Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Отмолили от смерти…

  • Обзор литературы - июнь 2005

  • Протоиерей Николай Агафонов. Победа над смертью

  • Обзор литературы - май 2005

  • Обзор литературы - апрель 2005

  • Иоанн Рутенин. Златокудрый инок

  • Протоиерей Николай Агафонов. Рассказы

  • Обзор литературы - март 2005

  • Обзор литературы - февраль 2005

  • Обзор литературы - январь 2005

  • Новогодняя сказка

  • Обзор литературы - декабрь 2004

  • Обзор литературы - ноябрь 2004

  • Протоиерей Вячеслав Тулупов. Добрый воин Иисуса Христа против Пауло Коэльо

  • Обзор литературы - октябрь 2004

  • Обзор литературы - сентябрь 2004

  • Простите меня!

  • Обзор литературы - август

  • Обзор литературы - июнь 2004

  • Обзор литературы - май-июнь 2004

  • Обзор литературы - май 2004

  • Обзор литературы - апрель 2004

  • Обзор литературы - март 2004

  • Обзор литературы - февраль 2004

  • Обзор литературы - январь 2004

  • Обзор литературы - декабрь 2003

  • Стих о телевизоре

  • Обзор литературы - ноябрь 2003

  • Обзор литературы - октябрь 2003

  • Кобзарь украинского сепаратизма

  • Обзор литературы - август 2003

  • Обзор литературы - июнь 2003

  • Нина Кондратьевна Бибеева. Божья благодать

  • Обзор литературы

  • Священник Ярослав Шипов. Неслучайность всего

  • Библиография - обзор литературы

  • Кронштадтский маяк (фрагменты из журнала, издававшегося в 1908 г.)

  • Pассказы священника Ярослава Шипова

  • Библиография - август

  • Книга Иова в упоминаниях Ивана Гончарова

  • Явления и чудеса пресвятой Богородицы

  • Обзор прессы. Октябрь

  • Протоирей Максим Козлов 400 Вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни

  • В.Никифоров-Волгин "Черный пожар"

  • М.М.Дунаев : анализ романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • О Пушкине

  • Духовная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова

  • Иван Шмелев "Лето Господне". Замысел и воплощение

  • Гоголь

  • Светский лоск журналистов

    В обзор прессы прошлого номера мы отметили, что средства массовой информации постепенно поворачиваются лицом к православным традициям русского народа, что все чаще можно почувствовать искреннюю заинтересованность как политических деятелей, так и журналистов мнением Церкви по тем или иным вопросам. Нам хотелось бы вернуться к этому разговору, но уже в менее радужном тоне.

    Да, действительно, газеты, радио и телевидение в последнее время достаточно регулярно упоминают о наступающих православных праздниках (о постах реже), о важных событиях церковной жизни, доносят мнение церковных иерархов по различным актуальным вопросам внутренней жизни России и внешней политики. Но вот что обращает на себя внимание - позиция отстраненности, которую при этом занимают говорящие: "У православных сегодня начинается пост, до самой Пасхи они не будут есть животной пищи". То есть журналист, делающий репортаж, демонстративно отделяет себя от "православных сограждан", у которых происходят какие-то события. Оправдывается такое построение речи, конечно, соображениями политкорректности, ведь Россия, дескать, многоконфессиональная страна, и надо считаться с наличием людей, верующих иначе. Но никто ведь и не спорит, что считаться надо, что нелепо поздравлять ВСЕ население России с каким-то религиозным праздником. Если с Пасхой поздравляешь, то поздравляй христиан, да притом еще учти, католическое ли празднование подошло или православное. А если курбан-байрам, то мусульман поздравь, пожелай им удачных и радостных жертвоприношений. Но совершенно непонятно, почему при этом журналист должен скрывать свою если не религиозную, то хоть культурную принадлежность. Непонятно, почему он должен делать в первом случае вид, что его самого Пасха никак не касается, а во втором случае скрывать, что сам он баранов резать не будет. Впрочем, совершенно естественно, чтобы репортажи о тех или иных событиях религиозной жизни делал бы тот журналист, для которого эти события наполнены еще и личным смыслом. Шахноза Ганиева, например, вполне может позволить себе, делая репортаж для Общественного Российского Телевидения, говорить: "У нас, у мусульман...", а вот из уст русских телеведущих, журналистов, обозревателей и комментаторов такого не услышишь. Думается, что это не от избытка политкорректности, а от недостатка собственных убеждений.

