ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2019 г.         

Перейти в раздел [Документы]

История храма Казанской иконы Божией Матери Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря Курганской епархии

3 июля 2019 года в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре с. Чимеево Белозерского района произошел пожар. Возгорание произошло в 13:31. В это время в Казанском храме вместе со священником молилась группа паломников из Екатеринбурга. С северной наружной стороны храма приглашенные из Тюмени специалисты проводили профилактические работы сплит-систем кондиционирования. По предварительным данным, в результате короткого замыкания храм стал быстро наполняться едким дымом. Попытки ликвидировать возгорание имеющимися огнетушителями не увенчались успехом, уже через 5 минут храм весь был заполнен дымом и охвачен огнем. В результате бедствия полностью сгорел деревянный Казанский храм обители, построенный в 1890 году. Полностью уничтожено убранство храма и церковная утварь. Удалось спасти лишь ковчег со святыми мощами. От огня пострадала чтимая святыня Зауралья – чудотворная Казанская-Чимеевская икона Божией Матери. Редакция «Сибирской православной газеты» выражает глубокую скорбь по поводу случившегося горя. Веруем, что Пресвятая Богородица не оставит Своей милостью с любовью почитающих Ее. Так совпало, что в июне этого года клириком Курганской епархии диаконом Владимиром Коробициным, выпускником Тобольской духовной семинарии (сектор заочного обучения), была представлена и успешно прошла защиту выпускная квалификационная работа на тему «История храма Казанской иконы Божией Матери Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря Курганской епархии». Считаем уместным, с согласия автора работы, представить вниманию читателя материал об истории Чимеевского храма, подготовленный на основе указанного дипломного проекта.

селе Чимеево Курганской и Белозерской епархии сегодня для непосвященного человека выглядит как новострой. Позолоченные нитридом титана купола, пластиковые окна, современные решетки на них, новая обшивка из лиственницы, облагороженный сайдингом фундамент; вокруг храма – бетонные дорожки, на входе – тяжелая дверь-сейф; внутри – современные росписи по гипсокартону, пол покрыт ламинатом, вместо печей – батареи отопления. Но, заглянув в историю села Чимеево и Чимеевского мужского монастыря, узнаем, что здание построено в XIX веке и все внешнее, наружное сохраняет под собой старинный фундамент и сруб. История же создания храма уходит в середину XVIII века. В XVII-XVIII веках Урал и Сибирь были многоконфессиональными территориями. По мере их заселения русским народом Православие становится доминирующим. Важной особенностью за Уральским хребтом было отсутствие крупного частного землевладения, вся земля считалась «государевой», роль государства была значительной.

Особой составной частью Православной Церкви всегда были монастыри. Они направляли миссионерство, готовили священнослужителей, вели летописания, развивали иконопись, были духовными центрами и ревнителями нравственности.

В XVII веке сибирские монастыри создают собственные вотчины. Складывание монастырских владений проходило как и в других районах Руси. Это и пожалование земли правительством, и перекупы, и вклады частных лиц. Одним из первых монастырей в Сибири возник Троицкий Рафайловский монастырь (ок. 1657 г.). Деревня Чимеево была погостом Рафайловского заказа. Прошение о строительстве первой Богородицкой церкви в 1750 году подавалось впервые организованной общиной митрополиту Тобольскому Сильвестру с ведома игумена монастыря.

В 1764 году церковные вотчины были секуляризованы. Монастыри разделены на три класса. Рафайловский Троицкий монастырь был определен в третий класс. Село Чимеевское становится слободой, переходит в полное подчинение государству. После пожара в 1780 года второй Богородицкий храм строится и освящается в 1793 году уже с разрешения Правительствующего Синода и самого государя императора. Второй храм к концу XIX века обветшал, был разобран. Третий храм был построен почти на том же месте, освящен в 1890 году. Он и сохранился до нынешнего времени.

