ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2004 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Елена Николаевна Куличенко. Церковный календарь Беслана

Трагедия Беслана растопила даже равнодушные сердца. Все так или иначе, в большей или меньшей степени, переживали эту трагедию. Я ее восприняла как мать троих детей, как врач-невролог и, конечно же, как христианка. Повторилось избиение Вифлеемских младенцев (забегая вперед, скажу, что на место трагедии из Вифлеема будет доставлен камень).

11 сентября в Знаменском соборе на панихиде по погибшим в Беслане я стояла среди молящихся и мысленно просила у Господа помощи пострадавшим. Молитва по усопшим прозвучала и под открытым небом в сквере Депутатов на месте будущего Благовещенского храма.

Шли дни, а сердце так и продолжало скорбеть по убиенным детям. Доходила информация, что у тех, кто остался жить, развились многочисленные неврологические синдромы. Люди не могут работать, дети не могут посещать школу. У многих развился астено-депрессивный синдром и различные фобические состояния.

С 8 по 10 октября 2004г. в рамках Дня российской гомеопатии в Москве проходила выставка-конференция «Гомеопатия в каждый дом». Нас вместе с директором аптеки «Реагент» Ю.Т.Новиковым пригласили поучаствовать в этой выставке. У меня был доклад на тему «Гомеопатия в желатиновых пленках». Эта тема интересовала многих. Выставка была великолепно организована. Наконец-то встретились гомеопаты нашей страны и зарубежья. Царила очень добрая и сердечная обстановка. У всех было великолепное настроение. Собравшихся приветствовал сопредседатель экспертной комиссии по гомеопатии при Минздраве России А.Д.Карпеев. И вот следующий доклад. На сцену поднимается Наталья Михайловна Титиева, засл. врач РФ, д.м.н., директор Гомеопатического медико-санитарного центра г.Новосибирска, доцент кафедры интеграционной медицины и гомеопатии, член экспертной комиссии по гомеопатии Минздрава РФ, член комиссии по природным средствам и гомеопатии Фармкомитета Минздрава РФ. Она обращается к гомеопатам и рассказывает, что в Беслане существуют серьезные проблемы с пострадавшими детьми. Их пора снимать с лечения транквилизаторами, чтобы не развился синдром привыкания. Министерство здравоохранения и социальной помощи обращается к гомеопатам с просьбой помочь. Нужно поехать и проконсультировать больных.

Я это поняла как обращение к себе. Ведь я педиатр-невролог-гомеопат. После доклада Наталья Михайловна села рядом со мной и спросила: «Елена Николаевна, поедете?». Наталья Михайловна настоящий врач, христианка, в «горячих точках» всегда одна из первых. Как я могла ей отказать?

Оставались только проблемы с домашними – отпустят ли дома дети, родители? Вечером пошла в храм Косьмы и Дамиана, помолилась, заказала проскомидии.

Дома предстоящую поездку приняли с пониманием. Старшая дочь сказала: «Мама, тебе нужно ехать, ты же врач невролог, там больные, которым ты можешь помочь». Мои пациенты постоянно приходили, звонили, желали помощи Божией, Ангела Хранителя в дороге. Священники Знаменского собора благословили поездку. Иерей Дионисий сказал, чтобы обязательно взяла фотоаппарат, но последние дни перед поездкой были психологически очень тяжелыми, и я забыла его положить в сумку. Звонила Наталья Михайловна: «Лена, не беспокойся, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон благословил поездку, и матушки из женского монастыря будут за нас молиться». Была и молитвенная поддержка нашего тюменского женского монастыря.

