ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2007 г.         

Можно ли кушать яблочки до праздника Преображения?


Русская Православная Церковь празднует девятнадцатого августа один из двунадесятых праздников - Преображение Господне, который в народе называют Яблочным Спасом. Согласно Евангелию, Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и на третий день воскреснуть.

Через несколько дней после этих слов Иисус возвел трех апостолов: Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними. "Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Мф. 17;2).

Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога Отца, свидетельствующий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Услышавшие это апостолы испугались и пали ниц (Мф, 17;3 - 6). Праздник приурочен к одному из главных событий в евангельской истории. Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Появление рядом с Христом Моисея и Илии - двух самых почитаемых иудейских пророков отнюдь не случайно: Моисей - вероучитель еврейского народа, духовный вождь и наставник, который "лицом к лицу говорил с Господом" и получил от него 10 заповедей, а Илия - пророк, который, по иудейским мессианским преданиям, должен возвестить приход Освободителя, Помазанника, Сына Человеческого (все это - различные имена Машиаха, (Мессии). Превращение одежд Иисуса в блистающие, белые, как снег, - божественное свидетельство того, что Он был чист от греха, несмотря на клеветнические утверждения Его вечных оппонентов - фарисеев и саддукеев (последователей двух главных религиозных школ в иудаизме I в. н.э.). Наконец, глас, который услышали апостолы и который исповедовал Иисуса "Сыном возлюбленным", - это неоспоримое указание на Божественную природу Сына Человеческого.

Праздник светлого и радостного Дня Преображения приходился на время Великого Поста, когда паства должна каяться в грехах и воздерживаться от радостей и услад. Эта "накладка" создавала массу неудобств. В результате пришлось "передвинуть" праздник на 6 августа, потому что через 40 дней, 14 сентября, Церковь отмечает Воздвижение Честного Креста - в память Христовых страданий и смерти.

Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил апостолам Славу Своего Божества, чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в том, что Иисус - Единородный Сын Божий.

В древности и средние века церковные праздники зачастую имели еще одну смысловую нагрузку, помимо главного духовного торжества: они становились праздниками народными, к примеру, освещения нового урожая или что-то в этом роде. В Греции на Преображение освящали только что созревшие грозди винограда. В России, в силу климатических причин, более популярным фруктом являются яблоки. В результате появился обычай; до дня Преображения яблок не есть, а в праздник приносить их в церковь, а затем обмениваться освященными плодами по аналогии с тем, как на Пасху обмениваются освященными пасхальными яйцами.

Справедливости ради следует упомянуть, что этот запрет на "допреображенские" яблоки ввели сами люди, которые просто "скопировали" его с устава монашеской жизни. Монахам предписывалось воздерживаться от яблок до 19 августа. Но если учитывать, что "церковь" - слово греческое и переводится как "собрание людей", то можно считать эту традицию вполне церковной.

По мнению известного старца Паисия Святогорца, нужно все делать в свое время, и тогда не будет греха; если есть традиция не кушать яблок до Преображения Господня, значит, и не нужно нарушать уставы благочестивых предков, если они никак не противоречат заповедям Божиим. Невкушение яблок и винограда до Преображения - это своего рода пост, а к посту нужно относиться серьезно.

Жития святых повествуют нам о случае из жизни преподобного Макария Желтоводского (память его 25 июля/7 aвгуста): "В 1439 г. казанские татары, напав на Нижний Новгород, разорили Макариеву обитель, убили иноков, а его самого отвели в плен к хану Улу-Махмету. Хан, увидев величественную осанку святого и услышав, что он человек добрый, кроткий и смиренный, отпустил его и по его просьбе даже освободил многих пленных. Тогда святой Макарий с освобожденными из плена отправился в Галицкую страну, более чем за 200 верст. Дорогой истощился у них запас хлеба, и все страдали от голода. Вдруг они увидели завязшего в болоте лося. Но так как в это время был Петров пост, то святой запретил им нарушать пост, говоря; "Надейтесь на Бога: лось будет в ваших руках, когда пройдет пост".

Лося пустили, надрезали ему ухо, а святой Макарий молился, чтобы Господь укрепил голодных, и тогда не только взрослые, но даже и дети пробыли без пищи еще три дня. Наступил день святых апостолов Петра и Павла, и отпущенный лось тогда явился перед путниками. Они без труда поймали его и употребили в пищу. Этот пример должен напомнить нам о том, что на все в нашей жизни есть воля и промысл Божий, и, если мы потрудимся немного над собой, Господь подаст нам полезную для нас пищу на каждое время. Этот светлый праздник напоминает людям о необходимости духовного преображения, которое, может быть, и нужно начать с отсечения своеволия и сластолюбия.

Иерей Иоанн Шишл янни ков, клирик храма свв. апп. Петра и Павла, г. Салехард

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.