому миру. Отец Антонин много путешествует по Востоку.

В 1859 году митрополит Московский Филарет (Дроздов) рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь настоятелем посольской церкви. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. Он изучает Синайский кодекс Библии, выполняет поручения Синода в связи с вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония, печатает интересные статьи и книги.

За все время пребывания на Востоке отец Антонин только один раз получает 29-дневный отпуск и едет домой в село Батуринское, куда собралась почти вся капустинская семья. По пути на родину он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вену, Прагу, Дрезден, Санкт-Петербург, Москву) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византистики.

В 1865 году, к 100-летию непрерывного священствования рода Капустиных, он пожертвовал Батуринскому Спасо-Преображенскому храму топазовый, в серебряной оправе напрестольный крест, украшенный драгоценными камнями. У подножия распятия была вложена частица Животворящего древа Креста. Крест изъят при советской власти.

За годы жизни на Востоке отец Антонин узнал живой быт современного ему церковного Востока, и архимандрит Киприан (Керн) писал, что «это было едва ли не важнее той исследовательской работы, которую он вел в развалинах Афин и византийских памятников Константинова града. Отец Антонин начал знакомиться с церковной жизнью, с устройством церковного управления, с богослужебными особенностями и вообще с своеобразием православного Востока… Россия и ее церковь была ведь только частью всего православного мира. Русское православие было по сравнению с восточным самым молодым. Наша жизнь церковная во многом пошла путем иным, чем жизнь на Востоке… Многое нами забытое было еще живо и действенно на греческом Востоке. Особенности богослужения, канонического строя, отношения к власти государственной… заставляло призадумываться, сравнивать, критиковать и желать некоторых изменений и поправок в нашем церковном быту. Архимандрит Антонин эти свои наблюдения неоднократно посылал в Санкт-Петербург обер-прокурору Синода митрополиту Филарету».

В 1865 году архимандрит Антонин командируется в Иерусалим и затем назначается начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В этот период духовенство посылалось за границу не со стороны Синода, а как служащие министерства Иностранных дел, что затрудняло деятельность начальника миссии. Благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христианском Востоке, прекрасному знанию греческого и ряда восточных языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, архимандрит Антонин сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине, создать серьезную материальную базу и значительно расширить существующую систему русского паломничества на Святую Землю.

Архиепископ Закинфский Дионисий в 35 письме из Иерусалима предпосылает следующие сочувственные строки по адресу нашего почтенного архимандрита: «…Я должен выразить публично справедливую похвалу русскому архимандриту Антонину. Этот могучий ум сделал столько зримого и незримого для Русской Церкви и русских интересов на святых местах, сколько один только он и мог сделать. Этот величавый муж, имя которого останется навеки неизгладимо написанным на многих входах, портиках и утесах Святой Земли, – один из самых образованных: глубокий богослов, археолог, филолог, говорит с замечательной легкостью на иностранных языках, по-гречески же говорит как настоящий грек, так как много лет состоял архимандритом русской церкви в Афинах, где возобновил храм св. Никодима. Трудясь многие уже годы на святых местах с примерным самоотвержением и самопожертвованием, он воздвиг повсюду русские храмы, русские пристанища и русские здания, в которых помещаются русские учебные заведения для воспитания в Палестине детей обоего пола, всех исповеданий и национальностей».


Храм в с. Батурино Курганской области, где служили много поколений священнического рода Капустиных

Стараниями архимандрита Антонина с большими трудностями, на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе, где по его проекту был построен монастырь Вознесения Господня. Прежде чем приступить к строительству, он провел на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики и погребальные пещеры. Вскоре удалось приобрести участок земли в Эйн-Кареме, недалеко от Иерусалима, где был построен русский Горненский женский монастырь. По преданию, это место встречи Божией Матери и праведной Елизаветы.

На участке, купленном в Яффе, под его руководством был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом пребывания праведной Тавифы. Были приобретены также участки в Иерихоне на месте дома Закхея, в Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме.

Одним из самых замечательных в научном отношении приобретений было место непосредственно за Голгофой. По поручению великого князя Сергея Александровича, председателя Императорского Православного общества, в 1883 году под руководством архимандрита Антонина проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены «порог Судных врат» и остатки базилики, построенной в IV веке равноапостольным императором Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христианских построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе великого князя Сергея Александровича архимандрит Антонин взял на себя руководство строительством церкви во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. За годы начальства архимандрита Антонина миссия приобрела 18 участков земли разной ценности и разного размера общей стоимостью до миллиона рублей золотом.

Особой трудностью при приобретении было то, что турецкое правительство не разрешало приобретение недвижимости иностранцами. Покупки совершались на имя подставных лиц, в частности, на имя драгомана миссии православного араба Я.Е. Халеби, а затем переписывались на имя начальника миссии.

В конце жизни архимандриту Антонину удалось оформить часть участков в принадлежащий ему «вакуф» (особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве); согласно завещанию собственность переходит Святейшему Синоду Российской церкви; если Синод перестает существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей.

Научные заслуги архимандрита Антонина были отмечены избранием его членом многочисленных ученых обществ и учреждений России и Европы. За свою усердную деятельность он был отмечен многими государственными и церковными наградами. Однако активная деятельность архимандрита Антонина вызывала и массу непониманий, недовольств и клеветы в чиновных верхах. Но совесть его была спокойна, он еще больше погружался в свою исследовательскую деятельность и говорил: «Больше книг, меньше интриг!».

Архимандрит Антонин отдавал почти все свое время заботам по расширению деятельности Русской духовной миссии, строительству новых зданий на вновь приобретенных участках, приему многочисленных паломников из России, совершению богослужений, а научной деятельностью занимался лишь за счет отдыха. Русские ученые, знавшие его лично или слышавшие о его неустанных трудах от других, вспоминали, что «только вечером архимандрит Антонин оставался один; друзьями его и собеседниками были любимые книги, до позднего часа он сидел то над какой-нибудь старинной рукописью или фолиантом, то вел ученую археологическую работу, то, вооружившись лупой и имея под руками капитальные нумизматические издания, напрягал все усилия своего зрения над чтением какой-нибудь старинной рукописи или греческой монеты, то удалялся на устроенную им над Миссией обсерваторию, чтобы там провести несколько времени, изучая дивную твердь небесную с ее неисчислимым разнообразием светил».

Архимандрит Антонин создал также археологический музей в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме. В среде церковных археологов этому собранию давалась самая высокая оценка за ее разнообразный и богатый подбор реликвий, принадлежащих к различным эпохам. Все эти предметы завещаны покойным архимандритом Антонином Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Архимандрит Августин (Никитин) писал: «Завершая обзор научной деятельности архимандрита Антонина, которую он вел в Палестине в течение 28 лет вплоть до самой своей кончины на 78-м году жизни в 1894 году, накануне праздника Благовещения, можно отметить, что его труды окончились лишь за 5 дней до его смерти».

Похоронен архимандрит Антонин в построенном им соборе Вознесения Господня в Русском Вознесенском монастыре на Елеонской горе. Но память о нем бережно хранится и на нашей сибирской земле. Паломнический отдел «Сибирский паломник» планирует организовать поездку в с. Батурино во время визита туда Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе этого года.

Приглашаем вас принять участие в паломнической поездке. Желающие могут оказать посильную помощь в подготовке торжества в с. Батурино. Паломнический отдел Тобольской митрополии «Сибирский паломник» находится в г. Тюмени по адресу: ул. Республики, 60; телефон (3452) 451-457.

Татьяна Измайлова, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.