ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2007 г.         

Первый архипастырь Сибири


Архиепископ Киприан

История России трудная, но переделать ее уже нельзя, какая есть. И история эта учит, что чем глубже была вера у русского человека, тем спокойнее было житие на Руси. Вера спасала нас, и не раз. В 2008 году Россия будет отмечать 300 – летие Тобольской губернии.

Время - справедливый судья

Вдумчиво вглядываясь в прошлое, становится ясно: русские пришли в Сибирь не как завоеватели. На ее бескрайних просторах не было кровавых войн. И немалая заслуга в этом сибирских архипастырей, подвижников веры, просветителей страны сибирской.

Наш народ сегодня напряженно ищет верную дорогу в будущее, мы хотим, чтобы Россия вновь стала великой, уважаемой во всем мире. Поэтому нам важно сегодня обратиться к образам, личностям архипастырей Сибири, их вкладу в становлении и укреплении Российского государства. Три столетия, с 1620 по 1918 год, они созидали нравственный облик русского народа, сибиряков, и сегодня как никогда нам надо почувствовать силу и значение подвига сибирских архипастырей, многие из которых причислены к лику святых.

Мое детство прошло в глухой сибирской деревне, и про обычаи и нравы коренных сибиряков я знаю не понаслышке. Уходя в лес, на покос, избы на замок не запирали вплоть до середины 70 – х годов прошлого века. Так, палочку засунут в щеколду, и заботы никто не знал, что кто–то в пустой дом может зайти. Зачем?! Хозяев ведь нет дома…

А теперь Сибирь не узнать. Изменилась наша могучая родина, не устояла, но верится, что не до конца: так, поддалась маленько. В самом – самом начале такое с нами уже бывало.

Удержать и расширить Сибирские владения. 1620 год.

С большим трудом Русское государство восстанавливалось после кровавой Смуты, страшного времени самозванцев, когда Русь как православная держава едва не погибла. Царь Михаил Романов и его отец Патриарх Филарет стали больше внимания уделять окраинам, пытались удержать и расширить сибирские владения. В Сибири уже были основаны первые русские города: Тюмень, Тобольск, Березово, Сургут, Тара. По тропам, пробитым в глухой тайге, русские первопроходцы вышли к Енисею. После лихолетья Смутного времени в далекий край с суровым климатом ссылали пленных поляков, литовцев, немцев, шведов. Лицом к лицу здесь столкнулись люди разных национальностей и разных религий: язычники, магометане, лютеране, православные, католики.

Ссылались воры, душегубцы и другие разбойники. У этих извергов не было ничего святого, поэтому они были больше похожи на зверей, чем на людей. Историк Петр Николаевич Буцинский описывал, каким страшным разбоем и грабежом сопровождалось движение такого сброда за Урал: «Жители запирали дома, прятали жен, дочерей. Угоняли скот в лес и с ужасом ожидали приближения этой орды. Все старались спровадить их дальше, без задержки подавая подводы, лишь бы поскорей отделаться от ужасных гостей. Но переселенцы не спешили, кутили, сколько им вздумается, иногда по неделе. Иногда такие партии опустошали целые уезды. И не было никакой защиты от этой разбойничьей орды. Грабили и разбойничали все: и сотник, и рядовые служилые люди. У воеводы не хватало сил наказывать этих грабителей».

