ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2004 г.         

Перейти в раздел [ Культура ]

В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

Братья и сестры! С какой целью мы брошены в этот мир, с какой целью мы родились, зачем живем и что ждет нас после смерти? На протяжении всей истории человечества вопрос смысла и цели жизни был, есть и остается основополагающим вопросом нашего с вами бытия. На него пытались ответить русские мыслители, такие, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, великие русские подвижники – преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский. На него отвечали мыслители античной культуры, христианской, эллинистической, китайской, индийской, японской и многих других культур. На этот вопрос пытаемся ответить и мы с вами. Есть ли высший смысл в нашей истории, в нашей культуре, в нашем назначении, ради которого мы должны жить? Или жизнь лишена этого смысла? Мы чуть ли не со школьной скамьи восхищаемся полотнами Рембрандта, Микеланджело, Леонардо да Винчи, мы читаем с восхищением трактаты Платона, Аристотеля, Платина. Мы пытаемся ответить на главный вопрос жизни – что есть высшее благо, что есть истинное счастье и есть ли оно вообще в этом мире? Все великие мыслители приходят к выводу, независимо от разных мнений, что высшее благо заключается в высшей мудрости. Вопрос только в том, что есть подлинная мудрость. Мы со школьной скамьи знаем, что философия есть любовь к мудрости, но мы спрашиваем наших студентов, а любовь к какой философии и к какой мудрости у нас должна быть? Что есть высшее благо для нас – тех, кто стоит на пороге 3-го тысячелетия? Невозможно говорить о взаимодействии Церкви и государства, не ответив на этот вопрос. Наши глаза, особенно глаза современной молодежи, устремлены к ценностям европейской культуры и американской. Молодежь восхищается этими ценностями, но они и мы с вами должны задать вопрос, есть ли в этих ценностях истина и если она есть, то в чем она конкретно выражается.

Что же есть высшее благо, высшая мудрость для каждого из нас и для современного общества? Ведь общество состоит из людей и существует в основном для человека. Национальные и культурные традиции создаются человеком и служат ему. Так во всем. Весь мир как бы уподоблен служению человека. Мы знаем, что в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи и другие гуманисты говорили о том, что человек есть смысл бытия. Ницше пошел дальше. Он считал: "Человек есть то, что должно превозмочь и что сделали вы, чтобы превозмочь его?". И сказал, что соль жизни нашей в том, чтобы родился сверхчеловек. Он пришел к таким ложным идеям.

Человек, как мы знаем, есть не только тело. Это и душа, и дух. Человек наделен разумом и не просто разумом, а разумом, задающим себе трудные вопросы. И не только задающий, но и отвечающий на эти фундаментальные вопросы бытия. Вопрос о цели и смысле человеческой жизни совсем не празднен, ибо от его решения зависит не только строй общественной жизни, но и жизнь каждого из нас. Между тем именно этот вопрос был и остается камнем преткновения для всех философов, и в попытке решить его возникли не только системы мировоззрений, самых различных и противоречивых, но и великие мировые религии. Можно ли говорить о взаимодействии общества и Церкви и не коснуться этого вопроса? Весь мир – это огромное поле различных мировоззрений, порой взаимоисключающих друг друга. Помимо мировых религий – христианства, ислама и буддизма, существуют еще сотни других религий, философских и мировоззренческих систем вообще нельзя сосчитать. Основным характерным качеством для них всех является убежденность в своей правоте, в своей истине. На этом основании строятся все человеческие культуры. Таким образом, в основе общественной жизни лежит мировоззрение, то есть система ценностей каждого из нас. Это мировидение, миропонимание и мироощущение. Под его влиянием формируется система ценностей как на уровне отдельного человека, так и на уровне народа и государства.

Россия, как мы знаем, одна из самых богатых стран по ресурсам. У нас большое население и давно нет войны. Почему же Россия находится в таком глубоком кризисе? Потому что она будет находиться в нем до тех пор, пока не возвратится к своим первоистокам. И когда современные государственные мужи говорят о том, что необходимо создать некую национальную идею, мы с вами должны знать, что история всего русского народа доказывает нам, что эта национальная идея, которая всегда скрепляла, всегда сохраняла в самые критические моменты истории Россию, эта система ценностей есть в Православии. Возьмем примеры из нашей многоликой жизни. Колоссальное имущественное расслоение центра и провинции, а также города и деревни, массовый разврат – тот разврат, который растлевает души, прежде всего, молодежи. Не случайно еще в 1945 году враги Советского Союза после Победы сразу сказали, что они сделают ставку на молодежь – «мы перевернем их ценности, мы разрушим православные ценности и навяжем им ложные ценности и они поверят в эти ложные ценности и тогда мы покорим Россию». Сейчас для нашей страны характерны рост наркомании, неэффективное законодательство и т.д. В чем же причины современной трагедии нашего народа? Одна из основных причин заключается в том, что мы с вами потеряли подлинную систему ценностей, которая сосредоточена в вечной книге Ветхого и Нового Завета, в Святом Благовестии, то есть в Евангелии. До тех пор, пока мы с вами не обратимся своим ликом, своей совестью к Евангелию и не поймем, что Евангелие (в переводе с древнегреческого евангелиос – благая весть) - не просто благая весть, а благая весть о нашем с вами падении. До тех пор, пока слова Христа Спасителя не коснутся каждого из нас, а Он незримо присутствует в этом зале и говорит сквозь толщи веков: «Исследуйте Писания ибо вы думаете чрез них получить жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Иоанн.5, 39). И Христос Спаситель с любовью, нежно, милосердно и всепрощающе обличает нас с вами, современников, и говорит словами Евангелия: «Но вы не хотите приходить ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанн.5.40).

