ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2003 г.         

Перейти в раздел [ Документы ]

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий: "Теологическое образование востребовано"

Мы предлагаем вашему вниманию интервью с правящим архиереем, проведенное в Дни славянской письменности и культуры в г. Сургуте.

- Владыка, как Вы оцениваете факт лицензирования Сургутским государственным университетом нового образовательного направления - «теология»?

-Конечно, это факт знаменательный. Надо сказать, что мы давно вынашивали эту мысль, поскольку в Тобольске вот уже 14-й год действуют Духовные школы. Тобольск - духовно-образовательный центр Зауралья, там действуют школы общероссийского церковного значения. Численность обучающихся по всем отделениям превышает 600 человек.

И конечно, хотелось бы, чтобы и в светских учебных заведениях было бы что-нибудь родственное. Мы вынашивали эту мысль, предлагали реализовать ее тюменским вузам, но так уж промыслительно получилось, что Сургутский государственный университет поддержал нашу инициативу, наше желание. Надо отдать должное профессору Г.И. Назину: мы вместе идем этим путем уже не один год (я имею в виду лицензирование и всю подготовку к нему) и, наконец, добились результата.

СурГУ - первое высшее учебное заведение, на котором открывается специальность "теология". Безусловно, для университета это честь и показатель достоинства. Расширится область познания и для студентов, и для преподавателей. Теология - это ведь богословие. Если духовные учебные заведения, церковные, совмещают обучение с элементами религиозной практики, в СурГУ будет только изучение духовного наследия, нравственных аспектов жизни и, конечно, изучение традиций Православия и его истории.

Еще раз повторяю: получение лицензии - очень знаменательное событие и большая честь для СурГУ, для г.Сургута и для нашей Тобольско-Тюменской епархии в целом.

- Вы лично, священники епархии и другие священнослужители принимали участие в разработке и подготовке документов, учебных программ, планов?

- Мы участвовали в разработке богословской составляющей, просматривали, какими преподавательскими силами "закрыть" эти предметы, чтобы они преподавались на университетском уровне. Мы работали в контакте с Московским Иоанно-Богословским институтом, принимали участие в лицензировании, обращались с ходатайством, чтобы лицензирование прошло наиболее успешно. И, конечно, работали совместно с университетом.

Но это был только первый этап. Теперь наша общая задача заключается в том, чтобы провести набор студентов на первый курс и запустить учебный процесс, наполнить его содержанием, обеспечить библиотеку должными пособиями. Мы начали работу вместе с университетом и будем ее продолжать.

- Наверное, в процессе подготовки к лицензированию намечались и кандидатуры преподавателей по тем или иным курсам. По этому поводу Вы могли бы что-нибудь сказать?

- Мы направили в Сургут, специально в университет нашего выпускника, он был преподавателем Тобольской Духовной семинарии, это иерей Антоний Исаков. Он имеет два высших образования: закончил Тюменский нефтегазовый университет и нашу семинарию.

Некоторые предметы мы проработали как спецкурсы. Они будут прочитаны. Не исключаем, что будем приглашать и специалистов из Москвы, из МГУ.

Недавно в Ханты-Мансийске прошел семинар по проблемам взаимодействия в сфере образования Церкви и государства. Там были и представители наших духовных учебных заведений, Иоанно-Богословского института, Московского государственного университета. На семинаре мы рассказали о нашем успехе в лицензировании направления "теология". Присутствующими была высказана поддержка в наш адрес. Может быть, не в первый год, а на второй, на третий будут читаться спецкурсы, и мы, конечно, будем приглашать специалистов.

– В «Сибирской Православной газете» я прочитал Ваше выступление на епархиальном собрании, которое состоялось в марте. Вы поставили задачу перед участниками собрания: нужно озаботиться уже сейчас о будущих абитуриентах, которых могли бы приходы направлять на обучение в СурГУ. Как дела сейчас обстоят?

- Вы совершенно правильно отметили важность этого вопроса. Ежегодно мы производим набор в Тобольскую Духовную семинарию. Кстати, это высшее учебное заведение имеет также государственную лицензию, а сейчас мы проходим этап аккредитации. В семинарии есть пасторский курс, на котором учатся только юноши, и два отделения: певческое и иконописное.

Мы сталкиваемся иногда с тем, что у поступающих в семинарию нет возможности пройти должную подготовку. Поэтому мы и хотели обратить внимание приходских батюшек, сотрудников Воскресных школ на то, чтобы они помогали ребятам должно приготовиться. Наша задача, задача старшего поколения - помогать молодежи в ориентации. И тем, кто избирает духовное образование, и тем, кто предпочитает светское. Какие колоссальные нагрузки приходится переживать молодому человеку, чтобы решить, по какому пути пойти, кем стать: художником или портным, военным или врачом. Некоторые молодые люди чувствуют в себе предрасположенность к работе с душой человека. Это - наиважнейшее из искусств, как сказал наш великий педагог Ушинский. Это работа не с камнем, не с деревом, а нужно сформировать из человека личность. Такой труд иногда не виден. Но когда мы теряем это искусство, это плохо сказывается на всем обществе.

Ушинский сказал: "Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая. Без побуждений позади и без перспективы спереди". Специальность "теология" и поправляет семидесятилетнее истребление нашей связи с историей, с традицией.

