ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2008 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Образование — это раскрытие в человеке образа Божия

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России»

Уважаемые участники конференции!

Мы собрались сегодня на эту представительную конференцию для того, чтобы обсудить пути формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, что является одной из важнейших задач сегодняшней системы образования. Это во многом вызвано теми негативными процессами, которые шли и продолжают идти в нашем обществе, несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние два-три года.

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

Согласно опросам общественного мнения, проведенным ВЦИОМ, большая часть нашего общества считает, что нравственные ценности должны воспитываться в семье, но при этом большая часть опрошенных также считает, что семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей вследствие кризиса семейных ценностей. Следующими по значимости в воспитании нравственности общественными институтами являются школа и Церковь, именно на них возлагают надежды в воспитании нравственных ценностей россияне. мВажность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей речи 19 ноября 2007 года на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II сказал: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом Президент отметил, что в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других. «Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов...». Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно. Так п. 6 ст. 9 закона РФ «Об образовании» в редакции от 1.12.2007 указывает, что «Основные общеобразовательные программы … включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Впервые в федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственное развитие и воспитание. «Общероссийская Программа развития воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи ... - есть важнейшая составляющая развития общества и государства».

В традиционном понимании русской школы термин «образование» включает в себя и обучение, и воспитание, т.к. образование - это раскрытие в человеке образа Божия. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем, школа должна подготовить ребенка к жизни. И родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.

Следует, однако, отметить, что понимание термина «духовность» является неоднозначным, и от той или иной его трактовки зависит содержание воспитания детей и самовоспитания педагогов. Все толковые словари трактуют «духовное» как связанное с религией. Но нельзя не заметить, что время от времени о духовности и бездуховности начинают говорить и заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к духовности общества, они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями. Это то, ради чего человек живет и действует.

Духовность помогает человеку преодолевать рамки материальной заданности, устремиться к соприкосновению с сакральной реальностью, погрузиться в глубины понимания, испытать высоту вдохновения, ощутить свою безмерность в пространстве и бесконечность во времени. Недооценка значения духовности может привести к развитию ошибочной позиции и не только в области воспитания, но и в области обучения, когда человек превращается в совокупность психофизиологических явлений, лишенных единого предназначения и целостности.

Нравственность - это то, как человек живет и действует. Духовность и нравственность существуют в неразрывном, целостном единстве. Мировоззрение как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, т. е. та ее сторона, которая поддается педагогическому влиянию.

Однако сегодня в гуманитарных науках стали популярными течения так называемой «позитивной» направленности, исследующие внутренние резервы человеческой психики с целью определения путей и средств достижения индивидом и всем человеческим сообществом благополучия и процветания. При этом формируется новая, чуждая традиционным нормам нравственности система ценностей, которая включает в себя такие понятия как частная жизнь, профессиональная деятельность, локальные сообщества и человечество в целом. «Разумный путь», «человек - творец судьбы», «качество жизни» - таковы некоторые клише, выражающие направленность этих усилий. При этом утверждается, что только при использовании сильных качеств человека можно помочь ему достичь удовлетворения жизнью, реализовать возможности. В рамках этого взгляда человек развивает свою «самость», стремится к идеалу уверенного в себе преуспевающего человека. Образцом для подражания становятся не честность и порядочность, а успешность. Однако установлено, что в действительности человек, достигший названных результатов, лишь внешне оказывается погруженным в коммуникативную среду, а его внутреннее одиночество усугубляется, шаг за шагом опустошается душа. На основе позитивистской шкалы ценностей невозможно построение нравственно здорового общества.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько аспектов, одним из которых является аксиологический. Создание системы ценностей - это одновременно и основа, и цель воспитательного процесса. Русский философ И.А. Ильин писал: «образование не должно отделяться от духовного воспитания... Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России. И обратно..., все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». Разрыв с прошлым народа - его религией, культурой, национально осознанным историческим бытием ведет к разрушению самосознания народа, а затем к духовной и физической гибели.

Наша цивилизация - это христианская православная цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем - так называемые общечеловеческие ценности - это в действительности христианские ценности. Влияние христианства реализуется главным образом через Церковь, но не только непосредственно через нее. Просвещающему воздействию подвергаются и те, кто находится вне Церкви, и это видно в особенности в наше время. Целостность воздействия религии на человека выражается в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценке с религиозных позиций. Базовыми ценностями православно-христианской культуры являются милосердие, целомудрие, смирение, послушание, терпение, умеренность, трудолюбие.

Сегодня существует потребность в целостном воспитательном процессе, который органично соединил бы воспитательные силы школы, Церкви и жизненной среды. Образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь, на наш взгляд, необходимо объединение усилий государства, Церкви и общества вокруг центральной темы: образование для будущего России.

Сегодня Русская Православная Церковь предложила государству в лице Министерства образования и науки Российской Федерации «Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «духовно-нравственная культура». Концепция обсуждалась и была одобрена на конференции, посвященной месту духовных и нравственных ценностей в образовательных стандартах нового поколения, проводившейся 20-21 декабря 2007 г. в г. Калуге. Данная концепция предполагает, что в новом поколении федеральных образовательных стандартов будет присутствовать отдельная образовательная область учебного плана «духовно-нравственная культура», в рамках которой будет предусмотрено изучение с учетом культурной и религиозной принадлежности родителей и учащихся изучение таких культурологических предметов как «Основы православной культуры». Основы культуры других традиционных религий России и предмета «Философия и этика».

Дать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, — это задача, которую призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.

Попытки создать некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе — это путь в никуда. Общие гражданские ценности, российский патриотизм у детей школа должна воспитывать, и она их воспитывает при изучении детьми основных гуманитарных предметов — истории, обществознания, литературы и так далее. Делать это надо лучше, никто с этим не спорит, но не за счет размывания различий между религиями, верующими и неверующими. Демократический характер современного российского государства предполагает учет мировоззренческих и культурных особенностей разных социальных групп. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Конституционный принцип светскости Российского государства не препятствует взаимодействию органов государственной власти с религиозными организациями по вопросам образовательных потребностей граждан. Такое взаимодействие является общепринятой практикой во многих современных демократических светских государствах. Сегодня эта международная практика является востребованной в нашей стране, она служит укреплению фундаментальных нравственных ценностей, позволяя сделать более стабильным и прочным российское общество.

Хотелось бы пожелать, чтобы те возможности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которые имеются в нашей образовательной системе, оказались своевременно реализованными в рамках совместных образовательных инициатив Церкви и системы образования, чтобы мы общими усилиями смогли воспитать подрастающее поколение добрым, нравственным, любящим свое Отечество и его культуру и стремящимся приумножить то национальное достояние, которое вверено ему нашими предками.

Димитрий, АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И ТЮМЕНСКИЙ РЕКТОР ТОБОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ



[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.