ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2005 г.         

Перейти в раздел [ Культура ]

Общее в судьбах и традициях народов Сибири

9 ноября в Тюменском государственном нефтегазовом университете состоялся Круглый стол на тему «Общее в судьбах и традициях народов Сибири». Его организаторами стали департамент образования и науки Тюменской области, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тобольско-Тюменская епархия, Духовное управление мусульман Тюменской области, Тюменская областная общественная организация «Общество русской культуры», национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области.


Открыл встречу ректор Тюменского нефтегазового университета, д.т.н., профессор Н.Н.Карнаухов. В своем приветствии он сказал: «Надеюсь, что главным результатом нашего обсуждения станет формирование некой общности людей, наиболее грамотной и авторитетной в нашем обществе. Нам с вами надо научиться понимать друг друга, осознать, что иногда мы бьемся над проблемами, которые, в конечном счете, не являются важными, и суметь отставить их в сторону, и попытаться сделать все возможное, чтобы на сибирской земле сохранилась дружба, традиционно существовавшая здесь между народами не одно столетие, когда все вместе добывали себе хлеб насущный, вместе боролись с внешними врагами, сообща решали вопросы совместного жития. Главная наша цель – это любовь к своей родине, желание, чтобы наши с вами дети жили лучше».

Протоиерей Сергий Швалев зачитал приветствие архиепископа Тюменского и Тобольского Димитрия:

«Уважаемые участники Круглого стола!

Совсем недавно мы с вами отмечали новый государственный праздник – День народного единства, который по дате совпадает с днем преодоления великой смуты в Российском государстве в начале 17 века. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей родины открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурного, исторического наследия. В самые тяжелые времена истории Отечества Русская Православная Церковь оказывала положительное влияние и имела большое значение в возрождении, становлении и развитии Российского государства. Так это было и во времена крещения Руси, и во времена Куликовской битвы, так происходило и в начале 17 века, когда эпоха Смутного времени вела страну к разорению и распаду. Россия стояла на пороге гибели. Ее возрождение было связано именно с пробуждением народного духа. После поражения первого ополчения на борьбу с иностранными интервентами выступили дружины второго ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. У ополченцев не было большой уверенности в победе и как знамение, как благословение Божие они несли с собой Казанскую икону Божией Матери. Все, кто вошел в ополчение, независимо от национальности, понимали, что они защищают свою родную землю, свое Отечество. В 1612 году ополчение осадило Москву, воины ополчения усердно молились Божией Матери, прося помощи в освобождении столицы. В августе они прогнали от Москвы многочисленное польское войско, а в октябре 1612 года удалось выгнать поляков из Китай-города и вскоре они сдали Кремль. Навстречу русской рати духовенство вынесло из освобожденного Кремля другую великую русскую святыню – Владимирскую икону Божией Матери. В память этого события 22 октября (4 ноября по н.с.) был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери как защитницы Православия и освободительницы Москвы и России.

Как и в годы смуты, народам России сегодня снова необходимо сплотиться и осознать, что наша сила в объединении. И мы веруем и уповаем, что Россия с помощью Божией сумеет справиться с трудностями нашего времени и обретет духовное единство и государственную мощь. Россия всегда была страной, где мирно сосуществовали православные и мусульмане, иудеи и буддисты, где не было межрелигиозных и межнациональных конфликтов. В настоящее время нельзя давать волю силам, которые желают расколоть наше общество, сознательно обостряя межрелигиозные и межнациональные проблемы. Необходимо помнить, что очень многие из проблем, обрушившихся сегодня на наше общество, являются последствиями эпохи воинствующего атеизма. Безбожное прошлое стало общей бедой для всех народов России, поскольку идеологи воинствующего атеизма, ведя борьбу с религией, разрушили и разорили многовековое культурное и духовное наследие. Выросло не одно поколение людей, воспитанных вне духовно-нравственных, культурных и религиозных традиций. Современное общес

тво должно осознать, что воспитание человека на религиозных традициях, культуре его народа не противопоставляет его другим, но напротив позволяет человеку лучше видеть разнообразие и ценность культуры каждого народа. Желаю всем участникам Круглого стола успешной работы. Пусть ваши труды послужат укреплению духовной, культурной и религиозной традиции народов России, Сибири, нашего края».

Муфтий Духовного управления мусульман Тюменской области Г.М. Бикмулин в своем выступлении сказал, что Тюменская область по составу населения образование многонациональное. По численности и в России, и в области татары – на втором месте после русских, а мусульмане – на втором месте после православных. До сих пор на юге Тюменской области обходилось без серьезных, открытых проявлений межэтнических противоречий и ксенофобии, однако на севере – в Ханты-Мансийском автономном округе такие настроения имеют место. Отношение к мусульманам, к исламу оставляет желать лучшего. В некоторых средствах массовой информации понятие «мусульманин» звучит синонимом понятию «террорист».

