ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№8 2005 г.         

Перейти в раздел [ Миссионерство ]

Славянский ход - 2005

Доброй традицией становится в Тобольско-Тюменской епархии проведение миссионерского Славянского хода по рекам Иртышу и Оби. Как и в прошлом году, участники хода останавливались у населенных пунктов по берегам рек, совершали Крестные ходы, богослужения, церковные Таинства. О ходе Славянского хода-2005 рассказали иерей Димитрий Кирьянов и иерей Дионисий Марчук.

День первый, 23 июня

Вечером праздничного святительского дня намечено отплытие Славянского хода. К отправлению вместе с Владыкой готовятся почти все члены Епархиального совета, председатели епархиальных отделов, представители духовенства епархии, а также учащие и учащиеся Тобольских и Тюменских Духовных школ. В этот раз главными участниками экспедиции стали дети – учащиеся Воскресных школ и Православных гимназий, студенты теологи и религиоведы из Сургута и Тюмени – всего около ста человек. Все одеты в новую форму синего цвета – футболку и панаму с эмблемами экспедиции. Именно они понесут через города и веси торжественные знамена Христовы – хоругви. Все готово к отплытию. На берегу, на подставках стоят святые иконы: Абалакская икона Божией Матери, икона святителя Иоанна Тобольского с частицей его мощей, святого священномученика Гермогена, епископа Тобольского, а также ковчег с мощами многих святых угодников Божиих. Специально к Славянскому ходу изготовлены переносные звонницы и било. Прибывает Высокопреосвященнейший владыка Димитрий. После молебна о «Хотящих по водам плыти» Владыка окропляет всех святой водой, поднимается и на борт теплохода, идет по каютам и помещениям, обильно окропляя судно. Все на корабль! Теперь почти на 10 долгих дней нашим домом станет теплоход «Механик Калашников», построенный на верфях ГДР еще в 1955 году.

День второй, 24 июня

День начался с совместной утренней молитвы на корме судна. Детей распределили в отряды, назначили вожатых из числа воспитанников Духовных школ, к каждому отряду прикрепили священника. Организуется наша корабельная жизнь, устанавливается распорядок, все знакомятся друг с другом. За бортом быстро идущего «Калашникова» проплывают деревни и села с явными признаками упадка и редкие полуразрушенные храмы, наводящие невеселые думы. В 6 часов вечера в небольшом корабельном храме началась вечерняя служба, которую совершал архимандрит Зосима, наместник Абалакского монастыря. Для духовенства после ужина состоялся часовой моноспектакль «Встреча», показанный православным актером из города Тюмени Михаилом Панюковым.

День третий, 25 июня

Утром мы прибыли в г. Ханты-Мансийск. Столица округа встретила теплой солнечной погодой. На берегу нас ждали прихожане храма Покрова Божией Матери во главе с настоятелем иереем Сергием Кравцовым. Помолившись, мы пошли Крестным ходом с хоругвями и иконами в храм на Божественную литургию. Богослужения во время Славянского хода мы совершали ежедневно, если не на земле, то на корабле в небольшом храме, оборудованном на первой палубе на носу корабля. Корабельный храм хотя и был маленьким, но непостижимым образом вмещал почти всех детей и семинаристов. После Божественной литургии в Ханты-Мансийске нас ждал вкусный обед, приготовленный усердными руками прихожан Покровского храма. В этот же день мы посетили строящийся храмовый комплекс в честь Воскресения Христова. Этот величественный собор и высокая свеча колокольни доминируют над городом. Вокруг них расположились часовня во имя святых Кирилла и Мефодия и приходской дом. Стены собора снаружи облицованы белым мрамором, паперть - полированным гранитом. Высокие своды кровли венчают пять золотых куполов. Внутри храм поражает благолепием. Правда, он еще не весь окончен – нет иконостаса, икон, росписей. Но прекрасная акустика уже впечатляет. Без сомнений, этот храм будет одним из самых величественных в ряду новозданных. После молебна совершаем вокруг храма Крестный ход с пасхальными песнопениями. Возвращаемся в Покровский храм и скоро длинная вереница Славянского хода, значительно пополнившаяся горожанами, направилась в порт к теплоходу. Вскоре гостеприимный Ханты-Мансийск остался за кормой.

