ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№7 2004 г.         

Перейти в раздел [ Разное ]

Обзор православных ресурсов интернета - июнь 2004

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ «ЧАЙКА»

Молодежный клуб “Чайка” существует с 1996 года и является одним из самых первых православных молодежных организаций города Санкт-Петербурга. Молодые люди собрались вместе ради взаимопомощи, общения, организации совместного досуга, служения Церкви и ближним. Списочный состав клуба превышает 100 человек. В основном это молодежь от 17-ти лет.

Основные направления деятельности клуба: духовно-просветительское (проповедь в молодежной среде, проведение духовных бесед в различных учреждениях), социальное (служение нуждающимся в помощи пожилым прихожанам, санитарное служение в больницах), организация паломнических поездок к святыням Православной Церкви, организация досуга православной молодежи - участников клуба.

Еще далеко не все православные молодые люди обрели радость общения из-за отсутствия единоверцев и единомышленников в своем повседневном кругу. Авторы сайта хотели, с одной стороны, протянуть им руку помощи и показать, что они на самом деле не одиноки (надо лишь оглянуться вокруг и поговорить с соседом), а с другой стороны, призвать к большей активности, поиску и стремлению к объединению. Ведь есть примеры того, как отдельные люди основывали новые молодежные клубы, объединения, движения и были поддержаны и услышаны.

Целью интернет-проекта клуба «Чайка» является знакомство аудитории с жизнью клуба, создание среды общения православной молодежи для знакомства между собой, с жизнью различных православных молодежных организаций, обмена опытом, идеями и информацией, организация диалогового пространства по проблемам молодежной жизни, просветительской и миссионерской деятельности, предоставление актуальной информации по молодежной тематике в православной среде, сбор этой информации. Главное, что хотелось создателям сайта, - предоставить людям еще одну возможность найти друзей в этом непростом мире.

ПОХИЩЕНИЕ ОБРАЗА

В рамках секции “Православная журналистика” на Десятых Рождественских чтениях в Москве состоялась неожиданная презентация.

Известный московский иконописец, член церковно-миссионерского общества Великобритании Павел Бусалаев представил журналистам свой проект “Святое без Бога”. Он посвящен теме весьма актуальной - эстетике, или, скорее, антиэстетике современной наружной рекламы. И ракурс при этом взят весьма необычный. На большом фактическом материале (который у всех нас - жителей больших, а теперь уже и малых городов - всегда перед глазами) он убедительно доказал, что светские криэйторы - создатели индустрии образов - многие свои приемы и средства воздействия на зрителя позаимствовали из... православной иконописи! Но при этом все сделали с обратным знаком - и то, что веками служило возвышенному и прекрасному, оказалось на службе у современных нигилистов.

Если внимательно посмотреть на те лозунги, которые нам сегодня навязчиво предлагает реклама, то мы обнаружим, что каждый день проходим через леса “иконостасов”. С рекламных баннеров нам постоянно что-то заповедуют. И когда мы начинаем говорить людям о Заповедях Божиих, то люди их воспринимают через пространство чего-то уже навязанного им извне. Например, прочтите своему ребенку замечательные слова Евангелия от Иоанна: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1, 5). А он на это скажет, что по соседству есть магазин продажи лампочек “Свет во тьме”. Пример этот взят из реальной жизни... И это нам нужно учитывать в своей проповеди. Или “возвышенный” слоган “Вознесись над суетой”, который звучит почти “библейски”. Но... оказывается, он стоит на рекламе казино! А на рекламе фирмы по продаже электроники уже сияют слова: “Да будет свет...” Так мы потихоньку лишаемся оперативного пространства для нашей проповеди.

Раньше та густота образов, которую мы видели в православном храме, выливалась вовне, на улицы. Сконцентрированная в храмовом богослужении сила выплескивалась наружу. Отсюда мы имеем все эти иконотопосы: улицы Пречистенка и Варварка, Страстной бульвар, Преображенская площадь... А часовни, а Крестные ходы, а поклонные кресты - все это выплеск духовной энергии из храма на улицу... И у нас сейчас задача после десятилетий воинствующего атеизма все это утраченное церковное пространство в наших городах как-то выстроить, восстановить.