30 октября. Вылетели в Москву. По церковному календарю день Космы и Дамиана. В Москве в аэропорту Домодедово мы должны были встретиться: доктор гомеопатии из центра «Интермед» Светлана Черменовна Беляковская (она осетинка), три врача из Новосибирска (Наталья Михайловна и два педиатра) и я из Тюмени. К сожалению, в аэропорту никого из докторов при регистрации рейса на Владикавказ я не нашла. Задерживался самолет из Новосибирска. Причем, задерживался так, что мои коллеги не успевали на регистрацию рейса на Владикавказ. Приветливая девушка, проводившая регистрацию, сказала мне: «Наверно, вам придется лететь во Владикавказ одной, а завтра они к вам прилетят». Вокруг были люди кавказской внешности. Я грустно смотрела по сторонам и только просила: «Господи, помоги, я там никого не знаю». Решила – будь что будет! Пошла одна на посадку. Когда я прошла в зал ожидания, кто-то громко закричал: «Елена Николаевна!» Это была настоящая радостная встреча. Оказывается, самолет с нашими врачами прибыл вовремя, но их не выпускали в зал ожидания. Моих спутниц сразу зарегистрировали на рейс до Владикавказа, а задержка касалась другого рейса из Новосибирска. Доктор из Москвы уже была с ними. В нашей группе оказались три глубоко верующих доктора и три доктора, живущих по принципу гомеопатии «не навреди».

Садимся в самолет ТУ-154. Господи, помоги! Через несколько часов будет скорбь, зрелище страшного убийства.

Посадка. Выходим. Теплый ветер. На улице плюс 12. У всех тяжело на душе. Встречают две женщины-осетинки с табличкой «Минздрав». Радостно обнимают, плачут, рассказывая о своем горе. По дороге заезжаем на кладбище. Новое кладбище все в цветах. Даты смерти с 1 по 3 сентября 2004г. Множество столбиков: под большими похоронены взрослые, под маленькими – дети. На могилах православных – кресты. Впереди монумент погибшим с множеством цветов. На кладбище стоит душераздирающий плач. Ставим свечи, молимся, плачем. Сердце разрывается от такой боли. Хотим сфотографировать монумент. Из трех фотоаппаратов ни один не работает, у какого-то сели батарейки, другие просто не фотографируют.

Женщины из Министерства здравоохранения с плачем рассказывают о зверствах, которые совершались в школе 1-3 сентября. Едем к школе. По телевизору она казалась такой большой. На самом деле небольшая полуразрушенная школа. Знаменитый спортзал, где в течение трех дней люди на пределе человеческих возможностей терпели безумства палачей и в горячей молитве обращались к Господу. Люди приходят сюда со свечами, с цветами. Стоит мальчик лет 7-8. Спрашиваем: «Ты здесь был?» - «Нет. Здесь погибли мои друзья». Плачет. Чем утешить ребенка, который так рано узнал горе? Наталья Михайловна обнимает его и говорит: «Ты мужчина, ты должен быть сильный».

Школа стоит на улице Первомайской. Сейчас здесь тихо. Детей на улице нет. Они все погибли. Хотим сфотографировать школу. Снова безнадежно – фотоаппараты не работают.

Ночевать нас повезли в санаторий "Осетия". Там министр здравоохранения Осетии приветствовал нас и поблагодарил за помощь.

Хотим с завтрашнего дня начать работу. Но нас предупреждают, что завтра воскресенье, нерабочий день, поэтому нас повезут в горы, в ущелье, чтобы показать достопримечательности этих мест. Но настроя на отдых не было. Хотелось в храм, помолиться, привести мысли в порядок. И Господь услышал наши молитвы.

31 октября. День апостола и евангелиста Луки. Не передать красоты гор и величия Казбека, которые окружали нас. Мы пили настоящую воду из горного источника, дышали настоящим горным воздухом. Нас подвезли близко к грузино-осетинской границе. Как награда за наши мечты о храме в воскресный день видим часовню Рождества Пресвятой Богородицы. В небольшой часовне много икон: Рождества Пресвятой Богородицы, Иверской и Казанской икон Божией Матери, Успения, образы Спасителя, Серафима Саровского, Николая Чудотворца и, конечно же, героя Кавказа – святого Георгия Победоносца. Мальчик-послушник объяснил, что батюшки сейчас нет. Всем нам подарил по иконе Моздокского образа Божией Матери и Георгия Победоносца. Эти подарки очень укрепили нас, и мы, довольные поездкой, поехали в санаторий. В поездке нас сопровождал главный врач республиканской больницы.