Председатель областного Совета ветеранов М.С. Булышев: «В период Великой Отечественной войны и русские, и татары Тюменской области покрыли себя неувядаемой славой. Из воевавших татар 176 человек стали Героями Советского Союза. Это говорит о том, что татары во время войны не прятались ни за чью спину, а гибли на полях сражений, защищая родину. У меня был друг из Тобольска – Зарилов Хамза, мы с ним в одних окопах были, из одного котелка ели, вместе воевали. Я никогда не чувствовал, что это татарин, а я чувствовал, что это товарищ, на которого можно опереться и который всегда окажет любую физическую и моральную помощь. Сегодня в Тюменской области остался один-единственный полный кавалер Ордена славы - это Хабибулла Ясин. Вот за такой народ мы боремся и будем бороться и крепить дружбу с этим народом».

Председатель ТООД «Сибирь православная» А.П. Салмин: «Исторически сложилось так, что на протяжении многих веков наши народы живут вместе на этой земле. Последние 200 лет не было никаких противоречий между нашими народами. Не надо заглядывать в далекое прошлое, в котором, возможно, были какие-то конфликты. Надо смотреть в будущее. Сегодня всех нас одинаково объединяют проблемы – духовные, нравственные, особенно это касается молодого поколения. Давайте поговорим сегодня об этих проблемах, заглянем в будущее. Мы земляки. Мы на Сибирской земле всегда жили по принципу – ближний сосед лучше далекого родственника. Это было и это будет оставаться так. От нас зависит, чтобы и в будущем на нашей земле не было межнациональных конфликтов».

Ильнур Зарипов, представитель Российского исламского университета (г.Казань).

«Ислам и христианство имеют общие позиции по многим вопросам. Морально-нравственное учение служит прочной основой для диалога между конфессиями. Священнослужителей и верующих одинаково беспокоит наркомания, сексуальная распущенность, высокий уровень преступности, будущее нашей страны. Это позволяет совместно обсуждать, а в перспективе, возможно, и решать многие проблемы современного общества.

К сожалению, в последние годы средства массовой информации играют больше отрицательную роль в освящении ислама, создают у рядовых граждан образ мусульманина-врага. Общество поддалось этой обработке настолько, что отношение к человеку меняется по религиозному признаку. Необходимо задуматься, кому выгодна такая вражда и к чему она ведет.

Татарстан накопил опыт межэтнического и межконфессионального согласия. На фоне всеобщей озабоченности, нарастания ксенофобии, экстремизма и терроризма Казань может служить моделью межрелигиозного и культурного взаимопонимания. На территории Казанского Кремля гармонично соседствуют христианские и мусульманские храмы.

Не ислам создает почву для терроризма, а террористы используют ислам и исламские символы. Татарстан имеет богатый опыт в развитии терпимого ислама, который позволил в 19-20 веке народу духовно возродиться. Нам важно демонстрировать мирный потенциал ислама, который не противостоит ни христианству, ни иудаизму, ни западным ценностям. Мусульмане России, также как и христиане, и последователи других религий хотят видеть Россию сильной и стабильной».

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин

Как видится система православно-исламских отношений в России в контексте тех мировых событий, которые переживает сейчас Европа и все человечество? Опыт России, опыт мирной жизни представителей православного христианства, ислама, других религий – это опыт, достаточно уникальный и поучительный для всего мира. Очевидно, что в России последователи православного христианства, ислама и других традиционных религий придерживаются сходных позиций по многим вопросам церковно-государственных отношений, жизни страны и мира. Близки наши взгляды на соотношение религии и жизни общества, религии и общественного порядка. В этом отношении православные христиане и мусульмане выступают в какой-то степени по одну сторону водораздела в то время, как некоторые становящиеся все более и более постхристианскими западные сообщества выступают по другую сторону этого водораздела, поскольку и для ислама, и для православного христианства не свойственно разделять стеной религию и общество, религию и социальный уклад, религию и закон, религию и устройство общины, государства, общества. В этом отношении наша близость, может быть, раздражает даже кого-то в окружающем нас мире, но очевидно для большинства из нас, что мы должны ее ценить, мы должны основывать на этой близости наше свидетельство об общих ценностях перед лицом секулярного мира, который испытывает сегодня серьезнейшие вызовы как извне, так и изнутри, я имею в виду такие проблемы, как наркомания, мировоззренческая растерянность, моральная распущенность. Противостоять этим вызовам нельзя только на основе идеи толерантности и мировоззренческого релятивизма. Об этом могут свидетельствовать и мусульмане, и православные христиане. Мы поддерживаем достаточно добрые отношения друг с другом. Среди мусульман, присутствующих здесь, есть двое моих хороших знакомых. Мы практически каждый день находимся на связи с мусульманским духовенством в Москве, также добрые отношения поддерживаются в целом ряде регионов России. Это постоянное общение, консультации друг с другом дают хорошую надежду на будущее.