Сибирские пашни еще только начинали распахиваться и неудивительно, что среди крестьян – переселенцев тоже возникло распутство и пьянство. Правительство посылало в эти края священников целыми партиями, но в них постоянно чувствовался недостаток, «скудость великая», потому что немногие соглашались оставить родной дом и добровольно переселиться в малоизвестные края. Слухи о беспределе, творившемся в Сибири, достигали Москвы, поэтому для исправления нрава первых сибиряков в 1620 году решено было учредить Сибирскую епархию. Но для начала решения таких грандиозных задач на громадной территории нужен был человек выдающихся способностей. Нет пророка в своем Отечестве. В который раз, собирая материал о первом сибирском архиепископе Киприане Староруссенине, мне пришлось в этом убедиться. Казалось бы, когда человек решился взять на себя такой крест – стряхнуть с сибирской земли разврат, о нем должна была остаться благодарная память в народе. Но нет. Лишь по фамилии можно предположить, что родом он из Старой Руссы, а вот дальше одни догадки и предположения. Зато точно известно, что впервые как государственник он проявил себя в Смутное время, когда новгородские земли оккупировали шведы. С Великого Новгорода мы и начали свое исследование.

Великий Новгород – духовная родина сибиряков

Первые четыре сибирских Архипастыря родом были из Новгорода, поэтому с этой древней русской землей у сибиряков особая духовная связь, и полюбоваться, поклониться новгородским святыням, побывать на духовной родине мечтает каждый православный сибиряк. Но как же мы не помним и не чтим своего первого архипастыря! Наш приезд вызвал у новгородцев искреннее изумление: «Как, Киприан Староруссенин - наш земляк, и он был первым сибирским архипастырем? Невероятно, расскажите!» Так нас встретили на древней земле, так началось наше знакомство. Решили, что в Хутынском монастыре, где Киприан был архимандритом, нам все же удастся хоть что-то узнать об этом легендарном человеке. Хутынь - «худое место». По преданию здесь находилось языческое капище и обитала нечистая сила. Силой своей молитвы преподобный Варлаам Хутынский изгнал ее и в 1192 году основал в 10 километрах от Новгорода монастырь.

Сибирское Православие очень юное по сравнению с Новгородским. По дороге в монастырь мы любовались строгими, без узорности снежно – белыми старинными древними храмами Великого города. Они просто потрясают! Как суровые русские богатыри. А их количество! К счастью, насельницы монастыря (сейчас это женская обитель) рассказали нам о подвиге архимандрита Киприана в Смутное время.

Архимандрит Хутынского монастыря


Варлаамо-Хутынский монастырь

Великий Новгород оккупировали шведы, и, видя, что Москва просит на свой царский трон польского королевича, гордые, независимые новгородцы в противовес Москве подписали договор на княжение со шведами. Но в 1613 году поляки были выбиты из московского Кремля и по всей стране началось мощное освободительное движение. Новгородцы, уже хлебнувшие лиха от будущих князей - иноверцев, решили расторгнуть договор со шведами. Возглавить делегацию доверили архимандриту Хутынского монастыря Киприану. Через два года, смирив гордыню, самовластные новгородцы просили прощения у царя Михаила Романова за то, что хотели уйти под шведскую корону, изменить вере православной. И эту делегацию вновь доверили возглавить архимандриту Киприану. Государь новгородцев простил, но шведы вскоре выследили и захватили в плен архимандрита и стали его пытать, требуя одного - признать Великий Новгород, древние русские земли за Швецией. Киприана избивали до полусмерти, раздетого и разутого выгоняли на мороз, морили голодом. Но даже под пытками этот мужественный человек не сломался, не дрогнул и не изменил вере отеческой, Родине. Поэтому когда встал вопрос о том, кто поедет в Тобольск на сибирскую кафедру, Патриарх Филарет и царь Михаил Романов решили: архимандрит Киприан. Ему они доверяли полностью.

В Сибири первый сибирский архипастырь должен был «заботиться о чистоте нравов русских поселенцев и обращать ко Христу идолопоклонников и магометан». Но доверие к первому сибирскому архипастырю было настолько велико, что он еще должен был лично контролировать действия светской власти. В Сибири, вдали от Москвы, воеводы вели себя как царьки: как хотели, так и управляли. Киприану предписывалось: «поучать боярина, воеводу и мирских людей с умилением, а не станут слушать – говорить им с запрещением, если же и после поучения и смирения не уймутся, то писать царю и отцу его Патриарху». Читая в архивах такие указы, понимаешь, откуда было у нас такое обращение «царь – батюшка».