Поэтому у современного русского человека сбиты все мировоззренческие ориентиры. Он не знает, куда он движется и для чего существует. Он не имеет представления о будущем. Раньше наши деды, наши отцы имели надежду. Сейчас этой надежды нас лишают. Почему? Потому что вера и надежда – это те добродетели, которые были, есть и остаются фундаментальными добродетелями любого общества и любого человека. Поэтому мы не можем ни по-настоящему развиваться, ни просто сохранять наши национальные культурные традиции, если не возвратимся к первоистокам, к подлинным, непреходящим, вечным ценностям Евангелия и творений святых Отцов, таких, как преподобный Антоний Великий, преподобный Макарий Великий, преподобный Ефрем Сирин, отец плача и покаяния, преподобный Исаак Сирин и многие другие.

Общество и человек живут по определенным законам. Вся структура современного государства зиждется на законодательстве, но действенность этого законодательства очень сильно зависит от общего уровня нравственности. В природе существуют объективные законы, причем, их действие не зависит от ученых, которые их открывают. Мы знаем законы Ньютона, Коперника, они являются первооткрывателями, но не создателями законов. Создателем законов был, есть и остается всегда Первопричина этого мира, Творец всего бытия, микро- и макрокосмоса. Итак, у природы есть свой Законодатель, установивший в ней определенный порядок и гармонию. А к какому законодателю обращается современный человек, ведь человек не может жить без порядка, в хаосе ложных, преходящих, растлевающих душу ценностей. Сейчас невозможно нам, особенно детям, включать телевизор. Вы видите, как поток лжи, разврата обрушивается лавиной на души наших детей, а мы не способны защитить их. Почему? Потому что сами не ограждены этими истинными ценностями.

Тот фундамент, та основа, к которой мы должны обратиться, есть Православие. Сегодня более 700 тоталитарных сект разрушают пространство России. Министерство внутренних дел в 2001 году обратилось ко всем ректорам вузов создать механизмы, способные противостоять разрушению психики нашей молодежи, разрушению генетического кода и стиранию из памяти русского народа таких понятий, как патриотизм, любовь к Отечеству.

Какие же плоды мы видим на сегодняшний день? Мы знаем, что тысячу лет назад Святая Русь приняла Крещение. Обратите внимание, что существуют Англия, Италия, Германия, но никто не говорит Святая Германия или Святая Италия, зато есть такое понятие, которому нет аналогов в мире, - Святая Русь. Вот тот идеал, к которому мы с вами должны возвратиться, но мне не хотелось бы, чтобы то, что я сказал вам, было лишь призывом и декларацией. Мне хотелось бы, чтобы мы устремились к тексту Священного Писания, к 4 главе Иоанна Богослова, ибо эта неделя есть неделя самарянки. Кто такая самарянка? Более 2000 лет назад была женщина, которая имела великое счастье встретить Христа Спасителя у колодца. Христос говорит ей: «Дай Мне пить». Она отвечает Ему: «Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?». И Христос говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий или Кто говорит тебе «Дай мне пить», ты бы сама просила бы у Него и Он дал бы тебе воду живую». Она в недоумении говорит Ему, что вот Иаковлевы колодцы, из них брали воду предки, вот та вода, которую черпали на протяжении многих веков. А Господь говорит: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Что такое Иаковлевы колодцы? Это символ человеческих знаний. И «Божественная комедия» Данте, и «Критика практического разума» Канта, и «Война и мир» Толстого, и «Преступление и наказание» Достоевского – это всего лишь памятники истории человечества. Мы должны с вами четко дифференцировать: человеческие памятники и Божественное Откровение. "Иаковлевы колодцы" - источник воды живой, который сокрыт в Священном Писании, в Святом Евангелии. Но, как говорит апостол Павел, что доныне, когда читают вечную книгу Библию, покрывало лежит на сердцах их, но когда обращаются ко Христу, тогда это покрывало срывается.

В заключение хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы четко дифференцировали ложную мудрость, которая стала идолом современного мира, и истинную мудрость, о которой говорит апостол Павел: «Мы проповедуем премудрость Божию, Тайну сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Коринф. 2,7). И поэтому Нагорная проповедь завершается такими словами: «Кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф.7, 24-25). Падение современной России – это падение нравственных, духовных ценностей. И выход один - возращение к первоисточнику – Святому Евангелию, молитве, исповеди, причастию – смыслу и душе русского человека.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.