ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2006 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Беседы со священником. О любви к ближнему.

- Говорят: вера делами крепка. А какие дела имеются в виду - только церковные или светские тоже? Проекция наших "добрых дел" за пределами храма в ситуациях враждебно-агрессивных и стрессовых - это и есть испытание реальной жизнью? И что из опыта церковных отношений можно переносить в светскую жизнь, а что нет?

- Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), и говорит он, конечно, не о специальной сфере, предположим, церковной благотворительности или взаимной любезности и доброжелательности людей во время воскресного богослужения, а о всецелой жизни христианина. Иными словами, говорит о том, что не может быть истинной веры, которая не выражалась бы в практическом доброделании, в реальном привнесении правды Божией в окружающий тебя мир, другим людям. Для христианина невозможно и крайне вредно делить свою жизнь на две части: церковно-сакральную и профанно-мирскую - и в первой как бы вполне соответствовать нормам заповедей Божиих, а во второй ориентироваться на нормы и критерии внешнего мира. Православный человек призван быть всецелым христианином всегда. И в этом смысле Православию чужд очень важный для западного христианства спор о том, что преимущественно ведет человека ко спасению - вера, по Лютеру, или доброделание, по средневековому и возрожденческому Католицизму. Еще в 1723 году на Иерусалимском Соборе было сказано, что христианин спасается верой, споспешествуемой любовью и выражаемой в делах. А иначе-то и веры никакой нет.

- Сейчас появилось очень много нищих разных сортов. Для некоторых из них просить милостыню - это профессия. Подавать и им?

- Я думаю, чтобы не смущаться сердцем, разумно было бы, во-первых, отделять некоторую сумму от семейного дохода (размер ее каждый определяет сам, как подсказывает ему совесть, и по согласованию с близкими и с духовником) будь то на храм, будь то на дела благотворительности, будь то на конкретно нуждающихся людей - главное, не для себя. Во-вторых, даже если просящий милостыню человек вызывает некоторое недоверие, лучше дать, сколько возможно. Впрочем, надо помнить совет одного из последних оптинских старцев, который при виде человека явно нетрезвого советовал подавать ему продукты, а не деньги. Ну а когда встречаешь явного профессионала, подвизающегося на почве нищенства, то, думается, нет необходимости брать его на свое домашнее обеспечение.

- Существует ли благородство вне религии?

- Если мы под религией подразумеваем организованную конфессию, организованное исповедание, то, конечно, существует. Абсурдно был бы отрицать наличие достойных людей, считающих себя агностиками. Но вне религии в более существенном смысле этого слова, то есть вне связи между человеком и Богом, между тварным и нетварным, никакого благородства, как и вообще никакой добродетели, существовать не может. Так или иначе, любые этические достоинства есть производная из осознанного или подсознательного отношения к нравственному закону, которым человек руководствуется. А нравственный закон невыводим из атеистического мировоззрения.

- В чем разница между дружеской помощью и человекоугодием?

- Разница эта очевидна. Дружеская помощь - это когда мы желаем и делаем человеку благо ради самого блага, а не ради того, чтобы от этого что-то приобрести в наших отношениях. А для христиан единственным существенным благом является стремление к вечной жизни. Поэтому мы и нацеливаем свои поступки по отношению к другим людям на укрепление их пути к Царствию Небесному. И в этом смысле мы можем быть и жесткими, и достаточно критичными, и иной раз бескомпромиссно требовательными к своим ближним, не допуская их закоснения в грехах и свидетельствуя даже с риском для наших отношений о том опасном пути, на который они ступили. Человекоугодник никогда так не сделает. Он предпочтет сохранение добрых отношений с окружающими как прежде всего удобных для самого себя.

Обычно под человекоугодием мы понимаем нечто грубое, например, во всем потакать и не перечить начальству, чтобы спокойнее работать или получать повышение по службе. Но можно быть человекоугодником и по отношению к собственному другу в том смысле, что не решиться сказать ему о каком-то недобром развитии его душевных качеств просто потому, что не хочется рисковать дружбой или теплыми отношениями.

