Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • В противостоянии либерала и фанатика всегда выигрывает фанатик (интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным)

  • о. Александр Ельчанинов. Из писем к молодежи

  • 1 сентября - начало учебного года. Cвятые отцы о воспитании и образовании

  • Деревенский рай под покровом храма

  • Летний лагерь "Свеча" Сургутской православной классической гимназии

  • Сохранение духовно-нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия

  • Абитуриенту на заметку

  • Религиозное образование за рубежом

  • Свящ. Сергий Гомаюнов, духовник Вятской православной гимназии. Метод православной педагогики

  • Будущая Россия сидит сегодня за партами. На вопросы отвечают протоиерей Аркадий Шатов и протоиерей Артемий Владимиров

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • «Мужчина и Женщина - по-разному устроенные организмы»

  • «Возьми крест свой…» Конспект урока по основам Православной культуры для 7-го класса

  • Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми?

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Учение и труды земные

  • Протоиерей Сергий Четвериков. Можно ли воспитать религиозность у детей

  • Свящ. Алексий Сысоев, директор Православной классической гимназии “Радонеж”. Смысл и значение православной школы

  • Специфика православной педагогики

  • Духовное образование и духовное воспитание

  • Размышления о школе и детях

  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института. О развитии теологического образования

  • Абитуриенту на заметку

  • Воспитание у школьников бережного отношения к природе и обществу на уроках естествознания. Д.Н. Майоров

  • Уроки нравственного богословия. Из беседы преподавателей вузов г. Тюмени с преподавателем Московской Духовной академии, архимандритом Платоном (Игумновым)

  • Сообщение иерея Вячеслава Горшкова об открытии специальности "Религиоведение" в Тюменском нефтегазовом университете

  • Сообщение о работе кафедры теологии Сургутского государственного университета иерея Антония Исакова

  • Иеромонах Киприан (Ященко). Основы православной культуры как новая образовательная область

  • Что нам навязывают. Размышления по итогам религиоведческого семинара

  • Из выступления Министра образования Россиии Владимира Михайловича Филиппова на XXI Рождественских чтениях

  • Протоиерей Артемий Владимиров. Терпением вашим спасайте души ваша (Лк. 21,19)

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XII Рождественских чтений

  • Н.Д. Зотов-Матвеев.Образование и духовность

  • Д.Н. Майоров. О преподавании предмета «Концепции современного естествознания»

  • Почему я выбрала теологию

  • О новой специальности - теология

  • Non scholae sed vitae discimus (к 300-летию духовногго образования в Сибири)

  • Теологическое образование в России (история и современность)

  • Почему я поступаю в Духовное училище

  • Образование и духовность. Филиппов В.М.,министр образования РФ

  • Вера и нравственность:православные традиции и современность. Н.Д.Никандров, президент российской академии образования

  • Опыт создания учебного пособия по курсу "Основы православной культуры". А.В.Бородина

  • Задачи православного образования. Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации

  • Нужна ли школьникам православная культура?

  • Учение святителя Григория Богослова о пастырстве

  • Разговор об атеизме. Митрополит Сурожский Антоний

  • Святые об образовании

  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о воспитании детей

  • Мы хотим помочь процессу воспитания

  • Михаил Васильевич Ломоносов "Об узаконениях для гимназистов"

  • Изучение основ Православия в современной школе

  • Иеромонах Серафим (Роуз)"Православное воспитание и окружающий мир"

  • Иван Ильин - русский учитель

  • А.С.Пушкин о народном воспитании

  • Экзамены в Тобольской Духовной Семинарии

  • Обращение к абитуриентам Тобольской Духовной семинарии.

  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

  • Музыкальное воспитание в духовной школе

  • Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе

  • Патриарх о реформе духовного образования

  • Церковь и государственное образование

  • О преподавании общественных дисциплин в школе

  • Много поваров для одного супа

  • Docendo discimus

  • Сильнее Бога нет. Интервью с наместником Свято-Троицкого монастыря, ректором Тюменского Духовного училища, игуменом Тихоном (Бобовым)

  • Уроки милосердия. Из жизни одного святого

  • Коржевский В.Н., преподаватель Тобольской Духовной Семинарии. Смысл образования

  • Пятнадцатиднев

  • Липовка

  • Жатвы много, а делателей мало...

  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)

  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету

  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.

  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.

  • О сквернословии...

  • Святые о воспитании детей

  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области

  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника

  • Обращение Тюменского Духовного училища.

  • Обращение к родителям

  • О проблемах образования.

  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.

  • Мысли о религиозном воспитании детей

  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

  • Доклад Владыки Димитрия

  • Дни славянской письменности

  • Диакон Дмитрий Лин.

  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

  • Праославные гимназии

  • Восьмые Рождественские образовательные чтения

  • Вера и знания

  • Валеология - курс на рифы

  • Безсовестный бес.

  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"

  • Безсовестный бес.

