ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№09 2009 г.         

Преподавать религиозный курс может только человек верующий

В современном секулярном обществе духовно-нравственное образование в школе в качестве Основ вероучения, вопреки многим голосам противников, не противоречит Конституции Российской Федерации, если преподается на добровольной основе. Тем более, что большинство жителей нашей страны четко определяют свое религиозное сознание и высказывают пожелание, чтобы Основы вероучения преподавались в общеобразовательных учреждениях. Известно, что рекомендации по введению в школах предметов религиозного содержания Общественная Палата выпустила еще в ноябре 2006 года. Был проведен опрос среди 79 региональных органов управления образованием, и 68 заявили, что преподавание предмета должно быть факультативным, носить культурологический характер и преподаваться светскими учителями.

Поводом к несмолкающим дискуссиям по поводу преподавания Основ вероучения в школе является то, что Россия остается светским государством, отделенным от Церкви. И до сих пор не найдено достаточно точек соприкосновения по вопросу преподавания в школе Основ Православной культуры. Чиновники от образования считают, что преподавать в школах должны светские педагоги. Здесь мы сталкиваемся с вечной проблемой кадров. Кого считать специалистом в области вероучения? Какое образование должен иметь специалист для того, чтобы преподавать в школе? Подготовить специалистов за короткий срок не представляется возможным, слишком мал процент людей, заканчивающих институты и университеты по специальности «Религиоведение», еще меньше после получения диплома работают по профессии. Очень важно, чтобы Министерство образования и Русская Православная Церковь пришли к общему мнению о том, как будут преподаваться в школе позитивные знания о религиозных традициях, к которой принадлежат учащиеся и их семьи.

Основы Православной культуры не просто еще один предмет в сетке, это формирование мировоззрения маленького человека. Мне кажется, есть масса тонкостей, которые светский учитель не сможет донести и не сможет ответить на все вопросы детей, потому что для этого нужно жить в Церкви.

Преподавать мировоззрение и вероучение может только человек верующий и воцерковленный, лучший вариант, на мой взгляд – оставить преподавание Основ Православной культуры факультативно и привлекать к преподаванию священнослужителей. Двадцать лет после периода безбожия Церковь строит и восстанавливает храмы и монастыри, а храмы Духа Святаго до сих пор стоят разоренные и заброшенные. Самое время пастырям заняться формированием мировоззрения юных граждан своей страны, лучше их с этой задачей никто не сможет справиться.

Если же в школах начнут преподавать светские учителя, необходимо осуществлять контроль над программами и курсами, по которым будут преподаваться Основы Православной культуры. Министерством образования совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви должен быть написан или составлен на основе уже существующих учебник, удовлетворяющий потребностям, целям и задачам курса. Необходимо проводить регулярные курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры на базе духовных школ (семинарий, академий), а пастырям воцерковлять светских преподавателей Основ Православной культуры, если будет в этом потребность.

Иерей Василий Корда,
директор Новоуренгойской Православной гимназии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.