- Как согласуется такое христианское отношение к своему ближнему с притчей Господа о соринке в глазу другого и незамеченном бревне в собственном?

- Эта притча - об осуждении, когда мы испытываем удовлетворение от вынесения приговора о грехе и несовершенстве того или иного человека. Помощь же другу, вытекающая из трезвой оценки его греховных поступков или безнравственных душевных качеств, заключается в том, что христианин призван не закрывать на них глаза, но воспринимать как свою боль и по любви к этому человеку не оставаться в стороне, а выйти навстречу с готовностью помочь. Вот если такое расположение к ближнему есть в сердце, то любая, даже самая строгая, оценка не будет осуждением.

Понятно, что бывают такие жизненные ситуации, когда бестактно, нелепо и даже противно нравственному закону начать обличать в глаза: дочери - отца, сыну - мать. Но не меньшим грехом будет и убежденность, что сделать тут ничего нельзя и остается только отойти в сторону и не замечать или терпеть то, что происходит с нашими самыми дорогими людьми. Задача же христианина - пусть не прямо, а предельно тактично - постараться помочь своему ближнему прийти к осознанию того греха, в котором он пребывает.

Однако бывают ситуации, когда необходимо самые нелицеприятные вещи называть своими именами, предположим, когда кто-то из близких подходит к порогу земной жизни. Недопустимо - даже руководствуясь родственной любовью и боязнью потревожить бессильную старость - делать вид, что все нормально. Может быть, слово христианина, тем более если единственный сын или единственная дочь, сумеют пробудить в умирающем совесть и дать ему хотя бы на пороге земной жизни оглянуться, переосмыслить им сделанное, и благодать Божия коснется его.

- Можно ли делиться с близкими своими духовными переживаниями или лучше, чтобы это было твое собственное, не разделяемое ни с кем богообщение?

- Почти всегда лучше не делиться, особенно когда речь идет о состояниях благодати, пережитых нами. Высказанное вслух, особенно несколько раз высказанное, забалтывает тот духовный опыт, который нам был дан, и он становится внешним, отстраненным, объективированным, как бы уже не нашей внутренней жизнью, а рассказом о ней, уже не раз повторенным нами и к тому же очень часто мало действенным и мало что сообщающим другим людям. Лучше бы помолчать и сохранить в душе плод того, что нам было дано. На самом деле мы и ближним больше поможем, если в собственной душе это памятование о дарах благодати благоговейно удержим.

- Что означает духовный совет другому человеку?

- Лучше давать совет, не апеллируя к собственному духовному опыту, не ссылаясь на свой пример. И даже если мы все имеем определенную пройденность пути и какие-то начальные сведения о том, что на нем поджидает, то пусть это будет сказано нами с некоторой отстраненностью от самих себя, с опорой на учение Церкви, на опыт духовной жизни вообще, а не только наш личный. В любом случае это будет благонадежнее.

- К верующему человеку приложимо мирское понятие одиночества?

- Одиночества в конечном, самом трагическом смысле этого слова для верующего человека нет. Мы всегда должны помнить, что отвернуться, предать могут люди, даже самые близкие. Но никогда не оставит нас одних Спаситель, если только мы сами не уйдем от Него на страну далече. Такого одиночества, из-за которого уныние и тоска охватывают всю душу человека так, что он даже дерзает расстаться с этой земной жизнью, истинно верующий просто не может испытывать. Отчуждение же от окружающих людей либо по нашим немощам, либо по мировоззренческим и идеологическим расхождениям в те или иные периоды почти неизбежно. К временному отдалению от родных, друзей, которые пока не идут тем же путем, что и мы, нужно относиться трезво и <верить, что оно может быть преодолено нашим спокойствием, мирным несением своего креста, надеждой на то, что если мы сами будем жить по-христиански, то есть добро, без обид, с молитвой за близких, то мы вновь будем вместе, только уже по-другому, лучше, чем было до того. И я знаю множество тому примеров, когда такое происходит.


Из книги
"400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни"
(Издание Сретенского монастыря)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.