ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№10 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Укрепляться в вере и жить по вере, или достаточно ли верить в Бога в душе?

«У меня Бог в душе, зачем мне ваши обряды, регулярное хождение в храм, посты и прочие внешние ритуальные действия? Главное – чтобы Бог был в сердце, а все остальное – это человеческие выдумки!».
Довольно часто приходится слышать подобные утверждения от людей, которые называют себя верующими, но не желают исполнять того, что предписывает Святая Церковь.

Да, они заходят изредка в храм поставить свечку: попросить у Бога какую-нибудь милость, просят покрестить детей, освятить машину, квартиру, офис, обвенчать и пр. Но чтобы начать жить по-христиански – ни-ни! Ничего не хотим слышать и знать, мы верим в душе, Бог у нас в сердце, отстаньте от нас с вашими обрядами.

Одним словом, отношение к храму у таких «верующих» как к магазину. Человек приходит в магазин, чтобы приобрести какие-то ему нужные вещи, но сам магазин ему не интересен: его история, коллектив, традиции; тем более не придет в голову связать свою жизнь с этим магазином. Нечто подобное можно видеть и в отношении к храму. Человек пришел, ему что-то надо: покрестить, отпеть, освятить, избавиться с помощью Бога от какого-то жизненного неудобства и пр., но сам храм, само христианство ему неинтересны: Кто Такой Христос, что Он для нас сделал, что такое Церковь, храм, что там происходит, зачем все это нужно и, в конце концов, что значит быть христианином? Нет, я верю в душе, а это все мне не интересно. Без того забот в жизни хватает; вы дайте мне то, что я хочу, а учить меня не надо.

Примерно так рассуждает большинство людей из числа так называемых «захожан». Есть прихожане – это те, кто стараются жить по-христиански, погружаться в мир веры, верить серьезно и осмысленно, а есть «захожане » – это те, кто заходит в храм только по великим праздникам (хотя и не понимая сути этих самых праздников), или по мере бытовой надобности, а о самой вере ничего знать не желают.

По этому поводу в церковной среде даже родилась такая притча: «Один человек жаловался священнику: «Почему, мол, у вас в храме так скучно и однообразно: как ни зайду, все «Христос Воскресе!» поют?». Или другая: «Многие современные крещеные люди бывают в храме дважды: когда их в пеленках приносят на Крещение и когда в гробу приносят на отпевание». Может стоит почаще в храме встречаться...

Не могу также не вспомнить один случай, который недавно со мной произошел. Позвонила женщина и попросила освятить ей машину. Как всегда в подобных разговорах я попытался донести до человека духовную суть вопроса: что освящение – это не магический акт по созданию вокруг предмета (машины, квартиры и пр.) защитной ауры, а посвящение Богу. Освященная вещь посвящается Богу, на служение Богу. В этом смысл освящения. Подразумевается, что человек всю свою жизнь посвятил Творцу и хочет, чтобы все, что его окружает, те материальные предметы, которые ему необходимы в жизни, также были посвящены Богу. Как молимся мы за каждым Богослужением: «Сами себя и всю свою жизнь Христу Богу предадим».

Соответственно, если мы свою жизнь Богу не посвящаем, не стараемся жить по заповедям Господним, то и освящение внешних предметов никакой пользы нам не принесет, более того, может быть в суд и в осуждение. Апостол Павел пишет об этом в послании к Коринфянам: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27-31).

Эти слова можно отнести не только к Таинству Причащения, а вообще ко всем священнодействиям, которые совершаются в Православной Церкви. Бездумное, холодно-формальное, суеверное отношение к церковным Таинствам и обрядам, стремление получить от Бога благодать и помощь без покаяния, без желания изменить свою жизнь, избавиться от смертных грехов, без усилий сознательно войти в мир веры, – все это не только бесполезно, но и духовно небезопасно: «многие из вас немощны и больны и немало умирает», предостерегает апостол Павел от такого небрежного отношения к святыне.

В Библии есть еще более жесткие слова, обращенные к людям, которые вместо того, чтобы служить Богу, хотят пользоваться Богом: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер.48:10). Эти слова в равной степени можно отнести и к тем, кто совершает священнодействие небрежно – к священникам, и к тем, кто это священнодействие небрежно принимает. Поэтому всегда с тревогой и внутренней болью смотрю на многие сотни людей, пришедших на Таинство Соборования, людей, которых в другое время в храме не видно, которые стоят с пустыми лицами, некоторые даже без крестиков, кто-то с какими-то амулетами или знаками зодиака, даже не понимая, а самое печальное, не желающих понимать, что сейчас происходит.

Их привлекла не любовь ко Христу, не покаяние, не переосмысление своей жизни – их привлекло то, что в Соборовании, говорят, от болезней исцеляются. С не меньшей грустью наблюдаешь и за толпами пришедших за крещенской водой, или ныряющих в прорубь, или освящающих куличи на Пасху. Дорогие, а где же вы в другие воскресные и праздничные дни? Почему Заповедь: «Помни день субботний (воскресный – Н.С.), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему...» (Исх.20:8-10), остается для вас пустым звуком?

Спрашиваю эту женщину:

– Когда Вы были в последний раз на Исповеди, на Причащении?

– Знаете, никогда. Более того, я считаю, что Исповедь – это обращение к Богу напрямую, без всяких там священников. С какой это стати я буду чужому человеку открывать свою жизнь!