История третьего храма в селе Чимеево

В августе 1887 года, согласно храмовой летописи, члены приходской комиссии во главе со священником обратились через Курганское духовное правление к правящему архиерею и доложили о том, что здание церкви совсем обветшало и необходимо строить новую. Епископ Тобольский и Сибирский Авраамий, узнав о бедственном состоянии храма, благословил, с разрешения Святейшего синода, строить новый храм в честь явления Божией Матери в городе Казани. 21 мая 1890 года, в день Святого Духа, в селе Чимеево состоялся чин освящения нового храма. На богослужении предстоял благочинный протоиерей Александр Елеонский, сослужили священники Иаков Серебрянников, Федор Андреев, Иоанн Наумов, Иоанн Попов. Возведенный в селе Чимеево храм – традиционный образец православного храма, элементы которого являются символами христианской веры.

Поставленный на барабан купол с восьмиконечным крестом создает внутри храма впечатление глубины. Всего на храме семь куполов, означающих Таинства христианской веры. Золотые купола символизируют Христа, синий цвет – Богородицу.

Мы видим обилие икон в храме. «Ни в какой другой стране не было написано так много икон, как на Руси, – констатирует один из ведущих исследователей древнерусской живописи Г.И. Вздорнов. – Перевес иконописи над стенописью был связан с тем, что церковное строительство на Руси было преимущественно деревянным. Украшать их стенной живописью бессмысленно – деревянные постройки не приспособлены для нее. Оставалось украшать их иконами и притом такими и в таком количестве, чтобы они служили заменой стенной росписи. Вот почему русские иконы многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они занимают в истории искусства Древней Руси такое же место, какое в истории византийского искусства принадлежит мозаикам, а в истории искусства южных стран – фрескам».

Чимеевский храм возводился достаточно быстро, создаваемый строительной артелью. Широкое храмовое строительство требовало выработки такого типа здания, который был бы прост в расчетах и ведении строительных работ, надежных по конструктивным свойствам. Он должен также соответствовать творческому методу артели, в котором главную роль играл устойчивый навык, наследуемый от мастера к мастеру, умение приспосабливать общепринятый тип к местным условиям.

Большинство деревянных церквей возводились по специально разработанным «нормальным чертежам». Поиски новых неординарных решений, сохраняющих канон православного храма, воплотились в Чимеевской церкви. Возведенная в центре села, она главенствует в окружающей ее застройке. Четырехчастная, вытянутая по продольной оси постройка включает двухъярусную шатровую колокольню («восьмерик на четверике»), трапезную – помещение, имевшее как богослужебное, так и общественное назначение (обычно – место собраний прихожан), широкий основной объем и примыкающую к нему апсиду с ризницей.

Разновеликие объемы, расположенные на одной оси, создают интересный динамичный ансамбль. Основная масса композиции сосредоточена в главном объеме. Ярусами он восходит к главе, возвышающейся над восьмигранным световым барабаном. Архитектурная пластика церкви характеризуется активным геометрическим узором. Это и опоясывающий нижний ярус храма, своеобразный фриз, и накладки в глухих простенках светового барабана.

Интерьер храма довольно прост: плоский подшивной потолок, геометрические лаконичные «паруса», на которые опирается барабан, широкий проем алтарной части, отделенной от основного объема иконостасом. Кроме чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери в храме находится и уникальная икона Богородицы-Скоропослушницы – дар с Горы Афон. На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись на церковнославянском языке от афонских монахов, которая гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афон в русском стяге великомученника Пантелеимона, монастыря от коего и послана для приходского храма в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верой и любовью прибегающим Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней и пречистым Ея образам». Датировка надписи – 1893 год.

Казанская церковь в Чимеево – наиболее характерный образец православного деревянного зодчества второй половины XIX века. В ее облике и пластике ясно прочитывается стремление зодчих придать своеобразие святыне, не отходя от разработанных специально для сибирского края образцов.

Иконостас храма

Синод, священство и сами прихожане всегда всеми силами заботились о благолепии внутреннего убранства храма. Особое внимание уделялось иконам. Самым почетным местом был и остается иконостас – зримое свидетельство присутствия Небесной Церкви в земном мире.

Художественная ценность иконостаса Чимеевской церкви не подвергается сомнениям. Он, изготовленный на рубеже XIX-XX вв., украшен тонкой резьбой и покрыт тончайшим слоем сусального золота. Сусальное золото широко использовалось в оформлении иконостаса в храмах крупных городов России. Для сельских храмов это было почти не доступно.

