ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2011 г.         

Перейти в раздел [Здоровье]

Панацея от болезней - нравственный образ жизни

Существуют традиционные и нетрадиционные методы лечения болезней. Некоторые больные оставляют лечение у профессиональных специалистов, предпочитая обращаться к услугам народных целителей, оккультистов или заниматься самолечением.

Казалось бы, что создание новейших технологий и фармацевтических препаратов, способствующих повышению эффективности лечения острых состояний и некоторых хронических заболеваний, должны повысить доверие к традиционной медицине. Принят национальный проект «Здоровье». Разработан ведущими врачами «Кодекс здоровья и долголетия», который содержит рекомендации по снижению риска заболеваний и другие рекомендации для сохранения здоровья. При муниципальных поликлиниках открыты центры здоровья, где можно пройти профилактическое обследование и получить рекомендации по поддержанию своего здоровья. Центры здоровья осуществляют работу в вечернее время, обследование проводится по страховому полису, тем не менее обращаемость в них невысокая.

Основой или фундаментом здоровья человека является нравственный образ жизни. Рекомендации врачей включают как обязательное условие эффекивности лечения изменение образа жизни: рациональное питание, диетическое или гипокалорийное (при ожирении), отказ от вредных привычек, разумную физическую активность (при гиподинамии, ожирении и т.д.). Духовник посоветует избавиться от страстей, покаяться и постараться не повторять исповеданных грехов. Иеромонах Кирилл (Абалакский мужской монастырь) отмечает, что у прибегающих за советом нет послушания. Чтобы изменить образ жизни из неправедного на праведный, необходимо волевое усилие. Перестроить свое мышление, свой образ жизни труднее, чем, ничего не меняя в своей жизни, прибегнуть к услугам оккультиста, народного целителя или заняться самолечением.

Агитация в виде хитроумных реклам разных панацейных методов лечения сегодня хорошо поставлена. В качестве панацеи навязываются биологические добавки, на-туропатические и гомеопатические средства, тренажеры, дыхательные методики К. П. Бу-тейко (способствует повышению содержания углекислого газа в легких), Р. В. Стрелкова (снижает концентрацию кислорода в легких), В. Ф. Фролова (переход на эндогенное, т. е. тканевое дыхание через ингалятор, заполненный водой), приборы с инфракрасным излучением или низкочастотным излучением и т. д. Множество литературы издается по системам оздоровления (Брегг, Шаталова, Семенова, Малахов и др.), по фитотерапии, лечению народными способами, оккультным методам лечения. При этом в числе показаний к применению перечисляются многочисленные заболевания, а также укрепление иммунной системы, улучшение сна и потенции. Противопоказаний к их применению как правило нет.

Для успешной реализации «панацее» присваивается заманчивое название (диск «Медив», дыхательный эндогенный тренажер Фролова, «Методика Н. Шевченко побеждает не только рак». «Безнадежных больных нет!» и т. д.).

Нет ничего предосудительного в том, что человек хочет быть здоровым. Самое большое богатство каждого человека в отдельности и общества в целом — это, конечно, здоровье.

Использовать народные способы лечения травами, плодами, кореньями в виде настоев, ванн, ингаляций полезно, эффективны и некоторые мази. Однако самолечение может привести к отрицательному результату. Приведу два примера.

Пациентка N., страдающая заболеванием желудка, решила полечиться корнем имбиря, в результате через несколько дней наступило обострение заболевания. Известно, что корень имбиря наши предки употребляли вместо перца (действие его на организм идентично). Перец и имбирь противопоказаны при заболеваниях пищеварения. Причина обострения — пренебрежение советом врача.

Пациентка М. приобрела настойку живицы сосновой с целью самолечения, пила ее по инструкции: с одной капли, прибавляя по одной капле ежедневно, до 25 капель. В результате самолечения — обострение холецистита, панкреатита и сахарного диабета.

Вывод из этих примеров: обращаться за советом к врачу перед применением народного лекарственного средства, если получили совет — проявить послушание. С целью рекламы создатели своей «панацеи» в описании своих методик помещают благодарственные письма больных, получивших исцеление или облегчение от болезней. Н. Шевченко, пропагандирующий свой (народный) метод лечения рака и многих других заболеваний смесью водки с подсолнечным маслом (нерафинированным), рекомендует ограничение в пищевых продуктах, отказ от вредных привычек, обращение с молитвой к Богу при лечении «смесью» - как необходимое условие эффективности этой смеси. Два необходимых условия требуются для эффективности лечения смесью: изменение образа жизни и обращение к Богу. Соблюдение рекомендаций по питанию, отказ от вредных привычек в благодарственных письмах присутствуют, об обращении к Богу ни в одном письме не отмечено.

На успешность предпринятого лечения смесью некоторое действие оказало воображение в сочетании с изменениями в образе жизни. От подобного способа лечения больные не вылечиваются, после кратковременного эффекта может наступить обострение заболевания. Возникновение недоверия к врачу, к средству лечения, которым пользуется больной, влияет на его впечатление, возникает нетерпение, больной бросает его в уверенности, что оно не действует. Нередко с потерей терпения исчезает и разумение. Не хотим и не умеем страдать, что приводит к поиску «панацеи» в надежде на чудо быстрого и полного выздоровления, на чем наживаются народные целители и оккультисты. Господь ежедневно творит чудеса исцеления, но люди стараются объяснить проявление Божественной благодати эффективностью какой-либо приобретенной широко рекламируемой «панацеи» или воздействием оккультиста (народного целителя).