– Тогда, может, попробуете и машину напрямую, без священника освятить... Подобный же вопрос всегда хочется задать и тем людям, которые утверждают, что Бог у них в душе и никакие внешние религиозные действия им не нужны: «Может, вам тогда и детей в душе крестить, и венчаться в душе, и освящать и отпевать тоже в душе». А то как-то нелогично получается: внешние обряды нам не нужны, но вы нам их совершите.

Что же стоит за этим, на первый взгляд, красивым утверждением: достаточно верить в душе? А ничего не стоит, пустота. Как, впрочем, и за многими другими современными броскими фразами и слоганами. Просто человеку лень что-то менять в своей жизни, прилагать усилия для достижения духовного совершенства, или он сильно прикипел к какому-то смертному греху и не хочет оставить его, или он настолько погряз в пустой житейской суете, что начал видеть в ней смысл всей своей жизни и ни за что не хочет ради Бога от чего-то отказываться, вот и выдумал красивую отговорку, чтобы успокоить свою совесть: ну я же верю в Бога, я крещен, я на Пасху в храм захожу, на Крещение в прорубь ныряю... Чего еще нужно?!

Да, верить в Бога в душе хорошо, но что такое вера и в какого бога верить, вот в чем весь вопрос. Когда современный человек говорит, что он верит, то, чаще всего, подразумевает под этим просто факт существования какой-то сверхъестественной силы. Обычно так и говорят: я верю, что где-то что-то есть. То есть человек в душе не в Бога верит, а просто допускает, что нечто, не относящееся к материальному миру, где-то, скорее всего, существует. Это нечто доброе: оно все дает, чего у него ни попросишь, а взамен ничего не требует. Такого вот карманного божка духовно-ленивый и духовно-нерадивый человек себе выдумал; как «двое из ларца»: когда понадобится, позовем, а в остальное время сидите в сундуке и на глаза не показывайтесь.

Конечно, подобные представления ничего общего с реальной верой и реальным Богом не имеют. Во-первых, вера – это не просто формальное признание существования чего-либо. Вера – это то, что стоит в центре моей жизни и определяет всю мою жизнь. Я верю, что где-нибудь в Челябинске живет Иванова Марья Ивановна (скорее всего, там действительно есть такая жительница), но эта вера никакого влияния на мою жизнь не оказывает: Марья Ивановна сама по себе, а я сам по себе. Наши пути не пересекаются. Так и простое, формальное признание существования Бога никакого влияния на меня и на мою жизнь не оказывает. Да, Бог есть, но я буду жить так, как считаю нужным и как мне хочется. А Бог? А о Нем я вспомню только тогда, когда Он мне понадобится. Действительно, если мне понадобятся услуги Марьи Ивановны, я, конечно же, вступлю с ней в контакт, а потом забуду о ней до следующей нужды.

Другое дело, если я верю в то, что большое количество денег приносит человеку счастье, то я буду «землю есть», чтобы заработать много денег. Не буду досыпать и доедать, буду постоянно о деньгах думать, буду трудиться день и ночь, буду делать все от меня зависящее, чтобы этих денег у меня было действительно много. Вот что такое вера. Это те убеждения, вокруг которых строится вся моя жизнь. Что для меня в жизни главное, что для меня является высшим смыслом бытия, – вот это и есть моя вера и мой бог. Если я верю, что Бог – мое счастье, высший смысл моего Бытия, если Бог действительно в моей душе и в моем сердце, то и вся моя жизнь будет складываться соответствующим образом. Моя вера будет видна из моих дел. Об этом же говорит и апостол Иаков: «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:17-19).

Во`вторых, Бог – это не что-то. Бог – это конкретная, разумная Личность. Представьте, как бы дети оскорбили своих родителей, если бы называли их чем-то. У вас есть родители? Да, что-то такое есть. А ведь подобным отношением мы оскорбляем Бога.

Для того человек и создан, чтобы познавать Своего Творца, любить Его, стремиться к единению с Ним. А вместо этого – мертвое: что-то, где-то...

И когда человек приходит в храм и на вопрос: в чем смысл Вашей жизни, отвечает: работа, дети, жена, родители, деньги, комфорт, образование и т.д., и т.п., то это говорит о том, что ни в какого Бога, ни в какой душе он не верит, что он просто язычник, который живет чисто земными интересами, а Бог ему нужен, только лишь для удовлетворения этих самых земных потребностей. И утверждение в подобном случае, что Бог у меня в душе, – это не что иное, как самообман и признание собственного духовного безразличия и духовной лени.

Необходимо также сказать, что вера – как живой организм: она может расти и укрепляться, а может, наоборот, уменьшаться и слабеть. Если человек трудится над своей верой, совершает дела веры, то она в нем крепнет и превращается в движущую жизненную силу и может развиться настолько, что для него ничего не будет невозможным. Господь говорит в Евангелии: «...ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Матф.17:20); Царство Небесное подобно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мар.4:31-33).

Вера есть тот талант, о котором говорится в Евангельской притче: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:13-30). Дар веры получает каждый человек, кто- то больший, кто-то меньший, но – каждый. И только тот, кто трудом, исполнением заповедей Божиих и терпением возделает свою веру, преумножит ее, взрастит это горчичное зерно в зеленеющее древо, приносящее духовные плоды, только тот получит от Господа одобрение и награду и в этой жизни, и в жизни вечной. А ленивый, закопавший дар веры в землю, есть тот, кто всю свою жизнь посвятит земле, земной суете, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, как говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:16-17), тот будет осужден, как нерадивый раб из притчи: «...а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». И не оправдает человек в день Суда свою духовную лень тем, что он «верил в Бога в душе». Потому что Бог смотрит не на слова человека, а на его дела.

Иерей Николай Сушков,
штатный клирик храма Всех Святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.