А подготовка абитуриентов к поступлению в Тобольскую Духовную семинарию или в Сургутский государственный университет - это помощь в ориентации молодому человеку, помощь ему предуготовить себя к вступительным экзаменам. Это ведь тоже испытание. Поэтому мы хотели обратить внимание на то, чтобы и в этой области у нас тоже появилась какая-то организованность.

– Пройдет четыре года. Молодой человек получит в СурГУ теологическое образование, станет бакалавром. Где он сможет работать?

- Вы знаете, я не сомневаюсь ни на минуту в трудоустройстве этих людей, потому что эти специалисты будут востребованы больше, чем, например, сейчас бухгалтера. Нет таких специалистов в администрациях, их там ждут. Нет должных специалистов и в системе образования и воспитания. Эти специалисты нужны и в социальной сфере, чтобы помочь людям через православные традиции приобрести правильную позицию в обществе. В этих специалистах нуждаются пенитенциарные заведения - места, где надо работать с людьми оступившимися, уметь их поддержать, наставить.

Без этих специалистов уже трудно. Священников не хватает, да не всегда священник и нужен. А нужен человек, который на православной основе понимает нашу мораль, нашу жизнь, помогает людям, опираясь на знания. Теологи ведь будут изучать Библию - Книгу всего человечества. Пушкин сказал, что "сказано в ней (Библии) обо всем". Прочитав, ты не измараешься, но многое ты для себя откроешь в нравственном плане. И знания даются в системе, которая не нами изложена, а которая выкристаллизовывается из века в век. Каждый исторический период задает свои вопросы, ставит свои проблемы - и в Библии находит ответы.

Или взять наших богословов, учителей нравственности Феофана Затворника, Тихона Задонского, это же гиганты мысли, сердцеведцы.

Конечно, специалисты-теологи изучают только теорию, нет обязательной религиозной составляющей, как в Духовных учебных заведениях, имею в виду практическое богослужение.

– Вам известны примеры других высших светских учебных заведений в России, где готовят студентов по направлению «теология»?

- Направление "теология" уже открыто при Волгоградском университете, есть при Омском, Барнаульском университетах, при Екатеринбургском педагогическом университете. Посещая Барнаул и Екатеринбург, я читал там лекции перед студентами-теологами.

– Следует ли университету ожидать абитуриентов с юга Тюменской области?

- Я думаю, что следует ожидать их отовсюду. Университет правильно поступит, если не будет различать, откуда абитуриент приехал. Я знаю, что с Ямала люди приезжали уже, узнавали, с южной части области интересовались. Мы считаем за честь для университета, если будут студенты и из других областей. Это расширяет круг общения студенчества, а университету приносит только честь и славу.

У нас в Тобольске учатся в семинарии студенты из 30 регионов. Конечно, почти половина - из Тюменского региона, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, но есть и молодые люди из Казахстана, с Украины, из Крыма, из Молдавии, из ряда областей России. Мы это считаем только за честь, коль скоро о семинарии знают, и молодежь едет в Тобольск.

Я думаю, места хватит всем. И пусть у нас образование бесплатное, это дорогого стоит.

– Владыка, епархия будет как-то помогать студентам?

- Поддержка, конечно, будет. Это ведь первая ласточка, как первое дитя. Конечно, будет к студентам и наше внимание, и наша моральная поддержка. Непременно будем раз-два раза в году встречаться, когда я буду посещать Сургут, будем приглашать студентов в Тобольск. Дело в том, что у них, действительно, могут появиться какие-то сомнения в плане будущего трудоустройства или своей профессиональной ориентации.

Сейчас еще многие руководители думают: "Зачем мне богослов на предприятии?". Но посмотрите: почти в каждой крупной компании есть специалисты - выпускники духовных семинарий, академий, теологических отделений. Сотни людей учатся в Иоанно-Богословском институте, и все выпускники находят рабочие места, все востребованы.

Приходит понимание, что нам нужно преодолеть пробел в знании наших традиций, духовных, нравственных, культурных. Конечно, как уже было сказано, между теологическим образованием и духовным будет некоторая разница, потому что религиозный компонент для теологов - дело необязательное. Но студенты-теологи будут изучать первоисточники, толкования. Ведь это тоже научные труды. Они будут изучать труды наших православных богословов, философов, мыслителей.

Точка отсчета появления образования у славян - святые братья Кирилл и Мефодий. Постепенно в славянских народах образование стало распространяться и до XV века на Руси (то есть на протяжении 500 лет) оно шло исключительно в монастырях и при отдельных храмах. И потом только появляются первые семинарии, академии, школы, да и то - лишь церковные. Ломоносов выделил светское образование в отдельное, но и оно было в ведении Синода.

Ничего плохого нет в том, что появилось светское образование, Церковь даже приветствовала это. Плохое - в разрыве одного с другим. Единую систему образования стали разделять на части, противопоставлять, сталкивать.

А образование-то - из одного корня. Оно - как дерево, и может ветвиться. Как можно единое целое – дерево – раздирать? Корни все равно опять в Кирилла и Мефодия упрутся. А их отрезали и выбросили.

Поэтому теология как бы послужит скрепом, позволяющим восстановить утерянное мирно, спокойно, разумно, просто, четко, ясно, чтобы появилось согласие, что мы - единая страна, единый народ, у нас единая православная культура.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.