Не мечом и огнем

У русского правительства был свой способ освоения новых пространств. Не огнем и мечом, как это делали в Европе, а через проповедь, через молитву совершалась христианизация местных народов, потому что единоверцы – они уже не предадут. Поэтому так быстро, всего через 60 лет после похода Ермака, русские землепроходцы услышали шум волн Тихого океана. А вот в Америке примерно такое же расстояние от Атлантики до Тихого океана белые люди одолели только за 300 лет.

Причем миссионеры, русские священники не занимались колонизацией земель, русификацией коренных народов Сибири. Они предпочитали проповедовать на их родном языке, бережно сохраняя традиции, культуру народов. Первые буквари на ненецком и хантыйском языке составил священник отец Иоанн Егоров, первые учебники татарского языка в 1801 году издал крупный российский тюрколог священник Иосиф Гиганов. Но это было уже много позднее после пребывания на Сибирской кафедре Архиепископа Киприана. Он первый положил лишь начало этим работам. На его долю выпали совсем другие труды.

Печальник и защитник

Патриарх приходил в ужас, когда читал послания Владыки о том, что русские люди, христиане, в Сибири кровосмесительствуют, женятся на сестрах двоюродных и родных, «блудом посягают» на своих матерей и дочерей. Женщин было мало, поэтому первые русские поселенцы вынуждены были брать в жены остячек и татарок. А бывая в Москве, они сманивали женщин с собой в Сибирь и здесь их проигрывали в кости по 1 – 2 рубля или закладывали друг другу.

К счастью, такое бесчиние продолжалось по историческим меркам недолго. Просматривая в Тобольском архиве документы Тобольской духовной консистории следующего века, я с облегчением, признаюсь, читала дела неведомой девки Аграфены, которая без мужа родила ребенка, или о том, что Дарья Митина при живом муже живет с другим. То есть подобные случаи стали уже единичными и каждый (а это от Урала до Иркутска!) разбирался в Тобольске. Выправились люди. Постепенно в Сибири у людей выработался особый характер: спокойный, стойкий, терпеливый. Но была и другая беда.

…В своих посланиях в Москву Владыка скорбел, что «с попами скудно» и что «… в Сибири попы воры и бражники, да и быть им нельзя, только быть им по великой нужде, потому что переменить некем». После беспорядков Смуты Патриарха Филарета трудно было чем - либо удивить, но такое положение дел в новой епархии, настоящее одичание людей в Сибири его необычайно встревожило. Он составил «Учительное послание», в котором увещевал, умолял сибиряков одуматься, образумиться и жить по - христиански.

Проповеди Архиепископа Киприана в Тобольске вызывали недовольство воеводы Матвея Годунова. Здесь, вдали от «ока государева», он как хотел, так и управлял, больше думая о своей корысти, и никто ему был не указ. Этакий сибирский царек. Священников били батогами, заставляли их делать вещи, которые им по сану делать нельзя. Сразу, как только Владыка Киприан прибыл, он стал получать десятки жалоб о произволе воевод. Описывая состояние дел в Сибири, Владыка писал в Москву все же далеко не все, он всячески старался не ожесточить против себя воевод и казаков. А они сразу встретили его неприветливо и даже враждебно, хорошо понимая, что он будет печальником за обиженных. В Москву на архипастыря одна за другой шли жалобы, доносы. Вскоре прибывшая из Москвы комиссия провела расследование и Годунов был смещен, а с новым воеводой Юрием Сулешовым у Архиепископа сложились добрые, деловые отношения.

В память вечную будет праведник

В Сибири Архиепископ Киприан пробыл недолго, с 1620 года по 1623, но сделать успел многое. Им было основано несколько монастырей: Покровский женский монастырь в Верхотурье, Ильинский женский в Тюмени, монастыри в Невьянске, Тагиле, Томске, Енисейске, Таре. Монастыри были очагами христианской жизни не только для русского населения, но и для коренных сибирских народов.