День четвертый, 26 июня

Сегодня воскресенье. В 7 утра мы сходим с теплохода у пристани поселка Приобье, где служит иерей Владимир Шишков. Торжественная встреча на пристани. Затем на автобусах отправились в г. Нягань, где нам предстояло совершить Божественную литургию и освящение храма во имя святителя Алексия Московского. На окраине города выстраиваемся и по сонному городу идем к сверкающему золотым куполом храму. Совершается чин Великого освящения и литургия. Много причастников. Настоятелю храма и благочинному Югорского округа иерею Сергию Тарасову вручается награда - наперсный золотой крест. Также наград удостоились граждане города, много потрудившиеся для созидания храма. После богослужения состоялась закладка здания новой Воскресной школы. Возвращаемся в Приобье, где владыка в сослужении духовенства около церкви совершил молебен и окропление святой водой. Всех пригласили посетить местную спортшколу, где многие, не исключая духовенство, не отказали себе в удовольствии испробовать различные спортивные снаряды в зале.

Вечером того же дня после двухчасового плавания мы прибыли в поселок Шеркалы. Раньше он назывался Шеркальскими юртами, в этом месте проповедовал еще святитель Филофей, митрополит Тобольский и всея Сибири. Церковь в поселке видна с реки, однако по ее виду не скажешь, что это церковь – так сильно изменился ее вид за время безбожной власти. Встречал нас на пристани снова о. Владимир, успевший быстро подъехать на катере. Выгрузившись с корабля, мы отправились Крестным ходом к храму, где совершили миссионерским чином последование утрени. Храм в Шеркалах старинный, здесь всегда была православная община, однако с убийством священника (который был потоплен в Оби на барже в 1919 году), все изменилось. Спасский храм был переоборудован под клуб, православная вера изгнана из сознания советских людей, до сих пор верующих людей в поселке немного. После отпуста Владыка обратился к присутствующим с проникновенным словом. Недолгое построение, и Крестный ход спускается на пристань, грузимся на корабль. Чувствуется усталость, но добрая. Быстро трапезничаем, молимся и спать.

День пятый, 27 июня

Березово встретило нас сильным ветром. Обь в районе города разделяется на несколько русел, идущих параллельно. Река очень сильно разливается, потому в Березово до берега выстроены длинные мостки, под которыми чернеет обская вода. Мы прошли Крестным ходом по селу и приступили к служению Божественной литургии в прекрасном храме в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями светлейшего князя Александра Меньшикова, сподвижника Петра I, отбывавшего в Березово ссылку. Березовцы сохранили память о светлейшем князе и в благодарность за просвещение сибирского края установили ему памятник. Еще несколько лет назад храм в Березово был разрушен. Сегодня же он снаружи предстает в полном великолепии, длинным золоченым шпилем колокольни сияет на краю поселка, как бы встречая и провожая всех православных христиан - гостей и жителей Березова. В храме яблоку негде было упасть, столько народу. Было совершено малое освящение храма. Отслужили Божественную литургию, владыка вручил попечителям храма награды и подарки.

На площади Березова юные участники нашей экспедиции заинтересовались большим бронзовым глобусом, из которого высоко вверх взлетела «земная ось». Владыка провел с детьми импровизированный урок географии, в качестве указки используя архиерейский посох. Самые лучшие «географы» были владыкой тут же поощрены. От лица горожан нас приветствовал зырянский фольклорный ансамбль, семинаристы спели много песнопений в ответ.

После обеда наш корабль продолжил плавание, и через несколько часов мы пристали к берегу маленького хантыйского поселка Теги. Жителей в нем чуть больше 400 человек. Поселок находится на подтопляемой территории, и корабль долго не мог пристать к берегу. Наконец, соорудив из нескольких трапов мостик, мы смогли высадиться. Встречали нас молодой человек, оказавшийся главой местной администрации, две девочки в национальных костюмах с хлебом-солью, жители. Храма в поселке никогда не было, и мы служили вечернюю службу в клубе. Перед службой хор семинарии исполнил концерт народных песнопений. Как и везде, владыка раздал пришедшим небольшие образочки Спасителя, Богородицы, святителя Николая, а семинаристы - буклеты о Славянском ходе. Теплые проводы на пристани, и мы снова в пути.

