ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2008 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

«Если нет Бога, то все позволено»

Основой жизни каждого человека и общества в целом является нравственность. Ибо все: культура, политика, экономика – в своем благополучном течении находится в прямой зависимости от нравственности людей. Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность – это способность человека различать добро и зло и следовать добру.

Но тогда встает вопрос: что нужно считать добром, а что – злом? Ведь в определении достоверных признаков добра и зла и состоит вся трудность. Часто одно и то же разные люди понимают по-разному. Бывает даже и так, что по прошествии времени люди совершенно изменяют свои взгляды. Разум наш, например, в молодости и в старости приводит нас к различным, зачастую совершенно противоположным выводам о самых важных вопросах жизни.

К тому же очень многое в жизни при поверхностном взгляде представляется добром, а при внимательном рассмотрении – злом. Не зная природы добра и зла, человек называет добром то, что не имеет большой цены, потому что всегда может измениться на противоположное (так, богатство и здравие не делают человека лучше, а при злоупотреблении способствуют возникновению греха).

Сейчас нередки рассуждения о том, что нравственность возможна сама по себе, т.е. без Бога: «захотим и будем» – считают многие. Но нравственность невозможна без Бога. Если хотя бы предположить, что Бога нет, тогда различение добра и зла перестает быть возможным, ибо все становится относительным. А относительное без Абсолютного обессмысливается. Бог и есть то самое Абсолютное Добро, в свете которого только и возможно определить все относящееся к добру. И в поисках Абсолюта человек проявляет высшую духовность.

А если Бога нет, то нет и точки отсчета, нет шкалы, по которой можно определить, что есть что. Так, в Библии говорится: В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым (Суд. 17,6). Ф.М. Достоевский писал также определенно: Если нет Бога, то все позволено.

Бог есть Свет, при котором только и бывает видно всем и каждому, что есть белое, а что – черное. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит» (Ин. 1. 4,5), – сказано в Св. Евангелии. Лишенный этого света и свое безобразие может принять за красоту.

Действительная нравственность в истоках своих без Бога невозможна, как не может быть дерева без корней. Религия и нравственность взаимообусловлены: «Нравственность без религии невозможна, религия без нравственности не нужна».

При свете веры в Бога определения добра и зла становятся четкими как в целом, так и в каждом конкретном случае. Например, добром вообще можно назвать все то, что поддерживает жизнь личности, семьи, общества. Доброта, милосердие, сострадательность, верность, постоянство, целомудрие, терпение, трудолюбие, воздержание, жертвенность, смирение, покаяние – вот оно, нравственное добро!

Злом можно назвать все то, что разоряет жизнь личности, семьи, общества. Гордость, самоуверенность, себялюбие, жестокость, разврат, ложь, лень – вот зло. Понятия эти неизменны и безусловны, их нельзя подчинить соображениям пользы. Пророк Моисей, умирая, упрашивал окружающих его людей: «...жизнь и смерть предложил я тебе у благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30,19). То есть избери добро, чтобы жил ты и дети твои.

Протоиерей Иоанн Гончаров (по книге «Многие поищут войти, и не возмогут»)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.