1 ноября. День мученика Уара. Рано утром помолились мученику Уару за погибших некрещеными бесланцев. Пришли машины и нас повезли принимать больных в ту самую районную больницу Беслана, куда привозили из школы пострадавших. По сегодняшний день у персонала стоят перед глазами многочисленные каталки с живыми и мертвыми людьми. А запах гари от обгоревших тел преследует вот уже два месяца.

Первыми нашими пациентами были врачи, медсестры и санитарки. Многие из них не могут работать, постоянно вспоминают о случившемся, не спят в страхе, что это может повториться.

Пошли первые пострадавшие. У одной из бабушек на руках убило внука, саму ее ранило ударной волной. У другой пациентки убили маленькую семилетнюю дочку, нашли только обгоревшее тело, девочку узнали по выпавшим молочным зубам и стоматологической пломбе. Одна женщина похоронила детей близнецов. Другая семья потеряла восьмерых детей.

Во время такого приема сложно самому не плакать. У каждого пациента трагедия. Начались рассказы пострадавших.

Людям в спортзале объявили, что они стали заложниками террористов. Приказали снять с себя кресты тем, у кого они были. Тех, кто не снимет, расстреляют. В это время читали Коран. Одна из матерей не сняла крест с себя и своего ребенка. Господь сохранил, их не заметили, и они практически не пострадали. Одна из женщин рассказала, что у нее была крепкая цепочка с крестиком, которая вдруг неожиданно сама порвалась, и крестик упал. У другой женщины оказались в заложниках два сына. Все три дня она ходила около школы и просила, чтобы Господь всю боль ее детей отдал ей, чтобы они смогли выстоять. Эти два мальчика оказались настоящими героями, они сами духом не падали и успокаивали других детей, укладывали их спать на колени, потому что тех, кто плакал, расстреливали. Многие родители благодарили потом эту маму за хорошее воспитание детей, к мальчикам теперь относятся как к родным. На приеме у меня эти мальчики все подшучивали над плачущей мамой, которой все не верилось, что они остались живы.

Еще одна женщина на приеме рассказала, что у нее была глубоко верующая подруга с двумя дочками (они читали вместе утреннее и вечернее правило, не садились за стол без молитвы, даже лекарства не принимали, на Бога надеялись). Она погибла вместе с дочками. Когда она была жива, постоянно уговаривала подругу креститься и воцерковляться. После гибели стала сниться ей и снова настаивать, чтобы она крестилась. О себе говорила, что у нее с дочками все хорошо, они «в хорошем месте».

Не сговариваясь, все пациенты говорили, что погибли очень достойные люди, дети хорошие, красивые, послушные, каждого из них любили не только родные, но и соседи, настолько чистыми и хорошими они были. И все погибшие, являясь во сне, говорят: с нами все хорошо, заботьтесь о своем спасении.

Пострадавшие также рассказывали, что до приезда Аушева к заложникам относились хорошо, поили, кормили сникерсами. После его приезда озверели. Принесли телевизор и сказали: «Вот, видите, говорят, что вас здесь 300 человек (в зале было около полутора тысяч человек). Сейчас мы из вас будем делать 300». Переругались между собой. Женщина-шахидка взорвала себя. Мужчин периодически выводили переносить оружие в больших черных сумках, которые не могли поднять даже преподаватели физкультуры. Каждый раз после этого одного из них расстреливали.

