ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№10 2003 г.         

Перейти в раздел [ Литература ]

Обзор литературы - декабрь 2003

   Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. – М.: Русскiй Хронографъ, 2003. – 703с.

Святитель Филарет известен как выдающийся иерарх Русской и Вселенской Православной Церкви. Большая часть 19 века проходит в России под влиянием авторитета митрополита Московского Филарета. Он более сорока лет возглавлял Московскую кафедру, счастливо сочетая в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта. Более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, истории, государственному законодательству, проповедей оставил после себя митрополит Филарет. «Толкование на Книгу Бытия», неоднократно издававшееся до революции, предлагается читателю в современной русской орфографии.

   Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики/ Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2003. - 607с.

Учение о спасении – основная тема духовных размышлений, трудов и писем святителя Феофана Затворника. «Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большею частью недостает желания идти. Упорно душа… очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу ей… Но пусть обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу… уже и будет успешно, потому только, что мы возжелали сего? Нет. Кроме желания, необходимо еще иметь силы и уменье действовать: нужна мудрость деятельная…». В своей книге святитель Феофан и начертал «лествицу» нового времени – путь постепенного восхождения христианина по ступеням духовного совершенства, который сам засвидетельствовал своей жизнью в духовных подвигах 28-летнего затвора.

   Архиепископ Никон (Рождественский). Всем скорбящим утешение. – М.: Приход храма Святаго Духа Сошествия. – 288с.

Нашу земную жизнь нередко называют уделом плача. Ни богатство, ни власть, ни царская багряница – ничто не ограждает от скорбей, которые стали законом нашего земного бытия. Поэтому все нуждаются в утешении, в теплом слове участия, исходящем из любящего сердца. Таким утешением может стать книга архиепископа Никона, в которой он собрал выписки из Священного Писания, поучения святых отцов, случаи из жизни простых людей и святых подвижников, рассказы. Здесь найдет для себя слово любви и тот, кто мается от тяжелой болезни, и тот, кто потерял своих детей или близких людей. «Однажды к преподобному Иераксу, подвизавшемуся в пустыне, пришли бесы видимым образом и сказали: «Старец! Ты проживешь еще полсотни лет. Возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!». Старец отвечал им на это: «Очень жаль, что так мало остается мне жить на свете, а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли. Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца». Книга убеждает нас, что скорби христианина – это легкое бремя Христово, которое может превратиться в крылья, возносящие нас в Царство Небесное, это суть залог любви Божией к нам, ибо они дают нам возможность на деле идти за Господом со своим собственным крестом на плечах.

   Карташев А.В. Вселенские соборы. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 685с.

Профессор А.В.Карташев – известный ученый в области истории Церкви. Доктор церковных наук, профессор истории Церкви, Ветхого Завета и еврейского языка в Петрограде, затем в Париже. Был обер-прокурором Синода Временного Правительства, членом Поместного Собора в 1917 году и Епархиального Совета Западно-Европейской Митрополии. Видный общественный деятель русской эмиграции. Скончался в 1960 году. Книга посвящена семи Вселенским Соборам, бывшим в истории Православия. Вселенские Соборы – не могильные плиты, приваленные к дверям навеки окаменелой Истины. Это верстовые столбы, на которых начертаны безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль в ее беспредельных поисках ответов на теоретически-богословские и жизненно-практические вопросы. Именно поэтому опыт Вселенских Соборов не потерял своей актуальности для нас.

   «Я испытал тебя в горниле страдания». Схимонахиня Антония. – М.: «Бост-К», 2003. – 571с.

Схимонахиня Антония (Анастасия Яковлевна Кавешникова, 1904-1998гг.) – православная подвижница, исповедница и старица. Ее жизненным крестом было постоянное многолетнее мученичество. Родилась она и получила воспитание в благочестивой казацкой семье. В детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой тягчайший семейный крест до конца. В 1942-1946 годах прошла матушка через муки ГУЛАГа, потом через психушки, в которых ее пытались «вылечить» от веры в Бога. Она была духовной дочерью великих старцев – преподобного Кукши (Величко, 1875-1964), и преподобного Амфилохия (Головатюк, 1894-1971). Господь удостоил ее монашества и схимы, отметил великими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения. Жизнеописание составлено на основе сохранившихся документов, воспоминаний самой старицы и свидетельств тех, кто встречался с ней при жизни.

   Афанасьев В. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной пустыни. – М.: Русскiй Хронографъ, 2003. – 735с.

Об Оптиной пустыни написано немало книг. Книга В.Афанасьева хороша тем, что это сборник живых очерков, рассказов о тех, кто населял знаменитую российскую обитель в разные годы – начиная от игумена Авраамия, возродившего Оптину пустынь в конце ХVIII века до убиенных в 1993 году монахов – отцов Василия, Ферапонта и Трофима. Рассказывается не только о монашествующих, но и о писателях, живших близ Оптиной (Киреевском, Леонтьеве), о чудесных явлениях, благодатных видениях, бывших у иноков монастыря. «Келейник иеромонаха Климента (Зедергольма) о.Тимон был мастер на все руки… Однажды очень искусно сделал палку-посох для старца Амвросия и принес ему в подарок. Тот взял посох, похвалил работу и, увидев довольную физиономию мастера, нагнул его и, как рассказывал о.Тимон, - «так-то славно приударил меня по спине новым костылем-то дважды». Это было за тщеславие. О.Тимон это вполне понял, но наказание счел неполным. Не разгибаясь, он попросил: «Еще в третий!». Батюшка и на третий раз не поскупился. Вот и награда монашеская. Три удара». Такого рода рассказов много в книге.

   Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. – М.: «Лепта-Пресс», 2003. – 379с. – (Испытание мудростью. Вып.7).

М.А.Новоселов был одним из ближайших учеников Л.Н.Толстого. В середине 1890-х порывает с толстовством и обращается к Православию, сближается со св.Иоанном Кронштадтским. С 1902 года он – издатель знаменитой книжной серии «Религиозно-философская библиотека», а также творений святых отцов. Создатель «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». В советское время скрывался от чекистов в подполье, в это время им были написаны «Письма к друзьям», а сам Михаил Александрович по некоторым данным был хиротонисан в тайного епископа. В 1928 году он был арестован, скитался по лагерям вплоть до расстрела в 1938 году. Книга «Догмат и мистика» посвящена проблеме различного понимания нашего спасения и искупления Господом Иисусом Христом Православной Церковью, католиками и протестантами. Новоселов объясняет суть этих разногласий, раскрывает роковое заблуждение западных церквей в вопросах догматики.

   «Исцели мя, Боже!». Сборник православного чтения. Изд. 2-е. – М.: Даниловский благовестник, 2002. – 352с.

Это книга для «чающих Христова утешения», книга о самом главном – жизни и смерти, смысле страданий и восприятии скорбей, покорности воле Божией, о том, как научиться переносить скорби без ропота и уныния, а с благодарностью. В сборник вошли произведения замечательных русских духовных писателей Ивана Шмелева и Сергия Нилуса; автора труда по истории московских храмов «Сорок сороков» Петра Паламарчука; архимандрита Тихона (Агрикова); проповеди духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова); некоторые главы из книги Николая Пестова и др. «Когда искушения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО» - написано в «завещании» Серафима Вырицкого.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.