ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№2 2010 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Молодежь и религия: пути взаимодействия

Философ Кант отверг все доказательства бытия Божия, существовавшие в схоластическом богословии, и заменил их единственным и абсолютным – нравственным доказательством. Это вполне адекватное видение проблемы, ибо все иные доказательства лежат в сфере формальной логики, и им могут быть противопоставлены другие логические схемы, измышленные человеческим разумом.

А вот нравственный закон в душах людей является всеобъемлющим свидетельством реального присутствия Творца в жизни мира и отдельного человека. Общество, которое лишено нравственных устоев, обречено, у него нет шансов на выживание, каков бы ни был достигнут уровень развития экономики, социальной сферы и демократических институций. Обречено потому, что люди в человеческом сообществе способны жить вместе только на основании нравственного закона. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала.

Но возникает вопрос: каким образом поддерживать эту нравственную составляющую? Существует концепция воспитания и поддержания нравственности средствами светского нерелигиозного гуманизма. В основу современной светской морали, которая сейчас утверждается в западном обществе, положены принципы либерализма, главный из которых – «Моя свобода ограничена только свободой другого человека». Это означает, что человек не может вести себя так, чтобы его поведение нарушало права и свободы другого человека, но если оно не нарушает ничьих прав и свобод, то все, что совершается, законно и праведно, ибо является личным делом того или иного человека. На этом постулате покоится законодательная система современного общества.

Религия дает твердое основание нравственности. Человек не может быть совершенно безрелигиозным. Любая религия порождает свою мораль и свою культуру. Современное общество и молодежь, как его часть, также имеют свою религию. Как правило, это религия успеха, силы, превосходства, свободы, а еще точнее – религия денег. Вот некоторые «догматы» этой религии: «закон един не для всех», «нормы морали и нравственности руководителю не писаны», «воровство – единственное средство заработать деньги», «власть и деньги даруют человеку права и свободы». В сфере личной жизни: «брак и дети – помеха в жизни», «в жизни нужно все попробовать», «аборт – это не убийство», «распущенность – это не измена» и многие другие. Эти вещи более чем спорны и не только с религиозной точки зрения, однако их открыто «исповедуют» многие, даже атеисты. В этой связи следует определить – может ли светская система образования сформировать нравственного человека?

В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное «эго». Именно то, что находится в центре нашего существования, и определяет образ нашей жизни – религиозный или нерелигиозный. Если в центре жизни пребывает Бог, значит, человек живет религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места, такая жизнь определяется как нерелигиозная.

Религия – дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей. И потому молодые люди, ведущие религиозный образ жизни, – это нравственные, целостные и чистые личности.

Светский гуманизм претендует на то, чтобы подменить собой религию в современном секулярном обществе, адаптировав ее нравственные императивы к эгоистическим потребностям падшего человека. Однако светский гуманизм, в отличие от религии, не способен поддержать нравственное самостояние личности. Речь идет о принципе, хотя, разумеется, бывают случаи, когда человек способен рационально удерживать себя в рамках нравственной жизни. Но к обществу в целом это не относится. Ибо нравственное общество и нравственный человек невозможны вне понятий греха, покаяния, воздаяния за грех. Именно это имел в виду Достоевский, когда говорил, что если Бога нет, то, значит, все дозволено. Опасность заключается в том, что в либеральной идее отсутствует понятие греха. Согласно этой идее, в сфере личной, семейной или общественной жизни человек вправе поступать так, как он считает нужным, без какого бы то ни было соотнесения своего выбора с понятием греха.

Поэтому так важно, чтобы молодой человек ясно понимал: все, чего он ожидает от жизни, может быть реализовано только в условиях нравственного, а потому жизнеспособного общества. Чрезвычайно важно иметь в виду, что молодежь особенно подвержена опасности, потому что в молодом организме инстинктивные начала проявляются гораздо сильнее по причине возрастной физиологии человека, сопряженной с отсутствием у него достаточного жизненного опыта и ощущения опасности. Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности. Именно религия может дать молодежи твердое основание нравственности, сделать молодых людей полноценными и законопослушными гражданами России.

Иерей Иоанн Казанцев,
преподаватель Тобольской
Православной Духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.