У нас все время возникал вопрос к пострадавшим: «Почему вас там оказалось так много?». Выяснилось, что город ждал теракта. Детские сады не работали, поэтому маленьких детей взяли с собой в школу. Теракт в городе ждали, о нем говорили постоянно. Ингушское население города за сутки до теракта почти полностью выехало из города. Беслан - благополучный и довольно богатый район. Здесь стоит завод по изготовлению спиртных напитков. Почти у всех есть работа, люди жили довольно зажиточно.

За всю поездку шесть врачей приняли 400 человек, поток больных был постоянным. Мне, как неврологу, пришлось принять около ста больных. Коридор больницы, где мы вели прием, был увешан детскими рисунками и письмами, которые прислали детям Беслана дети из Санкт-Петербурга, Москвы, Новокузнецка и других городов России. Тексты очень трогательные, письма полны сочувствия.

Появились первые результаты лечения. «Вы знаете, я сегодня спал так, что утром испугался – разве можно так глубоко спать». Больной получал на ночь новосибирский гомеопатический препарат «Сонасан». Больная, потерявшая одного ребенка, второй остался в живых, решила, что муж останется с этим ребенком, а ей нужно идти к погибшему. После приема амбра-30 очнулась от своего состояния и попросила лечения для мужа и оставшегося ребенка.

В больнице работали психиатры из Москвы, института им.Сербского. Они довольно быстро объединились с нами в лечении и разумно интегрировали гомеопатию с аллопатией. Наталья Михайловна выехала на дом в семью, которая потеряла детей. Эта семья не выходила из дома, отказывалась жить. После приема амбра-30 они согласились поехать в Карловы Вары на лечение. Нужно отметить, что всех желающих пострадавших вывозили на курорты нашей страны и зарубежья, а самых тяжелых – в лучшие клиники Москвы.

Гомеопатию до нашего приезда в Беслан знали, но настоящее доверие мы почувствовали только после того, как стали довольно легко сниматься тяжелые симптомы. Главный врач районной больницы попросил, чтобы Наталья Михайловна провела семинар для врачей на тему «Гомеопатия как интеграционная медицина». После семинара многие врачи стали пробовать помогать своим пациентам гомеопатией. Увидев быстрый эффект, заинтересовались методом и попросили выездные курсы по гомеопатии для обучения врачей. Министерство здравоохранения поддержало это начинание, и в ближайшее время эти курсы состоятся.

4 ноября. День Казанской иконы Божией Матери. Всю поездку у меня был с собой Чимеевский образ Пресвятой Богородицы. Представители Министерства пригласили нас в этот день на прощальный ужин в знак благодарности за оказанную помощь. Первые тосты в Осетии всегда посвящают благодарению Господу Богу за все. Затем благодарят Божью Матерь, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца за покровительство осетинскому народу. После этого только переходят к земным тостам. Разговор шел о гомеопатии, организации предстоящей учебы.

5 ноября. День апостола Иакова. В утренней молитве я помолилась за упокой отца Иакова, настоятеля Знаменского собора, которому бы в этот день исполнилось 80 лет. Мой любимый и такой всепонимающий батюшка, который всегда мне говорил: «Елена, не берите с Петром (моим ныне покойным мужем) на себя лишних подвигов. Будьте хорошими людьми, а ты хорошим врачом. Помогайте людям и спасетесь». В этот день Господь послал мне настоящее утешение. С гор, из часовни Рождества Пресвятой Богородицы пришел монах Стефан. Он заболел. О гомеопатии слышал много и решил свой недуг полечить. Мы радостно встретились, как родные люди. Он рассказал о печальных событиях в Беслане с христианской точки зрения. Оказывается, в горах жил старец Ипполит. Он был знаком с отцом Николаем с острова Залит. Те, кто бывали у о.Николая и о.Ипполита, отмечали, что говорили они одинаково. Старец Ипполит умер через три месяца после о.Николая Залитского. Перед смертью он говорил о том, что осетинский народ – избранный народ. Осетинов всего около 1 млн. человек. Это православный народ, хотя его окружают со всех сторон мусульмане. Господь для их спасения и укрепления в вере будет посылать большие скорби, пока не будет полного воцерковления народа. Монах Стефан уговаривал людей, которые были около школы в эти страшные дни, отслужить молебен, но люди оказались не готовы. И он молча ушел в Дланский мужской монастырь молиться там. После трагедии приезжали священники из многих городов и освящали место убийства, крестили, исповедовали, причащали людей. Сейчас очень многие крестятся и воцерковляются. А убиенные во время теракта – это те же вифлеемские младенцы, которые будут молиться перед Господом о спасении осетинского народа. В заключение нашей беседы я подарила монаху Стефану Иверскую икону Божией Матери и молитву Оптинских старцев, которые передала в Беслан Ирина Павловна Чикирева, староста прихода Благовещенского храма. Монах Стефан сказал, что, возможно, на месте школы будет строиться часовня в память о погибших. Там и будут находиться эта икона и молитва.