Почему люди неправильно понимают случаи исцеления от болезни? Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) в своих «Медицинских беседах» пишет: «Что грех доводит нас до болезни и страсть — единственный корень недугов, - это неопровержимо. Конечно, в обществе нельзя услышать, чтобы говорили: от дурной жизни у меня отнялись ноги или сохнет спинной мозг; от страсти к охоте в болотах — у меня астма, от бессонных ночей за карточным столом — у меня головные боли, от страсти к вину — у меня болит печень, от страсти к еде — у меня рак на языке или в желудке и т. д. Никто так не выражается, и не потому, что совестно признаться в причине болезни, но вследствие неприятия слова «грех», так как оно выброшено из употребления» (2, С. 27).

Всякая болезнь происходит от собственных грехов — эта истина подтверждается словами Спасителя расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2-8). После исцеления обездвиженного страдальца Христос сказал ему: «Не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 2-14).

В Библии мы находим ответ на вопрос: почему одни получают исцеление от страдания, а другие нет? Только крепкая вера, что Господь может исцелить, приносит выздоровление кровоточивой, которой Христос сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 20-22). Поражает вера языческого сотника, через посланников просившего Господа: «Скажи слово — и выздоровеет слуга мой!» (Лк. 7, 2-10). Отцу бесноватого и немого сына Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23-24).

Спасительна та вера, которая не допускает сомнения и основана на духовном совершенстве человека, «лечащихся истинною и спасительною верою неизмеримо малый процент». Заболев, праведники молятся, пьют святую воду, причащаются, «зачем им другие средства, когда они знают, что спасение зависит от воли Господней и от их веры» (2, С. 50). Для лечения верой необходимо всецело предаться в руки Божий через самоотвержение и несение своего креста. «Крест есть совокупность огорчений, досад, лишений, искушений, бедствий и т. д... Вся разница между праведниками и нами в том, что они предались всецело в руки Божий, а мы боимся этого решительного шага и не хотим отказаться от своего разума и воли» (2, С. 51-52).

Сколько можно видеть молящихся в церкви, но много ли из них истинно верующих, проникнутых верою, доверившихся Богу и отказавшихся от своей воли. «Мы дорожим жизнью, наша цель — успеть устроить все, что нам кажется необходимым для семьи и близких, а праведники тоже хотят жить, но для иной цели: чтобы страданиями на земле искупить свою будущую жизнь и успеть омыть свои грехи покаянием» (3).

«Не могущие лечиться сами, своею верою, должны пользоваться помощью докторов и лекарствами, но одновременно сознавать, что ни они сами, ни врачи ничего не могут изменить без воли Господней. Мы обязаны полагать свою надежду на Создателя, просить усердно в молитвах Его помощи, милосердия к нашим грехам и сами бороться до последней крайности с нашими страстями, малодушием и маловерием» (3).

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) приводит свое наблюдение за крестьянами, которым он давал лекарство: «перекрестившись и прочитав молитву, они проглатывали лекарство без всякого сомнения, уповая не на лекарство и врача, давшего его, а на всемогущего Бога» (2). Нам необходимо подражать им, помятуя слова Господа: «... без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков: и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Соб. послание св. ап. Иакова, 1, 5-6).

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Там же, 5, 14-15).

«От нас, учеников Христовых, требуется сораспятие с Ним, и только взявшие охотно свой крест и идущие за Ним докажут силу своей веры...» (3).

«Считающий болезнь за крест повинуется благой воле Божией, в твердом уповании на его милость» (3).

Проблема многих больных, а также здоровых людей в том, что они не имеют четкого представления о зависимости между поведением, образом жизни и риском заболеть. Неприятие слова грех (первопричины болезни), отсутствие веры или маловерие искажают в сознании людей понимание истинного пути лечения болезни. Поиск панацеи — чуда исцеления — без всякого телесного и духовного подвига приводит их к оккультистам (служителям падших духов).

С древних времен человеку запрещено обращаться к прорицателю, гадателю, ворожее, чародею, обаятелю, вызывающему духов, волшебнику и вопрошателю умерших, «ибо мерзок перед Господом всякий делающий это» (Втор. 17, 10-12). Святой апостол Матфей предупреждает: «...бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).

К рекламной агитации по панацеям от болезней надо относиться с разумением, осторожно. Чтобы не навредить себе самолечением, желательно на лечение рекламируемыми панацеями получить совет врача, благословение духовника (священника).

«Лечащихся истинною и спасительною верою мало. В большинстве своем мы не в состоянии положиться на волю Божию и предаться всецело в Его руки» (3). Не могущие лечиться сами, своею верою, должны пользоваться помощью докторов и лекарствами с упованием на волю Бога.

Л. Ф. РУДНЕВА,
заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор, г. Тюмень.


Литература
1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1997.
2.Чичагов Л. М. Что служит основанием каждой науки. - М.: Паломник, 1996.
З.Медицинское наследие священномуче-ника митрополита Серафима (Чичагова). - М.: изд-во Сретенского монастыря, 2008.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.