ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

«Разбойник и Извозчик»

Басня Ивана Андреевича Крылова «Разбойник и Извозчик» была написана в 1833 году. В ней повествуется, как разбойник подкараулил на дороге воз с товаром – «и на извозчика бросается с дубиной». «Извозчик малый-удалой; злодея встретил мостовиной». Крепко досталось разбойнику: выбиты зубы, перешиблена рука, выбит глаз. Однако, все же – «убил извозчика злодей». После жестокой расправы злоумышленнику достался – воз пустых бутылок… «Как много из пустого на свете делают преступного и злого». Прочитаем басню.

РАЗБОЙНИК И ИЗВОЗЧИК

В кустарнике залегши у дороги,

Разбойник под-вечер добычи нажидал,

И, как медведь голодный из берлоги,

Угрюмо даль он озирал.

Посмотрит, грузный воз катит, как вал.

«О, го!» Разбойник мой тут шепчет:

«знать, с товаром

На ярмарку; чай все сукно, камки, парчи.

Кручина, не зевай – тут будет на харчи:

Не пропадет сегодня день мой даром».

Меж тем подъехал воз – кричит

Разбойник: «стой!»

И на Извозчика бросается с дубиной;

Да лих схватился он не с олухом-детиной:

Извозчик малый-удалой;

Злодея встретил мостовиной,

Стал за добро свое горой,

И моему герою

Пришлося брать поживу с бою –

И долог и жесток был бой на этот раз.

Разбойник с дюжины зубов не досчитался,

Да перешиблена рука, да выбит глаз;

Но победителем однако ж он остался,

Убил Извозчика злодей.

Убил – и к добыче скорей.

Что ж он завоевал? – Воз целый пузырей! Как много из пустого На свете делают преступного и злого. В жизни человека очень важно, чем наполняется его душа. Хорошо, когда от чистой юности душа наполняется даром любви к Богу и ближнему. Любвеобильный человек в своей жизни во всем старается поступать так, чтобы не принести страдания и не совершить зла ближнему и окружающим. Всякая неправда и всякий грех разрушает дар любви в человеке. Теряя дар любви, человек озлобляется и ожесточается, и свою злобу он проявляет на других. При этом часто зло маскируется благими намерениями, а порой выдает себя за «справедливость». Всякая злонамеренность, как бы она ни маскировалась, есть следствие греховного эгоизма. Поступки злонамеренного человека лишены божественного дара любви. Злонамеренный человек настолько ослепляется и становится бесчувственным, что уже не сознает, что его дела приносят страдания людям.

Вот так, потеряв самоконтроль, встав на путь искажения правды и истины, утратив подлинный дар любви, злоумышленник становится творцом злых дел. У пораженного греховным эгоизмом злонамеренного человека все свойства души искажаются и поражаются: разум оправдывает и прорабатывает все злоумышления; воля ослабевает и не противостоит злым делам; а совесть лишена правдивости. Так, лишившись божественного дара любви, человек становится орудием зла, орудием лукавого в этой жизни. Озлобленный и ослепленный греховным эгоизмом человек приносит страдания другим и вечную погибель для себя. «Как много из пустого на свете делают преступного и злого». Покаяние врачует душу и приводит к оздоровлению душевных свойств человека. Разум, через осознание человеком своей немощи, помогает встать на путь исправления, на путь добрых дел.

Воля, по мере доброделания, укрепляется в добре. Очищенная покаянием совесть, как голос Божий, помогает встать на путь правды и истины и укрепиться в божественном даре любви. В Священном Писании говорится: «отойди от зла и сотвори благо» (псалом 33-й). Важно помнить: всякое зло, всякое злоумышление и всякая злонамеренность ведет человека к погибели. Надо идти по пути правды и истины, беречь в себе божественный дар любви и избирать путь добра, избегая всякого зла.


+ М. Д

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.