День шестой, 28 июня

Рано утром, около 7 часов нас встречает поселок Мужи. Он является районным центром Шурышкарского района. В селе есть небольшой деревянный храм, построенный трудами удивительного старика по фамилии Белозеров. На пристани нас встречает местный священник – отец Александр Кононко. Здесь же зам. губернатора Ямало-Ненецкого округа, другие чиновные люди, а также жители поселка, многие с иконами в руках. Женщины-зырянки в традиционных ярких одеждах и кокошниках. Славянский ход от причала до храма прошел чуть более километра. После Божественной литургии Белозеров был награжден Архиерейской грамотой. Затем состоялось освящение новопостроенной поселковой школы, которая находится в двух шагах от храма. Хор семинаристов спел ряд песнопений в актовом зале, а владыка Димитрий обратился к выпускникам с напутственным словом, вручил памятные подарки. Затем состоялся концерт на площади, посмотреть который собралось много народу. После концерта и сердечных проводов на причале мы отбыли в город Салехард.

До него плыли восемь часов. Все участники Крестного хода готовились к принятию Святых Христовых Таин. Вечером, незадолго до прибытия в Салехард, была совершена исповедь. Плывя по Оби на север, постепенно замечаешь, как меняется природа. Деревья становятся все меньше и меньше, река все шире и шире. Незадолго до прибытия в Салехард на горизонте показались Уральские горы. Снежные вершины сияли на горизонте как некий сказочный мираж. Вечером мы прибыли в Салехард и Крестным ходом проследовали по городу в храм на богослужение. Храм святых апостолов Петра и Павла виден еще с берега. Красивый, белоснежный с голубой крышей и золочеными крестами. На берегу состоялась теплая встреча с прихожанами и руководством Ямало-Ненецкого округа и города. Идем в храм. Он и внутри оказался столь же прекрасен. Темно-коричневого или даже черного цвета иконостас с сияющими золочеными иконами представляет собой единую гармонию. В храме совершили вечернее богослужение. Владыка, несмотря на усталость, помазывает всех пришедших. После окончания службы архиепископ Димитрий награждает заместителя губернатора ЯМАО Ю.А. Линка орденом св. Даниила Московского. Прямо на церковной паперти состоялся небольшой концерт Воскресной школы и хора семинарии. Затем для участников Славянского хода провели экскурсию по городу, мы посетили символическую стелу «Полярный круг». После вкусного ужина и концерта все отправились на теплоход.

Наш миссионерский корабль, украшенный на носу большой иконой «Спас нерукотворный», а по бортам плакатами «Славянский ход», «Сибирь, храни веру православную» и «60 лет великой Победы», направился в поселок Полноват.

День седьмой, 29 июня

Утром мы все причащались Святых Христовых Таин в корабельном храме. Весь день прошел в плавании. Перед обедом дети дали концерт для священников. Играли на фортепиано, скрипке, пели песни и читали стихи. Столько талантов! После полдника отцом Игорем Хмелевым была организована викторина на тему «история России и нашего края». Первым на вопросы викторины отвечал владыка Димитрий. Он выиграл машину. Небольшую. Дальше посыпался град вопросов, ответов и призов. Равнодушных не было, и очень скоро машинки, пазлы, фломастеры, тетради и многое другое, даже новенький фотоаппарат, перекочевали в руки счастливой детворы. Сразу же с борта теплохода полетели бумажные самолетики.

Вечером общались со студентами теологами, говорили о смысле человеческой жизни, о призвании, о выборе жизненного пути, о светском и духовном образовании.

День восьмой, 30 июня

Каждый день плавания освящался Божественной литургией. Если не было общих богослужений на суше, то учиненный священник с небольшим хором служил в корабельном храме рано утром. Около 8 утра прибываем к поселку Полноват. Пристать к берегу невозможно – очень мелко, пришлось высаживаться на двух водометных катерах. На берегу нас встречает священник из города Белоярский отец Леонид Степанов, а также руководители разного уровня. В поселке находится деревянный храм, постройка которого датирована 1725 годом. В 20-е годы ХХ-го века он был закрыт и переделан под клуб. Крестный ход идет по поселку. Около храма отслужен молебен, после которого владыка обратился к собравшимся. Затем на сцену поднялся хантыйский фольклорный ансамбль. По традиции выступил семинарский хор. Владыка и участники экспедиции осмотрели храм. Да, много предстоит сделать для его возрождения, но говорят, что есть желающие принять участие в реставрации. Провожаемый местными жителями Крестный ход вернулся на берег. После обеда отдыхали – гуляли по палубе теплохода, любовались видами, фотографировали, спали.