В то же время есть проблема, причем нарастающая. Есть усиливающийся радикализм, есть проявления ненависти, оскорбления между верующими разных религий, в том числе между некоторыми православными и некоторыми мусульманами. Многие сегодня спрашивают, в чем причина этих сложностей. Некоторые журналисты, чиновники, сторонники минимизации роли религии в общественной жизни говорят в ответ: любая религия вредна и опасна, лучше, чтобы ее вообще не было или, по крайней мере, пусть она находится в стенах храмов, мечетей, не влияя на общественную жизнь. Нам пытаются объяснить, что если бы не было возрождения религии после 1991 года, после распада Советского Союза вообще все было бы хорошо, что сама по себе стихия религиозной мысли и религиозной деятельности несут в себе конфликт.

Я абсолютно убежден, что это неправильные ответы на поставленный мною вопрос. Хотя бы потому, что как мы знаем из истории Российской империи, где была достаточно высокой религиозность, где были сильны религиозные традиции как среди православных христиан, так и среди мусульман, иудеев, буддистов, несмотря на силу этих традиций, крепкую религиозность, не было конфликтов. Поэтому исток сложностей, которые сегодня возникают, не в религии как таковой и не в том, что верующие люди, как нам иногда пытаются доказать, дикие и их лучше держать подальше от общественных процессов.

Мне думается, причина сложностей в следующем. Возникают внешние влияния, которые для целей, несвойственных российским интересам, пытаются радикализировать общины верующих в нашей стране.

Это влияние в основном не соответствует реальным интересам российских верующих. Это влияние международных организаций, которые заняты зарабатыванием денег для себя, это влияние идеологических центров, которые пытаются искусственно, силой или подкупом, перекроить религиозную карту России. Мы знаем, что есть некоторые христианские центры, которые в открытую говорили – мы за пять лет сделаем Россию протестантской страной. Мы знаем, что распространяются идеи в печатном или устном виде о том, что можно помимо воли народа сделать Россию мусульманской страной. Есть экстремисты православные, среди которых выдвигают лозунг «Россия для русских», есть исламофобия. Сегодня совершенно справедливо говорилось, что когда ставят знак равенства между террористами и целыми народами, целой религией, это совершенно недопустимо. И это как раз и выгодно тем силам, которые хотят разрушить Россию. Все эти радикальные проекты, которые в основном привносятся к нам извне, должны быть нами разоблачены как проекты, невыгодные людям в России, а выгодные только тем, кто хочет заработать денег, получить славу или власть у себя в странах через активизацию тех или иных разрушительных радикальных процессов в нашей стране.

Где выход, как нам избежать разделяющих факторов в нашей жизни, как нам противостать попыткам столкнуть религии и народы в России, чтобы сделать ее источником дешевого контролируемого извне сырья или громоотводом для глобальных экономических и политических конфликтов? Я думаю, что выход и ответ на эти попытки должен быть в том, чтобы наш народ и все его группы, этнические, религиозные, получили бы максимальную свободу в реализации своего религиозного общественного идеала. Каждая община верующих, каждый этнос, каждая религиозная группа должны получить право жить по своим правилам и законам, даже если эти правила и законы принципиально расходятся со всеми лозунгами секуляризма, плюрализма, с идеями, которые возникли в ходе так называемого Просвещения, так называемой Великой Французской революции. Мне думается, что любое общество людей, живущих в согласии со своей верой и со своим нравственным законом, имеет право быть. И мне больно слышать, когда в той или иной стране говорят, что государство должно решать,

что носить мусульманам или как должны строиться отношения в православной семье, говорят о том, что надо менять сознание, православных делать нормальными людьми, а уж тем более надо менять сознание мусульман, чтобы им интегрироваться в общество, они должны измениться внутренне. Это тоталитаризм. Поэтому российский рецепт исцеления в том числе тех проблем, которые сегодня есть в Западной Европе, заключается в том, что любая община, основанная на тех или иных убеждениях, особенно на религиозной вере, должна иметь возможность жить по своей вере, жить по своим правилам, выполнять те нормы, которые эта община считает для себя священными. Именно максимальная гибкость общественного устройства должна помочь нам решить проблемы.

И еще. При всей гибкости, касающейся свободы внутренней жизни той или иной общины, государство и общество должны также жестко пресекать любые попытки навязать те или иные правила, тот или иной образ жизни другим людям, находящимся вне этой общины, помимо их воли, т.е. силой, особенно силой оружия, подкупом, экономическими или политическими манипуляциями. Нам нужно реализовать на практике тот принцип, который заложен в Священном Писании, я знаю, что он принимается и верующими других религий, и светскими людьми, его даже называют золотым правилом этики: то, что хочешь, чтобы сделали тебе, делай другим, и то, что не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай другим.

Наверное, российской моделью отношений между разными религиозными общинами, моделью, которую Россия может предложить всему миру, как раз и является это мирное взаимно уважительное сосуществование разных общин со всей целостностью их мировоззрения, правил без того, чтобы пытаться силой изменить баланс. Не американский «плавильный котел», не попытка подвести всех под общий стандарт мировоззренческого релятивизма, толерантности, а совместная жизнь людей, знающих, во что они верят, живущих по своей вере. Эта система, эта модель, наверное, должна быть и нашим путем к должному возрождению России со всем ее многообразием и нашим уроком окружающему миру.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.