ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№2 2003 г.         

Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

- Владыка, начался Великий пост, что бы Вы пожелали нашим читателям, вступающим в период уготовления к Пасхе Христовой?

- Дорогие братья и сестры, мы вступили в поприще Великого поста. Это прообразующий пост, который когда-то провел Христос Спаситель. На 40 дней Он удалился в пустыню, постился и молился. Через Великий пост мы очищаем свое тело и свою душу и как бы возвращаемся к Богу. Из Священного Писания мы знаем, что, нарушив заповедь воздержания (именно такая заповедь была - не вкушать запретного плода), человек отошел от Бога. И через заповедь воздержания, через пост, через очищение от грехов души и тела человек возвращается к Богу. Очень важно помнить, что мы должны вести воздержанный образ жизни и начало этому полагает воздержание в пище, питии, воздержание в словах, в каких-то удовольствиях. Воздерживаясь, ограничивая похоть плоти, человек освобождает свою душу. Этим он освящается, духовно укрепляется, соединяется с Богом. Я желаю всем в дни Великого поста научиться воздержанию - в пище, словах, делах, поступках, желаниях. Постарайтесь научиться удерживать себя, управлять своей жизнью, чтобы ваша душа, ваш разум господствовали в вашей жизни, а не инстинкты, влечения и желания управляли нами.

- Все ли должны поститься одинаково?

- Конечно, должно быть рассуждение: в зависимости от возраста, рода занятий, от того, насколько человек чувствует, какая духовная немощь одолевает его. Конечно, пост для пожилых, особенно для больных, имеет послабление. Послабление в период поста дается также детям, учащейся молодежи. Будет правильно определить себе норму поста, подойдя к священнику и побеседовав с ним. Здесь нужно благоразумие, ведь пост не предусматривает изнурения или умерщвления тела. Пост предусматривает укрощение страстей, укрощение похотей и смирение души. Вот задача поста, вот что мы должны иметь в виду.

- А если человек ни разу в жизни не постился, впервые приступает к Великому посту, какие добрые советы ему можно дать?

- Первый добрый совет - наберитесь мужества. Действительно, начать поститься очень трудно. Хотя природой и предусмотрено, что человек какой-то период накапливает массу тела, а в какой-то период уменьшает ее. Если человек с детства постится, это свойство естества человеческого функционирует нормально, человек каждый раз в пост худеет, потом восстанавливает вес, через это идет процесс оздоровления, освежения организма. Если человек многие годы не постился, то функция воздержания не так у него развита, поэтому в первый раз могут быть трудности. Нужен правильный подход с медицинской точки зрения, здесь могут дать консультацию и священники, и верующие врачи. Нужно благоразумие, но в любом случае нужно мужество, сила воли. Через воздержание мы укрепляем силы души - свою волю, свой разум и свои чувства религиозные. Поэтому для тех, кто в первый раз вступает в пост, я рекомендую получить благословение священника, если нужно, добрый совет врача и дерзайте, приступайте!

- Владыка, многие сравнивают пост с диетой: «Где-то мы не поедим, воздержимся и очистим свое тело». Только ли в этом заключается поприще Великого поста?

- Это только видимая сторона - ограничение в пище. Пост, как я уже говорил, это процесс управления самим собой, процесс воздержания. Начинается с пищи, но означает и воздержание в чувствах, охранение своих чувств зрения, слуха, обоняния, осязания, то есть надо воздерживать их от греховного проявления, проявления какой-то похоти. Нужно воздерживаться и в слове, в увеселительных мероприятиях, дать покой душе. Нужно воздерживаться и в общении. Надо дать время для освящения души, помолиться, почитать Священное Писание. Особая духовная литература рекомендуется для человека верующего. Все это способствует оздоровлению души, покою душевному, миру, очищению сердца. Достигая этой чистоты сердечной, человек подходит к великому празднику и готов узреть и восприять Бога, восприять радость Воскресения Христова, которое есть прообраз Воскресения вечной нашей души.

- Многие задают вопрос, можно ли в пост смотреть телевизор, слушать развлекательную музыку.

