ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№04 2009 г.         

Школа возмужания

К современным казакам относятся по-разному. Одни считают это явление неким историческим анахронизмом, другие же, наоборот, взирают на казачество с надеждой, видя в нем признаки возрождения Православного Отечества. Такое расхождение во мнениях происходит из-за явного недостатка достоверной информации. И, поскольку подробный анализ всех аспектов современного служения казачества в рамках одной статьи невозможен, мы ограничимся рассказом о Казачьем учебном центре города Тюмени.

- Смысл существования современного казачества, – говорит начальник Центра вахмистр В. Б. Зенков, – возрождение православного духа русского воинства. Это очень непростое дело и требует большой кропотливой работы. Поэтому одно из самых приоритетных направлений деятельности Центра – казачий кадетский класс. Возник он три года назад по обоюдному желанию Воскресной школы при Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре и 8-го отдела Сибирского Казачьего Войска (СКВ). Директор школы диакон Димитрий Майоров и действующий атаман 8-го отдела казачий полковник С.Б.Смирнов издали соответствующие приказы, произвели первый набор. По древней казачьей традиции становление воина начиналось с раннего детства, поэтому мы принимаем в класс ребят почти без возрастных ограничений. Минимальный курс обучения рассчитан на четыре года с правом продолжения занятий по личному желанию кадета и его родителей до 18-летнего возраста, когда, согласно Уставу, он имеет право принять казачью Присягу и войти в наше казачье сословие.

Корр.: Почему вы сотрудничаете только с Воскресной школой, а не с обычными общеобразовательными?

- На сегодняшний день это самый оптимальный вариант. Мы считаем, что Церковь и казачество – это единое целое, поэтому духовная и военная составляющие наших учебных программ находятся в полной гармонии. Что же касается светских школ, то введение даже такого предмета, как «Основы православной культуры», встречают там серьезное сопротивление. Что уж говорить о Законе Божием, который у нас является одним из главных предметов! С Воскресной же школой у нас одни цели и задачи, и мы рука об руку делаем общее дело.

Кстати, в других казачьих Войсках кадетские классы также чаще всего возникают именно на базе Воскресных школ, например, в Челябинске и Нижнем Тагиле. Воскресная школа имеет единственный недостаток – это ограничение во времени, так как проводить занятия более чем 2 раза в неделю мы не имеем возможности. Лучшим вариантом стало бы сотрудничество с Тюменской Православной гимназией, где кадетский класс мог бы существовать на постоянной основе, тем более что большая часть наших кадетов являются гимназистами.

Корр.: Каковы условия приема в ваш класс и каким навыкам Вы обучаете своих подопечных?

- Мы принимаем отроков из православных семей, причем родители должны становиться нашими союзниками и сотрудниками. Без их активного участия в воспитательном процессе одних наших усилий может оказаться недостаточно. В процессе обучения в первую очередь мы стараемся воспитать в кадетах чувство братства. Научить жить в большой многодетной казачьей семье, где традиционное обращение друг к другу «брат» не является формальностью. Ведь и взрослые казаки называют друг друга братьями, а атамана отцом. Братские отношения в личной жизни и железная дисциплина в строю – первооснова казачьего воинского воспитания. Кто способен вместить в себя два этих ключевых понятия, тот воистину будущий воин-христианин.

Из основных предметов нашего учебного центра можно назвать Закон Божий, Историю казачества, Казачьи Уставы, Уставы ВС РФ, Династическая история России. Из военных дисциплин – современное стрелковое оружие, основы владения традиционным казачьим оружием, строевая, огневая и тактическая подготовка, элементы рукопашного боя, автодело, общая физическая подготовка.

Завершается учебный год летними военно-полевыми сборами совместно с кадетским классом казачьего хутора Слобода-Бешкиль Исетского района, которым руководит мл. вахмистр В.Л. Пермин. На этих сборах отрабатываются и закрепляются знания, полученные за год. Кроме того, ежеквартально у нас проводятся однодневные полевые сборы на базе православного лагеря «Владимирская слобода» Ялуторовского прихода. Корр.: Во многих военно-спортивных клубах города наряду с мальчиками занимаются и девочки. Как в казачьем учебном центре относятся к этому?

- Крайне отрицательно, ибо это противоестественно. Господь сотворил женщину, предусмотрев ей особое, вселенское предназначение. Это рождение и воспитание детей. Альтернативой может быть только иночество, «среднего» состояния быть не может. Как известно, имя первой женщины, данное ей Богом, – Ева, что означает «жизнь». Девочку с юных лет необходимо приучать к делам милосердия, домашнему труду, рукоделию. Повзрослев, она должна уметь создать и сохранить семью своей любовью, добротой и терпением. В Царской России никому не пришло бы в голову отдавать своих дочерей для обучения военному делу. Таких родителей просто сочли бы безумными. Идеальным примером для нас является Царская Семья. Государь и Цесаревич – военные, Государыня и Великие Княжны – сестры милосердия. Каждый должен делать именно свое дело. Женщина-воительница – это образ, навязываемый нам западной культурой, приводящей женщину в противоестественное ее природе состояние. Если девочка берет в руки оружие, пусть даже учебное, это накладывает неизгладимый отпечаток на ее душу и психику. Происходит некая «переполюсовка» сознания, изменение духовно-психологического облика. И эта мина замедленного действия рано или поздно даст о себе знать. К сожалению, это недооценивается современной педагогикой и психологией. Военизация девочек – это насилие над женской природой и посягательство на волю Творца. Поэтому в нашем классе девочек нет и не будет.

Корр.: Кто сотрудничает с вами на этом поприще?

- Основной костяк нашего инструкторско-преподавательского состава – казаки 8-го отдела СКВ. Это сотник С.Ю. Найденко, сотник М.С. Яблоков, хорунжий Д.Н. Дурыгин, мл. урядник М.С. Найденко, казак В.Н. Рыбалов. В разовом порядке участвуют и другие казаки, вплоть до атаманов. Всем хочу выразить сердечную благодарность за их труды, которые они несут, невзирая на огромную занятость. И если хотя бы один из наших воспитанников в дальнейшем смог достойно занять свое место в строю христианского воинства, труды наши можно считать не напрасными. Слава Богу за все!

Беседу вел М. Сотников

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.