ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2007 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Высокие нравственные ценности - в православной культуре

В современных условиях общеобразовательная школа не имеет единых подходов в деле нравственного воспитания, как отмечают сами учителя школ. Об этом говорят и результаты анкетирования выпускников школ, которое провели мы в этом году.

«Расскажите, нам никто про это не рассказывает», - говорят студенты, когда речь идет о религиозных нравственных ценностях. У молодежи на самом деле нет выбора при видимой свободе выбора. Общество предлагает им обратиться к потребительским ценностям, избегая говорить о высоких нравственных ценностях. Анкетирование выпускников средних школ проводилось нами анонимно. Цель анкетирования - определить уровень осведомленности о нравственных понятиях и роль школы в нравственном воспитании школьников.

Всего было опрошено 76 человек. Из них 76% девушек, 24% юношей. 18- ти% опрошенных - 17 лет, 36-ти% - 18 лет, 18-ти% - 19 лет, 24-м% - 20 лет, 3-м% - 21 год. Анкетируемым предлагалось вспомнить определения некоторых моральных качеств человека (доброта, честность, справедливость) и где именно были получены представления о нравственных понятиях. Выявлялось отношение молодых людей к нравственным понятиям. Предлагалось выбрать несколько источников информации о нравственности для школьников, среди которых семья, школа, книги, улица.

Один из вопросов выяснял, кто, по мнению опрашиваемых, должен заниматься нравственным воспитанием школьников: семья, общество, школа, церковь, специалисты в области нравственного воспитания, специальные службы. Два вопроса анкеты раскрывали, насколько запечатлелись в памяти выпускников средних школ уроки нравственности, и какова роль учителя в формировании понятий о добре, зле, порядочности у школьников.

Анализ ответов на первые три вопроса из предлагаемых в анкете, в которых выяснялось знание и отношение к таким нравственным понятиям, как доброта, честность, справедливость, показывает, что 71,5% опрошенных имеют представление о таких понятиях, как доброта, честность, справедливость, но не могут сформулировать, что это такое. Лишь 19% могут определить эти нравственные понятия более-менее точно, 5% не знают, что это такое, но хотели бы узнать, и 1,5% не знают, что такое доброта, честность, справедливость и несправедливость, и не хотят знать, что это такое; 3% из числа опрошенных отметили вариант ответа «Другой ответ». Среди других ответов следующие: 1) «Мне безразлично», 2) «В наше время мало, где можно встретить справедливость». Проанализировав ответы на вопрос № 4: «Кто, по-вашему, должен заниматься нравственным воспитанием школьника?» - можно составить следующий ранжированный ряд: на первом месте по количеству выборов – семья, на втором месте – школа, на третьем – общество, на четвертом – жизнь, на пятом - церковь, специалисты в области нравственного воспитания, специальные службы.

На вопрос: «Были ли в Вашей школе уроки нравственности?» - 34 % опрошенных ответили – «да», 32% - «нет», 34% - «не помню». 80% опрошенных утверждают, что их учителя говорили им о добре, зле, справедливости, порядочности; 5% отрицают и 9% не помнят, чтобы учителя говорили им о нравственных понятиях (добре, зле, справедливости, порядочности). 4% опрошенных выбрали вариант ответа «Другой ответ», среди которых были ответы: «Только в начальных классах», «Только при обсуждении литературных произведений», «Что-то, кажется, говорили - не уверен». Перечисленные ответы показывают, что: беседы о нравственных понятиях проходили очень давно и отсутствовали в средних и старших классах; нравственные вопросы обсуждались так, что ученик не соотносил их с реальной жизнью и самим собой, т. е. можно сказать, что для него эти уроки прошли бесполезно в нравственном смысле; беседы о нравственных понятиях были настолько неинтересны, незначительны, что, спустя сравнительно небольшой промежуток времени после школы, выпускник сомневается, были ли таковые. Если, допустим, школьник пропустил занятия по болезни или по каким-то другим причинам и не посетил уроков нравственности или бесед о нравственных понятиях, то возникают вопросы: почему учитель не заметил, что его ученик недополучил таких важных в жизни, на наш взгляд, уроков и не провел с этим учеником индивидуальную работу?

Входит ли в прямую обязанность учителя формирование нравственных представлений учеников, обучение навыкам нравственного поведения. Если нет, то кто обязан это делать? Как сказала одна из студенток 1-го курса ХМИПС на уроке по предмету «Этика малочисленных народов Севера», выражая свое изумление в разговоре о порядочности: «Нам никто об этом не говорил!» Причем никто из присутствующих сокурсников (примерно 30 человек) не возразил, что им-то говорили об этом. Вопрос №7 выясняет источники информации о добре, зле, справедливости. Ответы на этот вопрос можно представить в виде следующего ранжированного ряда: наибольшее число опрошенных студентов выбирает семью в качестве источника информации о нравственных понятиях, на втором месте выступает школа, на третьем - книги, на четвертом - улица. Можно сделать вывод, что в практической жизни основная роль в деле нравственного воспитания определяется семье.

Общий вывод: духовно-нравственное обучение и воспитание школьников в общеобразовательных школах г. Ханты-Мансийска проходит на низком уровне. Среди выпускников (выпуски 1999, 2000, 2001 гг.) этих школ существует интерес к вопросам нравственности.

Какая бы ни была педагогическая система, она должна обладать четкой национальной спецификой, отражающей «душу народа». Душой русского народа было всегда Православие, явившееся той почвой, из которой выросла такая богатая и неповторимо красивая по своеобразию своему русская культура. Лицо - зеркало души, и российское образование должно иметь «свое лицо», должно базироваться, в первую очередь, на русской культуре, а значит, и на православных традициях.

Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и воспитательную. В первом случае передается определенный объем информации, а сам процесс научения сводится к решению вопросов: чему учить? и как учить? От решения этих вопросов зависит содержание и метод всего обучения. Правила же воспитания, в том числе нравственного, выводятся из представлений о человеке и цели его существования. Бессмысленными останутся вопросы - чему учить и как учить - пока не будет дан ответ на вопрос: зачем учиться? От ответа на последний вопрос прямо зависят и задачи, и принципы, и методы, и само содержание любой педагогической системы.

Нужно постепенно возвращаться к традиционному образованию - единственно верному, соответствующему идее образования.

Татьяна, Гончарова, г. Ханты-Мансийск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.