Меня часто спрашивают, какие они – осетины, какие у них обычаи. Они похожи своими рассуждениями о жизни на наших северных хантов. У них заповеди Божии написаны на сердцах. Как и нам, все человеческое им не чуждо. Но они осуждают свою греховность. Так же, как и мы, борются со своими пороками. Гостей принимают от души. Раньше был такой обычай. Если семья плохо принимала гостей, ее расстреливали. Если даже в гости пришел враг, у него не мог упасть волос с головы, пока он находился в доме. Даже по тому, как люди среагировали на эту беду, можно предположить, что осетины очень беззлобны. Мужчины запили, они не взялись за оружие. Они просто объединяются между собой и пьют, а женщины плачут. Вот и вся их злобность. Для сравнения рассказывают случай, когда ингушскую девочку нечаянно сбила машина осетина, то вырезали всю семью и еще несколько человек убили. А ингушей, грузинов, украинцев, русских на территории Осетии никто не имеет право трогать. Такой обычай. Гость есть гость.

6 ноября. День иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и Димитровская родительская суббота. Утром каждый помолился о погибших в Беслане. Приехали на рабочее место. Там нас уже ждали благодарные больные. Кто-то пришел с цветами, кто-то с радостным известием, что наконец-то уснул впервые после трагедии. У кого-то нормализовалось давление. Провожали дружно. Главный врач районной больницы, заместитель министра труда Осетии всех докторов отметил подарками. Провожали сердечно, благодарили за помощь. Седой Казбек приветливо показывал все свои вершины, в горах выпал снег. Северный Кавказ явно хотел оставить о себе хорошее впечатление. Провожающие сетовали, что мы приехали сюда в такое тяжелое время, приглашали приезжать сюда отдыхать с детьми.

До свидания, Беслан. Господи, спаси и сохрани их.

7 ноября в 15.00 самолет приземлился в Тюмени. Здесь холодно, морозно, лежал снег. Люди, как замороженные, стояли, ожидая багаж. Прибыл самолет из Салехарда. У пассажиров радостные улыбки, встречи, разговоры о текущих делах. О Беслане уже как будто все забыли. Хорошо, как в раю. Я стояла с ощущением того, что меня вернули с того света, где люди знают цену каждого прожитого дня. Там, в Беслане каждый день казался вечностью. Там я поняла истинные ценности. Господь Бог и Любовь… Любовь к близким, к людям. Видно, там, в школе люди испытывали те же чувства. Вспоминается рассказ отца, выносившего детей, которому в спину стрелял террорист. «Я должен был давно упасть и быть убитым. Я ничего не понимал, почему меня не берет пуля, а когда обернулся, увидел, что меня собой закрыл омоновец, которого изрешетили всего, а он стоял».

Машина подъехала к часовне Благовещенья. Родные мои прихожане! После чтения акафиста Пресвятой Богородице никто не расходился. Все ждали меня и рассказ о Беслане. Приход всю эту неделю молился за нас.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.