День девятый, 1 июля

Объявили, что около часа ночи будет непродолжительный заход в поселок Октябрьский, где есть деревянный храм. Однако главной поселковой достопримечательностью является знаменитый Кодский монастырь – оплот Православия и государства Российского на Обдорской земле. Монастырь разорен, главный храм стоит без куполов, мы посещали этот поселок в прошлом году. Но сейчас светлая северная ночь. На пристани стоят люди во главе с отцом Владимиром Шишковым. Мы причаливаем, нас ждет скромная и радушная встреча. С теплохода выносят наши святыни, все прикладываются. Здесь заканчивают свое путешествие трое детей во главе с отцом Валерием Басакиным, им предстоит путь домой. Через 20 минут теплоход отчалил. Теперь – спать.

Утром вставать нелегко. Молитва, святая вода с просфорочкой, завтрак и далее по распорядку. В пять часов вечера показался Ханты-Мансийск. Издали видны храм в честь Воскресения Христова и ажурный мост через реку. Через час пристаем к берегу. Высаживается много детей, которых встречают священники из их городов. Краткая стоянка и назад на теплоход. Следующая остановка – ТОБОЛЬСК! Теплоход заметно опустел. Перед высадкой в Ханты-Мансийске на корме прошел конкурс отрядных стенгазет и рисунков.

День десятый, 2 июля

На палубе отец Игорь Хмелев организовал «Веселые старты». Все остались довольны. Собирается Епархиальный совет. За бортом мелькают знакомые пейзажи, батюшки узнают некоторые населенные пункты. Скоро-скоро Тобольск. Пора собирать вещи. Как-то грустно.

Вот, кажется, и все. Славянский ход-2005 значительно отличается от Славянского хода-2004. Отрадно, что эта экспедиция живет полной жизнью, развивается, оттачивается, совершенствуется. Каждый ход - это своеобразный и очень важный урок для каждого священника. Традиция Славянских ходов уже славно вписалась в летопись Тобольско-Тюменской епархии и Сибирской земли! И пусть будет побольше подобных славных русских традиций!

Славянский ход-2005 продолжился изысканиями ученых

По завершении похода теплохода «Механик Калашников» Славянский ход-2005 продолжился на теплоходе “Римский-Корсаков”. В нем приняли участие студенты вузов Ханты-Мансийского автономного округа, ученые музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, университета педмастерства, Львовской академии искусств. Они отправились по маршруту Ханты-Мансийск — Томск — Ханты-Мансийск. Полевые исследования они провели в Ларино, Нарыме, Колопашево, Каргасоке, Новоникольском.

Сургут в экспедиции представляли восемь студентов кафедры теологии исторического факультета Сургутского госуниверситета в сопровождении иерея Антония Исакова. Сургутяне участвовали в научных исследованиях в области христианской этнографии коренных народов Югры и изучения влияния Православия на традиционные культуры народов Обь-Иртышского Севера.

В ходе этой экспедиции 70 человек приняли святое крещение, более половины из них являются представителями коренного населения Югры. Маршрут Славянского хода-2005 частично совпадал с маршрутом следования Николая II, возвращавшегося из своего путешествия на Восток в 1891 году, также он прошел по следам экспедиций известного финского этнографа Уно Тави Сирелиуса, предпринятых им в 1898-1900 годах. Сирелиус (Sirelius) Уно Тави (05.05.1872, Яски, ныне Лесогорский Ленинградской области — 24.08.1929, Хельсинки), один из основоположников финно-угорской этнографии в Финляндии. Работы Сирелиуса основаны на материалах, собранных им в России в 1900-1910 годах у хантов, коми-зырян, удмуртов, татар, карелов и др.

Во время путешествия ведущие петербургские ученые прочитали 15 лекций, участники совершили 108 экспедиционных выходов. В ходе мероприятия был собран богатый научный и историко-культурный материал. По словам организаторов экспедиции, наиболее актуальным является проведение комплексного исследования населенных пунктов, расположенных в верховьях Оби. Сведения, полученные в результате изучения, позволят дать адекватную оценку современным этнокультурным процессам.

Седьмая экспедиция была проведена по инициативе региональной общественной организации “Общество русской культуры” в рамках реализации Концепции государственной национальной политики в Югре. Организаторы Славянского хода-2005 посвятили его празднованию 75-летия Ханты-Мансийского автономного округа.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.