Этот сайт полностью посвящен проекту московского иконописца Павла Бусалаева «Святое без Бога».

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ

Карелия входит в обширную территорию, историческое название которой Русский Север. Ныне здесь размещаются Архангельская, Вологодская и Мурманская области, республики Коми и Карелия. Край этот всегда воспринимался как единое целое, несущее общие признаки культурного и общественного развития. Север сумел сберечь и передать образцы духовной и художественной культуры.

Христианство начало проникать в Карелию уже в XI веке. Его распространение было связано с деятельностью православных миссионеров из Новгорода, которые на протяжении XI - XII столетий проповедовали Евангельское учение среди населения Приладожья. Массовое одновременное крещение карелов относится к 1227 году (согласно Лаврентьевской летописи). К этому времени территория края, т.н. Обонежская пятина, подчинялась духовным и светским властям Новгорода, а с момента крещения была окончательно включена в состав Новгородской епархии.

Большая роль в распространении Православия принадлежала монастырям. В Карелии их активное строительство идет на протяжении XIV - XVI веков. Преподобные основатели святых обителей обращались за благословением к новгородским владыкам. В XIV веке появились Валаамский, Муромский, Палеостровский монастыри, в XV - Александро-Свирский, Климецкий, Ошевенский. С подчинением Новгородской республики Москве в 1470-х годах земли бывшей Обонежской пятины вошли в состав Русского централизованного государства. Московские государи охотно жаловали большие угодья монастырям, чтобы укрепить влияние христианства среди местного населения и усилить свою власть. Так, значительными земельными владениями в нашем крае располагали крупные и богатейшие монастыри Русского Севера: Новгородский Юрьев и Кирилло-Белозерский. К концу XVI века было основано около 30 монастырей.

В 1828 году из Новгородской епархии выделилась Олонецко-Петрозаводская епархия, включавшая уезды Каргопольский, Олонецкий, Петрозаводский, Вытегорский, Повенецкий, Пудожский, Лодейнопольский. Указ об ее учреждении был подписан 21 апреля (по ст. стилю) 1828 года Николаем Первым.

Первым епископом новоучрежденной епархии был назначен Новгородский викарий преосвященный Игнатий (Семенов), местоприбыванием которого был определен Петрозаводск.

В начале 20 века в Карелии действовали около 600 православных храмов, 17 монастырей и 1724 часовни.

После Великой Отечественной войны Олонецкая епархия входила в состав Ленинградской митрополии. Ее самостоятельность восстановлена в 1990 году. Первым управляющим восстановленной Петрозаводской епархии стал епископ Петрозаводский и Карельский Мануил (с 25 февраля 2000 года - архиепископ Петрозаводский и Карельский).

НОВО-ТИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ново-Тихвинский монастырь ведет свою историю с конца 18 века. Вырос он из богадельни при кладбищенской церкви. Церковь была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Царица Небесная никогда не оставляла своей помощью насельниц обители. В 1809 году высочайшим Указом небольшая община была преобразована в общежительный женский монастырь. Благодаря усердному труду монахинь и помощи жителей Екатеринбурга монастырь разрастался и вскоре стал крупнейшим на Урале. Величественный архитектурный ансамбль по достоинству считался украшением Екатеринбурга. Для людей всех сословий монастырь всегда был островком духовности. В дни праздников сотни богомольцев приходили поклониться главной святыне монастыря - Тихвинской иконе Богородицы.

Перед революцией в обители проживало около 1000 насельниц. Поступающие в монастырь получали образование, обучались ремеслам. На территории обители было возведено шесть храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, где размещались многочисленные мастерские: золотошвейная, иконописная, шелкошвейная, фотографическая, прядильная, финифтяная, белошвейная.

В 1920 году обитель была закрыта, последовали годы запустения и разорения.

Только в 1994 году был издан Указ Священного Синода о восстановлении в городе Екатеринбурге Ново-Тихвинского женского монастыря. Вскоре в обитель была перенесена Тихвинская икона Божией Матери, которая до революции находилась в одном из монастырских храмов. Сотни верующих приходят поклониться ей, помолиться Пресвятой Владычице - милостивой о нас пред Богом Заступнице. Особенно прибегают к ней в молитвах за детей.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.