    Если количество упоминаний Православия возросло, то тон их зачастую мало изменился. По-прежнему СМИ пытаются оставаться в позе этнографа среди аборигенов. Что ж, православные, действительно, являются в России аборигенами (то есть буквально с латыни - "от начала" живущими, коренными жителями). И недвусмысленно занимаемая некоторыми журналистами поза объективной научности означает как раз то, что эти люди - чужеземцы в собственной стране, некие инородные в ней элементы. Хорошо еще, если процесс обретения корней для них все-таки начинается, хорошо, если обретут они их, а не останутся болтаться по жизни, как цветок в проруби.

    Областной общественно-политический еженедельник "Университет и регион" (то есть печатный орган Тюменского государственного университета) в номере 17-18 (сдвоенном) за этот год опубликовал несколько интересных материалов. Во-первых, конечно, прямо с первой полосы и далее на третьей и шестой радует помещенное в рубрике "Гостиная" большое интервью доктора философских наук, заведующего кафедрой политологии ТюмГУ Владимира Геннадьевича Богомякова, частого автора и "Сибирской Православной газеты". Как и всегда, разговор с этим человеком не только вызывает живой интерес, но и заставляет о многом задуматься, задуматься над настоящими, глубокими вещами, о самом главном в жизни.

    Но вот и другой материал, расположившийся по соседству с прекрасным интервью, - статья Игоря Боброва "Церковь и молодежь". Замечательный подзаголовок она имеет: "Церковный подход глазами светского человека". Что же должен значить этот подзаголовок? Зачем Игорю Боброву излагать столь обширно, более чем на полосу, чужой для него подход? Название, как кажется, выражает претензию ознакомить читателя с программными установками и политикой Церкви в отношении молодежи, однако вряд ли естественно нецерковному человеку брать на себя такую задачу. Наиболее адекватно какую-то позицию может осветить тот, кто этой позиции придерживается. Если же предметом рассмотрения является чужой подход, то целью является либо полемика, либо анализ ситуации. По всей видимости, как раз анализом ситуации и собрался заняться Игорь Бобров, важность такого анализа он чувствует и даже хочет ситуацию понять, но еще не знает как. Замечательным мы назвали подзаголовок именно потому что, как нам кажется, он гораздо больше говорит о подлинном смысле и значении статьи, чем даже ее заглавие, обозначающее тему. Статья претендует изложить "церковный подход глазами светского человека", и что же мы видим? Бесформенный винегрет мнений вместо внятной позиции РПЦ (так Игорь Бобров именует Церковь), которую ИБ (так мы будем именовать его самого) силится уразуметь. "ИБ в недоумении" - таков рефрен.

    Вот, например, он читает в "НГ-религии", что молодежная политика Церкви провалилась, а архиепископ Костромской и Галичский Александр "считает положение более симпатичным" и приводит цифры. "Влияние церкви, видимо, невелико", - отмечает ИБ, но, по всей видимости, именно растущее ее влияние подвигло его взяться за перо. Одни священники говорят, что Россия МОНОконфессиональная православная страна, другие вопрошают, где же все эти православные спрятались, а диакон Андрей Кураев и вовсе уверяет, что "сегодня мы реально живем в языческой стране". ИБ в недоумении!

    Одни говорят про воспитание с детства, а другие про привлечение юношества, некоторые предупреждают о тяжком опыте буддизма, медитации, оккультизма, экстрасенсорики, искажающем духовную жизнь новообращенных, а некоторые "более спокойно относятся к тому, что в церковь приходит молодая интеллигенция". ИБ в недоумении!

    Митрополит Кирилл отмечает неуместную ригористику, "отгороженность от современной культуры", "чрезмерную опасливость в поисках новых форм работы с молодежной средой". А в то же время: "Церковь начинает проводить работу по христианизации Рунета (проект "Невод"). И Кураев, и архиепископ Александр мечтают о благодарственных молитвах на освящение новой компьютерной программы, о появлении святых покровителей у веб-мастеров и провайдеров". ИБ в недоумении!

    Очень симптоматичен конец статьи, когда ИБ высказывает мысль о том, что многие планы Православной Церкви "противоречат положениям российской Конституции". Видимо, чтобы подтвердить это смелое обвинение, он цитирует "некоторых" иерархов, которые высказывают простую и естественную, но крамольную, с его точки зрения, мысль: "Равенство религий перед законом не означает их равенства перед культурой и историей человечества, тем паче перед историей и культурой Руси". Если даже ИБ всерьез считает, что вклад в русскую культуру православия, ислама, католичества и синтоизма одинаков, то все-таки вряд ли ему стоит апеллировать при этом к российской Конституции. Точно так же не стоит выискивать в ней подтверждения заслуг иеговистов перед мировой историей и культурой. Из того факта, что ИБ имеет одинаковые гражданские права с Александром Исаевичем Солженициным, еще не следует, что их вклад в культуру России и мира должен оцениваться одинаково.