         Речь пойдет о русском языке, об одной единственной приставке "без-бес-". Чем больше я занимаюсь русской грамматикой и правописанием, тем более уверяюсь в том, что большевистская рефор-ма в области языка была проведена только из-за этой приставки.
         Поясню. В мире идет борьба добра со злом. Зло олицетворяет врат нашего спасения - диавол, попросту говоря, бес. Нечистую си-лу словом на букву "ч" в России не называли. Это сейчас все фильмы, все передачи слово это буквально заляпывает. Но вернемся к приставке. Слово, означающее беса, не было приставкой - "бес-", оно писалось совсем иначе, с ятем и буквой ер (твердый знак). Этим слово было в прямом заклеймлено. Бhсъ. Ять своим крестиком и твердый знак означали врага рода человеческого. В рево-люции зло победило, а победив, стало иско-ренять себя из народного сознания, будто его и нет. Тут-то и понадобилась реформа. Приду-мали, что "ер" съедает много бумаги, а "ять" тяжело для употребления. Оставляем сейчас в стороне путаницу написания таких слов как осел - осел. Где тут осел и где тут кто-то осhл? Или мел - мел. Где тут мhл, которым пишут и где тут подметание - мёл? Долгие годы проiли при новом написа-нии слов, вроде и привыкли. Но давайте не будем бес-памятны, хотя стали без-памятны. Приставка же была "без-". Не было же бес-призорников, были без-призорники. А бес-призорники - это красные дьяволята.
         По словарю Даля в сравнении с совре-менными словарями и нынешними нормами написания проследим нравственное значе-ние и смысл нового написания. Постараемся не быть бес-подобными, писалось же без-по-добные. Бес-совестный, это что? Бhсь с со-вестью? Да откуда, помилуйте у него со-весть? Писалось: бессовестный. Бессмысленный,- тут он четко внушает, что живет со смыслом, а не безсмысленно. Так-же бессловесный, надо без-словесный. Бес-правный. надо без-правный. Бесполезный, надо безполезный. Какой же бhсъ полез-ный? Много ли мы слов вспомнили с этой при-ставкой, а уже в подсознание вошло, что бhсь и полезный, и со смыслом, и с совес-тью. А дальне? Дальше: беспутный, то есть путный, путёвый, бесприютный. А как же, особенно в языке нашел приют. А вот из об-ласти религии: бесприходный, то есть, полу-чается, имеющий приход, в смысле и челове-ческом - приход, и в денежном - приход-расход. Беспоповщина - это вообще за гранью понимания. Конечно, надо писать - безпоповщина. Как и писали. Бессозна-тельный. Конечно, кто ею сознательней? Было бы и надо: безсознательный. А вот шедевр: бессолнечный. Бес, конечно, семей-ный. Бес, конечно, сильный. А из нас кто-то и бессемейный и бессильный. Надо писать: бессемейный, безсильный. Получается, по новому написанию, что бес покойный, а на-до безпокойный. Он-то покойный, как же, он - бес сознательный. А русское слово - беэсознательный .
         Правда, Бог шельму метит, надо оставить написание таких слов как: бессребренник, бесхвостый, бессмертный, беспредельный, бескорыстный.
         Вопрос с приставкой - вопрос не русско-го языка, а русской жизни. Заклейменный крестом великой буквы ять,
    бhсъ увековечен в большевистском гимне "Вставай, проклять-ем заклейменный",- это о нем. В одном из рассказов Василия Белова уполномоченный по делам коллективизации Бессонов распи-сывается первыми тремя буквами фамилии. Таких Бессоновых хватает и поныне. Разве случайно демократы, захватившие власть и без конца клеймящие большевиков, вовсе не хотят отказываться от большевистского на-следия. А ведь язык - это главное богатство нации. Не золото, не нефть, не курс доллара определяют нравственное состояние общества, а именно язык. Пока же в языке влия-ние бесов без-предельно. И надо этому поло-жить предел. Иначе, уверен, нечистота и зараженность бесовщиной русского языка, а, значит, и русской жизни будет продол-жаться. Совершенно ясная и безспорная позиция православных по вопросу приставок "без- бес-", может быть, трудна для неверующих. Тогда пpoшy выслушать еще и такие доводы: как уже сказано, "ять" трудна для заучива-ния ее употребления, читаешь воспоминания о гимназических дореволюционных време-нах, там латинские вокабулы, латинское и греческое экстемпорале, славянская ять - главные грамматические мучители учащихся. И хотя сердце верит, что "ять" вернется в русский язык, умом хоть как-то понимаешь большевиков - бывших гимназистов. Что же касается "без- бес-", тут явный безбожный умысел. Ять в различных диалектных говорах произносилась по-разному: где как "и", где как "я", но слова с приставкой без- были (все!) совершенно безспорны. Приставка эта означает отсутствие чего-либо, например: на-пример, без-силие, отсутствие силы. По ново-му написанию - бессилие. Полностью изменённый смысл. Творцы реформы уверяли, что проводят ее для упрощения написания, чтобы грамматика русского языка стала до-ступнее для изучения языка, чтобы покон-чить с неграмотностью. Но в случае с при-ставкой "без-бес-" грамматику как раз усложнили. Появились правила написания приставки перед гласными и согласными, пе-ред согласными твердыми и мягкими. Еще надо было запомнить; какие буквы следуют за этим согласными. Попечение - безпопeчительный, безпечный. Так ведь? Приказали писать - беспечный, то есть беспопечительный. Также перевернут смысл слова без-страстие - отсутствие страстей, непобеждаемость страстями, пишется бесстрастие. Пол-ная дикость со словом беспамятный (не отправляюиий памяти святым, по Церковно-ставянскому словарю), пишется беспамят-ный. Безпорядок - неурядица, неразбериха, пишетсяя: беспорядок.
         Все это очень безсовестно. Интересно, что малограмотные люди, ощущающие смысл произносимых слов, как раз не делают оши-бок в написании этой приставки. "Стали мы бескровны",- пишут в письме беженцы с северного Кавказа. Именно так: бескровны, то есть лишенные жилища, крыши, крова. А теперь пишут грамотные: бескровный, это что? Бледный обескровленный? Именно для простоты и ясности употреб-ления слов с приставкой "без-" нужно вер-нуться к прежнему написанию.

    Владимир Крупин.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.