ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2003 г.         

Перейти в раздел [ Миссионерство ]

Миссия “меридиан”

Год назад завершилось одно из самых невероятных приключений, в котором мне довелось участвовать, - экспедиция “Душа и пространство”. Ее идея сразу поражала своим масштабом и гармоничностью. Перед участниками ставилась задача пройти Тюменскую область от южной до северной границы на снегоходах и снять об этом фильм “Россия по меридиану”.

Об этой экспедиции было написано и сказано уже достаточно. Однако, кроме спортивного интереса и географического исследования, экспедиция имела еще одно значение. Ее участники были православными людьми, а значит, путешествие стало для них испытанием душевных сил на прочность, паломничеством по святым местам и просветительской миссией.

Все началось в Тюмени еще во время подготовки к отъезду. Командор экспедиции, при молчаливом одобрении сотоварищей, сказал, что нужно отслужить молебен и освятить нашу технику. В назначенный день “Камаз” с двумя новенькими снегоходами “Тайга” подъехал к Всехсвятской церкви. Ее настоятель, отец Андрей прочел молитву на “освящение всякой вещи” и окропил, как он выразился, “колесницы” святой водой. Обряд этот помнится в деталях: один из снегоходов стоял ближе к открытому борту грузовика и поэтому был обильнее смочен святой водой. Уже в пути, когда одна из наших “колесниц” сломалась окончательно, я, удивляясь своей суеверности, пытался вспомнить, где же она стояла во время освящения.

Вслед за батюшкой мы вошли в церковь, и он отслужил молебен о путешествующих. Пустой храм, время было неурочное, батюшка, читающий молитвы за наше персональное здравие, – все это создавало особую атмосферу. Мы стояли перед иконой, Господь взирал на нас и как будто спрашивал: “И куда ж это вы собрались?” Все четверо участников экспедиции опускали глаза, согласно крестились и думали каждый о своем. Потом отец Андрей побеседовал с нами о предстоящем маршруте и сказал: “Самое главное, что вам придется испытывать, – это свое терпение по отношению друг к другу. Техника техникой, но когда вы окажетесь в трудной ситуации, рассчитывать нужно будет только на свои силы. На время пути вы становитесь одной семьей, относитесь друг к другу по-братски. “Блажен кто жертвует собой за други своя”, несите в душах образ Христов и да поможет вам Бог”. Эти слова позднее тоже пришлось вспоминать неоднократно.

Абалакский монастырь был обозначен в нашем маршруте. Наше своеобразное паломничество к нему было сопряжено с немалыми трудностями. Под Вагаем, буквально в сотне километров от Абалака у нас случилась серьезная поломка, и мы трое суток жили в лесу в ожидании запасных частей. Наверное, от мороза душа съеживается. Когда после очередного мыса на берегу Иртыша открылись купола монастыря, лично я думал не столько о святости этого места, сколько о том, что там удастся отогреться.

Входили мы в общежитие монахов скорей боязливо, чем благоговейно. Встретили нас радушно, затее нашей удивлялись, по-доброму сочувствовали нашей бесприютности. Как странники, мы были удостоены особой чести - для “рисковых людей” в пятницу Великого Поста отзвонили благовест. А купленная в храме Марии Египетской иконка Абалакской Богоматери сопровождала нас до конца пути.

После пребывания внутри монастырских стен мирская несуразица воспринимается особенно остро. И, тем не менее, мы торопились в дорогу, отчасти из-за погоды, отчасти по душевному беспокойству. Ранним морозным утром выехали на своих тарахтящих “колесницах” за ворота монастыря, в последний раз обернулись на его сверкающие купола, перекрестились и отправились с Богом дальше на Север.

Посещение монастыря не прошло бесследно. Два дня отдыха подкрепили наши силы настолько, что через некоторое время мы уже начали спорить о монастырском уставе. Каждый отстаивал свою точку зрения, зачастую забывая совместно поблагодарить Абалакскую обитель за гостеприимство. Но присутствие ее благодати ощущалось: похолодало, что было необходимым условием продолжения путешествия; на некоторое время прекратились поломки, ровно до того места, где мы вновь могли получить помощь; в команде царил лад, а дорогу не приходилось выбирать из трех одинаково плохих вариантов.

Еще одну церковь, стоящую на крутом берегу Иртыша, мы увидели в Демьянском. Это по-прежнему величественный, но ветшающий ориентир. Прямо под ней, на льду Иртыша огромная “майна” – незамерзающая полынья размером с футбольное поле. В этом месте, над ямой в речном дне, течение закручивает в водовороты черную на фоне сверкающего снега воду. Над “майной” поднимается пар, делающий картину еще более устрашающей. Здесь и случилась наша очередная поломка, заставившая вновь обратиться за помощью к людям.

Путешественникам виднее слабости человеческой натуры людей оседлых. В деревне Тугалово при нашем участии была разыграна небольшая житейская сценка. Зажиточный селянин, к которому мы попросились на ночлег, определил нас к своему младшему брату, одинокому мужику, работящему, смиренному и пьющему. Жизнь в глухой деревне заставляет людей быть осторожными, да и “босяки” для “рисковых людей” не обидная компания. Однако наутро довелось грешным делом услышать, как жена состоятельного тугаловца укоряет его за то, что он лишил ее возможности угостить дорогих гостей и пообщаться с ними.

А в деревне Батово нас разместили в заброшенной крестьянской избе. Поставили свечку, для освещения жилища, на пустую подставку под иконы. После ужина рассматривали семейные фотографии на стенах, как будто знакомились с прежними хозяевами. Этот дом показался нам очень гостеприимным.

Состав экспедиции: командор Юрий Григорченко, оператор Сергей Попов, врач Алексей Баженов, журналист Аркадий Кузнецов.

Продолжение следует.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.