Первые русские в суровом краю жили трудно, в постоянной тревоге, голодно. Хлеб был привозной, из – за Урала. В Европейской части России в то время был особый натуральный налог, так называемый «сибирский хлеб», но его поставки часто задерживались, особенно в весеннюю распутицу. Только в 1683 году по царскому указу сбор «сибирского хлеба» был отменен, так как в указе значилось «ныне хлеба в сибирских городех пашут, и хлеб в Сибири родится многой».

А с сибирскими татарами русские очень быстро «ожились», стали учиться друг у друга, как выжить в суровых условиях и как сеять хлеб. Поэтому Тобольский Кремль, единственный за Уралом, как оборонительное сооружение так никогда и не пригодился. Хотя «проклятые огненные палки из грома», так в XVII веке коренные народы Сибири называли ружья, звучали, конечно, часто. Но алчность купцов никогда не переходила в жестокость. Не из – за чего у нас в Сибири было воевать друг с другом, да и некогда. Работы много, а людей всегда не хватало.


Спасо-Преображенский собор сегодня

Со времен похода Ермака прошло 40 лет и несколько престарелых казаков были еще живы. Архиепископ Киприан велел их опросить, и по их рассказам был составлен Синодик, то есть поминальник Ермаковых казаков. Ежегодно его прочитывали в Софийском храме в первое воскресение Великого поста. По сути, Архиепископ Киприан положил начало сибирской летописи.

Немало пришлось пережить первому сибирскому архипастырю в Сибири. Но свой крест первый сибирский архипастырь нес безропотно и бесстрашно, с железной, несгибаемой силой защищая интересы государства. В чем черпал он силы? Конечно, в вере. А еще не раз ему вспоминалась милая родина, новгородские святыни. Не случайно деревянный Троицкий собор он переименовал в Софийский. В Новгороде тогда даже поговорка такая сложилась, «где София, там и Новгород».

Через три с половиной года, летом 1623 года, Владыка Киприан стал просить разрешения вернуться в Москву. Царь Михаил прислал грамоту: «Писал отцу нашему Филарету Никитичу, что ты нам служишь и о наших делах радеешь и самовольников унимаешь, а о том скорбишь, что ты долго наших очей не видел и мы, советовав с отцом нашим Филаретом Никитичем, тебя пожаловали - тебе быть в Москве, видеть государские наши очи». cЗа время управления Сибирской епархией Архиепископом Киприаном в ней уже насчитывалось 12 монастырей с 300 монашествующих, 30 церквей и 50 священников. А простиралась епархия от Урала до Енисея, от степей Казахстана до Обдорска и Мангазеи. Сибирь, край великого будущего, при Архиепископе Киприане начала превращаться в реальное достояние Русского царства. В столице Владыка был возведен в сан митрополита и 2 года занимал Крутицкую кафедру. При нем была привезена на Русь часть Ризы Господней, от которой он исцелился и в благодарность составил канон. В 1627 году его перевели на родину, в Великий Новгород. Скончался митрополит Киприан в 1635 году. Главный хранитель Новгородского Софийского собора Татьяна Юрьевна Царевская указала место, где под спудом в Корсунской паперти покоится первый сибирский архипастырь митрополит Киприан Староруссенин.

В истории нет имен забытых. Есть неоцененные. Подвижники веры – наше великое сокровище. Они формировали наш особый сибирский характер. Им мы обязаны той крепкой, истовой вере, которая была у наших предков и которую мы обретаем сейчас. И первым веру и правду на сибирской земле утверждал Архиепископ Киприан Староруссенин, выдающийся государственный деятель и смиренный инок, вся жизнь которого была к «пользе и славе любезного Отечества». Не забывай, потомок!

Татьяна ТЕПЫШЕВА, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.