- Воздержание предусматривает удаление от всякого развлечения, ведь оно отвлекает человека, разоряет внутренний мир, делает человека рассеянным духовно, несосредоточенным, несобранным. Этого надо избегать. Наши студенты как-то подошли к духовнику и спросили, можно ли постом посмотреть телевизор? Он задумался и потом говорит: “Можно, посмотрите, но только не включайте”. Действительно, есть такой момент, даже можно сказать, диагноз: человек заболевает зависимостью от доз виртуального восприятия мира. Нужен ли нам постоянно телевизор, компьютер - то, что ломает естественное состояние человека? Если вы чувствуете эту зависимость, надо постараться хоть неделю-две не включать ни телевизор, ни радио. Это есть оздоровление души. Ведь наши предки сто-двести лет назад жили без этого виртуального допинга, виртуального образа жизни, и нам нужно хоть отчасти вернуться к естественному состоянию. Это влияет и на психику человека, его психическое здоровье. В пост надо дать душе покой. Конечно, мы не можем наложить запрет на средства массовой информации, потому что во многом они далеки от наших традиций, норм нравственности, приличия, но это уже другой разговор, который мы ведем на наших конкурсах-семинарах “Православие и СМИ”. Здесь мы обсуждаем, как оздоровить наше слово, информацию, чтобы было больше доброго, созидательного, меньше греховного, разрушительного, того, что несет соблазн.

- Благословляете ли Вы, Владыка, верующим людям смотреть православные программы во время Великого поста?

- Можно смотреть программы, которые несут духовное содержание, нравственное. Надо помнить - всякая программа оставляет духовный след в душе человека. Но какой духовности? Божественной, нравственной, очищающей человека, умиротворяющей, или духовности (есть ведь и дух злобы) греховной, пробуждающей низменные чувства? Здесь нужно рассуждать, нужен здравый смысл, здравый подход.

- А если все-таки человек не постится, но он верует в Бога? Должен ли он считать себя великим грешником за то, что он нарушает Великий пост? Многие люди имеют такое лицемерие: я в Бога верую, а поститься не буду.

- Я говорил в начале, что потеря рая у наших прародителей, Адама и Евы, началась с невоздержания. Они отвернулись от Бога, нарушили обет, который дали Ему, и возвращение к Богу идет через послушание, через воздержание. Нужно просто четко понимать, что если у нас есть такая дерзость отвергать добрые традиции своих предков, то это примета того, что в нашей душе гнездится дух противления духовной жизни, дух противления Богу. Это и есть признак лукавого. Самый богопротивник, противящийся духом, и есть враг рода человеческого - дьявол. Ведь ничего худого традиция Церкви не несет, в том числе и пост, воздержание. Они только способствуют сохранению внутренних душевных и телесных сил, способствуют укреплению душевного и телесного здоровья человека.

- Владыка, прошел семинар “Православие и средства массовой информации”. Всех журналистов удивила Ваша мысль об украшательном, паточном изображении Церкви. Что праздники церковные показывают как некую экзотику. Что можно сказать о тех основных огрехах среди журналистов, которые пытаются работать на духовные, нравственные православные темы?

- Здесь, видимо, сказывается то, что мы переживаем этап возрождения, как бы второе Крещение Руси. Если посмотрим на исторический путь нашего Отечества, когда было первое Крещение Руси, то посланники князя Владимира, придя в Константинополь, пришли в восхищение от красоты богослужения, торжественности.

Они говорили, что не знали, на земле они были или на небе. Но потом это восхищение переросло в постоянную работу, постоянный труд над насаждением духовного образа жизни. Видимо, сейчас многие наши журналисты, подходя к Церкви, восхищаются этим благолепием, торжеством, пением, но надо смотреть на то, что это только внешнее проявление жизни Церкви. Важно за этим преподать людям то благое, духовное, нравственное, спасительное, что несет церковная традиция. И здесь неуместен подход к Церкви как к чему-то красочному, экзотическому, сенсационному. Здесь нужно осмысление, понимание традиции. Но сегодня многие средства массовой информации о нашей традиции исконной говорят так же поверхностно, как о бразильском карнавале или каком-нибудь экзотическом восточном обряде. Это духовная неразборчивость, такой духовный плюрализм. Конечно, можно говорить о традициях народов, но наши исконные, родные традиции нуждаются в развитии, в просвещении. Говорить о других можно, но важны они для того народа, для той страны, где эта традиция исполняется. Поэтому хотелось, чтобы все люди, которые обращаются к рассказу о Церкви, понимали не только важность внешней красоты, обрядовой формы, но и видели за этим внутреннее содержание, внутреннюю работу человека над самим собой, над своей душой в плане очищения, укрепления нравственности и утверждения духовности.

Записал М.Ю.Бакулин

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.