ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№1 2003 г.         

Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации


Архимандрит Иоанн
(Экономцев)
Последствия отделения государственной системы образования от Церкви оказались более тяжелыми для государства, чем для Церкви. Итогом стал глубочайший кризис, который переживает сегодня светское образование в нашей стране. Тяжелое положение государственной школы вызвано отнюдь не экономическими и финансовыми трудностями (хотя и ими тоже). Причины нынешнего кризиса носят сугубо мировоззренческий характер, и его преодоление возможно лишь путем обретения тех духовных оснований, на которых многие века созидалась культура нашей страны.

Образование не может упускать из виду главные вопросы, которые задает себе каждый человек и которые определяют его жизнь: что такое человек? Зачем он живет? Но православие, дающее ответы на эти вопросы, для многих выпускников светских вузов нередко остается неизвестной религией.

Государственная система образования в нашей стране должна основываться на традициях отечественной истории и культуры. Только та страна имеет будущее, история которой продолжается исходя из ее собственных традиций. Ясно, что вывести систему образования из кризиса можно лишь, обретя точку опоры, осознав свои корни, от которых только и возможен дальнейший рост. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Православная традиция знает ответ на этот исходный, основополагающий вопрос.

Высшее образование на Руси принципиально отличалось от западноевропейской системы образования, поскольку носило глубоко личностный характер. Учитель индивидуально занимался с каждым учеником, у каждого ученика была своя собственная программа, собственный круг чтения.

Именно такой личностный характер отношений между учителем и учеником, вполне соответствующий характеру отношений между Иисусом Христом и его учениками, мы стремились и стремимся воссоздать в нашей православной школе.

Эта задача особенно важна в нынешний период, когда развиваются новые формы коммуникаций, когда можно получить любую информацию, любые знания, находясь у себя дома, через Интернет, когда интенсивно развивается компьютерная связь и традиционный личностный характер отношений между учеником и его учителем разрушается, процесс образования обезличивается и последствия этого для человеческой цивилизации могут быть непредсказуемы. Ведь знание, лишенное нравственного начала, может быть очень опасным и даже губительным.

В настоящее время исключительно важной является проблема взаимоотношений Церкви и культуры. Наша задача — сделать все возможное для установления взаимопонимания с деятелями культуры. Мы исходим из того, что культура имеет свою собственную специфику и невозможно адекватно оценивать произведения искусства на основании тех или иных идеологий, даже очень хороших.

Не менее остро стоит проблема взаимоотношений Церкви и науки. Провозглашение независимости науки от традиционных христианских ценностей в конечном итоге равнозначно отрицанию науки. Эту опасность ясно сознают и сами ученые, которые сознательно или инстинктивно тянутся к Православию. Зачастую они исповедуют идентичные или чрезвычайно близкие нам взгляды, но выражают их другим языком. Терминологические расхождения часто вызывают недоразумения. Ученые иногда упускают из виду, что богословие — это тоже наука с четко разработанной на протяжении двух тысячелетий терминологией, и произвольная замена установившегося в ней термина тем или иным синонимом не всегда корректна и воспринимается порой как ересь. Вот почему так важен адекватный перевод с языка науки на язык богословия и наоборот. В любом случае со стороны представителей Церкви требуется благожелательная терпимость, готовность понять собеседника и оппонента, и, конечно же, недопустимы резкая отповедь и анафематствование.

Мы — за диалог с наукой. Шаг в этом направлении — создание Российского православного университета. Он имеет государственную аккредитацию, и наши студенты получают дипломы государственного образца. Наш университет не ставит своей задачей подготовку священнослужителей или церковнослужителей. Его задача — синтез религии и науки, подготовка таких специалистов, которые могли бы содействовать нахождению единого языка между представителями науки и Церкви.

Кризисное состояние мира, угрозы глобализации обязывают Церковь дать православную оценку по широкому спектру вопросов, проблем и основных тенденций развития современной России. Приоритетными для нас являются теперь не взаимоотношения Церкви и государства, а религиозно-мировоззренческие вопросы современной культуры и образования, роль Православия в развитии русского национального самосознания, во имя обеспечения духовной безопасности страны.

Церковь и ее время не проходит, но проходим и уходим мы... История предоставила нам редкую возможность сплотить общество вокруг Церкви. Всё ли мы сделали, как надо? Сумели ли избежать неизбежных ошибок? Что делать дальше? Как помочь ближним, своим соотечественникам? Как помочь стране и государству, в котором мы живем?

У Церкви нет соблазна вернуться под крыло государства, ибо Церковь сама простирает над государством свои молитвенные крылья. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9,38), — заповедано нам в Евангелии.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.