    Печальный опыт изложения "церковного подхода глазами светского человека" ясно показывает бессмысленность попыток понять Церковь в качестве некой "общественной организации", прикладывая к ней чужеродные социологические мерки. У нашего ИБ не укладывается в голове то целостное церковное видение проблем, которое ему представляется разноголосицей, хотя он, конечно, уверен, что "позиция этих людей хорошо понятна, они опираются не непогрешимый (в их глазах) источник истинности своей веры. Но в нашем мире и в нашей стране есть и иные точки зрения - как религиозные, так и светские..."

    Что же, может быть, действительно, страна уже не НАША, а ВАША, г-н ИБ, - а мир-то и всегда был Ваш, - может быть, и правда, православие делается маргинальным явлением в современном мире. Но только, во-первых, это все-таки еще не совсем так, а во-вторых, даже если бы и так, то - стоит ли Вам радоваться этому?..

    Д. Ларин

    А вот эту публикацию Леонида Иванова, собственного корреспондента газеты "Труд", за 23 октября 2001 года мы публикуем без комментариев, с небольшими сокращениями.

    СТОЛКНОВЕНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ. КАК ИГУМЕН ТИХОН СОРВАЛ ГАСТРОЛИ БОРИСА МОИСЕЕВА

    Скандально известный шоумен Борис Моисеев (представитель "нетрадиционной" сексуальной ориентации) был в Тюмени на гастролях много раз. До сих пор все обходилось без громких скандалов, но теперь в борьбу за нравственность вступило православное духовенство. Благочинный Тюменского округа игумен Тихон призвал общественность выступить против концертов Бори Моисеева, "пропагандирующих разврат, растлевающих души молодых зрителей".

    Кандидат биологических наук игумен Тихон напоминает, что человек есть высшее творение Божие, но всецело в его собственной власти то, куда направить свои устремления - ко греху или чистоте, разрушению или созиданию, пороку или благу. И если сознательная воля человека творит беззаконие, и он вовлекает в это других, тем более молодых, не окрепших духом людей, то такому человеку надобно, подчеркивает священнослужитель, не стесняясь, давать отпор.

    К отпору призвал общественность и благочинный Знаменского кафедрального собора Тюмени протоиерей Сергей Швалев, заявив, что поскольку рекламируемый творчеством Бориса Моисеева образ жизни "нравственно разлагает" окружающих, то оно, это творчество, социально не безопасно.

    За один день в Тюмени по инициативе священнослужителей, общественного движения "Сибирь православная" и регионального отделения Движения в защиту нравственности под обращением к властям города были собраны десятки тысяч подписей. Организаторов акции особенно возмущало то, что под "голубое" шоу были выделены не площадки многочисленных и здесь ночных клубов, а сцена областного Дома национальных культур, который финансируется из областного бюджета.

    Духовенство города и православные миряне были поддержаны местными врачами. Доктор медицинских наук, профессор Тюменской медицинской академии Лариса Руднева и сексолог областного центра планирования семьи Анатолий Маринин квалифицируют пропагандируемые на концертах "моисеевские отношения" как "патологию", которая может иметь опасные социальные последствия.

    12 октября, за день до начала объявленных гастролей, Борис Моисеев свои концерты в Тюмени отменил.

    Однако в последнее время в областном центре происходили и другие гастроли "моисеевского" направления. Так, минувшим летом была здесь группа "Тату". Зрители утверждали, что на концертной площадке, собравшей тысячи молодых людей, девочки и своими песнями, и своим поведением откровенно пропагандировали однополую любовь.

    К сожалению, и в провинциальной Тюмени дает свои плоды пропаганда свободного образа жизни, против которого как раз и выступают православное духовенство и миряне. Причем последняя акция против шоу Бори Моисеева была лишь одним из примеров противостояния "нетрадиционалам". Начало положила проведенная два года назад научная конференция в защиту морали и нравственности, в том числе в сфере половых отношений. Тот организованный при содействии областных властей форум позволил выработать целую программу деятельности. Она выполняется, хотя, как считают активисты, из-за ведущейся с экранов кино и ТВ агрессивной пропаганды чуждой российскому обществу морали "воспитательная работа" сильно затруднена. Возвращаясь к отмене гастролей Моисеева, заметим: пожалуй, впервые в России жители провинциального города открыто выступили в защиту традиционных устоев жизни, надеясь, что их начинание найдет поддержку и в других регионах...



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.