Иконостас храма во имя Чимеевской Казанской иконы Богоматери представляет собой редкий для того времени случай. Это свидетельствовало о том, что прихожане храма выражали этим свое почтение и любовь к Богородице. Все этапы изготовления деревянной резной основы, а затем кропотливой работы по покрытию его листочками тончайшего золота были проделаны так, что и сейчас практически невозможно увидеть никаких швов, стыков, морщинок.

Чистовая отделка иконостаса завершилась применением еще одного очень редкого приема: каждый сантиметр золотой поверхности был отполирован волчьим клыком. В итоге резьба, украшающая иконы, и все детали иконостаса представляют собой единый монолит. Чимеевский иконостас характерен для своего времени, но, как один из многих сохранившихся цельных произведений, заслуживает более подробного описания.

Иконостас трехъярусный (если не считать изображений в медальонах, которые помогают выделить главные ряды), архитектоничный, т.е. состоящий из малых архитектурных форм. Иконостас украшен накладной деревянной позолоченной резьбой. В нем 40 икон, выполненных маслом, 18 из которых, благодаря крупным размерам, придают монументальность всей композиции. Фон-основа голубой (первоначально был светло-голубой).

Живопись икон исполнена на золотом фоне с гравированным орнаментом, состоящим из крестов, розеток, плетенок. Нимбы гравированы тонкими лучами, по контуру украшены дробным орнаментом в несколько рядов. Живопись лаконичная, с обобщенным рисунком деталей и складок одежд. Четкие контуры святых читаются на расстоянии.

В центральной части иконостаса отчетливо выделена тема Спасителя. Смысловым центром являются Царские врата, украшенные ажурной резьбой с виноградными гроздьями и венчающиеся короной. Царские врата кажутся легкими и прозрачными по сравнению с увеличенной (в соотношении с классическим иконостасом) иконой «Тайной Вечери», символизирующей образ Таинства Евхаристии. Композиция иконы «Тайная Вечеря» почти симметрична. Внимание приковывает величественный образ Спасителя в центре в окружении двенадцати апостолов. Центр выделен идущим от Спасителя светом. Икона «Тайная Вечеря» имеет фигурную форму и обрамлена медальонами с изображением святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, святых Мефодия и Кирилла. Вся композиция украшена ажурной прорезной резьбой, имеет форму кокошника и символизирует нетленный венец Царствия Божия.

Вверху алтарной преграды, в третьем ряду, наиболее символические сцены, связанные с темой Страстей Господних. «Положение во гроб», выше – «Моление о Чаше», «Распятие» и, как апофеоз победы крестной смерти, – «Воскресение Христово». На вершине иконостаса – образ Бога Отца Саваофа, благословляющего земной путь Сына.

Иконы «Распятие» и «Моление о Чаше» симметричны, но их живописные изображения расположены ниже, чем на центральной, и внимание молящихся устремляется к образу Воскресшего Христа. Все устремлено вверх, предвещая Вознесение Господне (эта сцена тоже изображена, она находится в левом медальоне над «Распятием», в правом – «Преображение», над иконой «Моление о Чаше»). Таким образом, из Господних праздников автор иконостаса отобразил те сцены Нового Завета, которые наиболее ярко раскрывают тему спасения.

В первом ряду, слева от Царских врат, располагаются икона Богоматери с Младенцем, образы святого архидиакона Стефана, святителя Николая Чудотворца, со священномучениками Модестом и Власием, учителя Вселенские – святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов; справа – икона Спасителя, образы святого архидиакона Лаврентия, Крестителя Господня Иоанна, пророка Илии.

Второй ряд – апостольский. Над первым рядом в медальонах: святые мученики Гурий, Самон и Авив, святой великомученик Георгий Победоносец; под вторым рядом в медальонах – святитель Феодосий Черниговский и преподобный Серафим Саровский.

(Продолжене следует...)


Диакон Владимир КОРОБИЦИН,
Курганская епархия

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.