ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над басней И.А. Крылова «Богач и поэт»

Эта басня была впервые опубликована в 1825 году. В басне раскрывается тема материального и духовного богатства человека. В ней повествуется, как поэт жил в скудости и нищете. Видя, как в роскоши живет богач, он возроптал на свою судьбу. На что ему дан был ответ, в котором показывалась долгая память о нем в веках. Этим «славу ты в удел себе избрал», а богач имеет только временные земные «блага мира», но в истории о нем «не только правнуки, не будут помнить внуки». Поэтому богачу следовало бы более роптать на свою жизнь, поскольку он со временем теряет все, а добрый и мудрый поэт со временем все больше богатеет в доброй памяти.

Почитаем басню.

БОГАЧ И ПОЭТ

С великим Богачом Поэт затеял суд,
И Зевса умолял он за себя вступиться.
Обоим велено на суд явиться.
Пришли: один и тощ, и худ,
Едва одет, едва обут;
Другой весь в золоте и спесью весь раздут.
«Умилосердися, Олимпа самодержец!
Тучегонитель, громовержец!» –
Кричит Поэт: «чем я виновен пред тобой,
Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?
Ни ложки, ни угла: и все мое именье
В одном воображенье;
Меж тем, когда соперник мой,
Без выслуг, без ума, равно с твоим кумиром,
В палатах окружен поклонников толпой,
От роскоши и неги заплыл жиром». –
«А это разве ничего,
Что в поздний век твоей достигнут лиры звуки?»
Юпитер отвечал: «А про него
Не только правнуки, не будут помнить
внуки.
Не сам ли славу ты в удел себе избрал?
Ему ж в пожизненность я блага мира дал.
Но верь, коль вещи бы он боле понимал,
И если бы с его умом была возможность
Почувствовать свою перед тобой
ничтожность, –
Он более б тебя на жребий свой роптал».

В Священном Писании говорится: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Душевно мертвенные люди пребывают в духовном оскудении. Вся их жизнь всецело посвящена земным заботам и земным попечениям. Всецело погружаясь в заботу о материальном, человек перестает контролировать себя, и в нем развиваются зависть и алчность. Такому человеку не ведомы благоразумное воздержание и умеренность, и он теряет потребность в духовном развитии. У него отсутствует стремление к гармоничному развитию душевных качеств, каковыми являются разум, воля и нравственное чувство. Разум человека развивается через познание опыта предыдущих поколений, через изучение наук. При этом важно приобретение знаний не ради самих знаний по любопытству или по тщеславию, когда гордость помрачает душу человека, а чтобы приобретаемые знания были востребованы в жизни для блага и пользы человека и общества.

Гордость духовно ослепляет человека, делает его надменным и тщеславным. Этим недугом могут страдать ученые, писатели, поэты и другие творческие люди.

Свыше человеку предопределено трудиться на этой земле. Плоды трудов обеспечивают человека потребным для жизни на земле. Избытки от потребного приводят к накоплению богатства, которым мудрый человек будет делиться с нуждающимися и помогать благоустроению жизни не только личной, но и всего общества. Жизнь такого человека становится добродетельной по отношению к окружающим. Благоразумное распределение богатства приносит человеку подлинное удовлетворение от результатов его деятельности. К тому же это способствует консолидации общества, формированию его благоденствия и созиданию крепкого внутреннего мира. Такое общество богатеет и укрепляется из года в год и материально, и духовно.

Важно также отметить, что общественное благоденствие зависит от разумной симфонии всех слоев населения. Каждый человек должен развивать в себе данные от Бога таланты и стремиться исключать или хотя бы врачевать корень всех пороков – зависть. Именно зависть разжигает в человеке алчность и формирует эгоизм. Человек, лишенный Божественного дара любви, не может быть подлинно счастливым, поскольку он лишает себя добрых дел.

В заключение хотелось бы отметить, что человек не должен «на жребий свой роптать», поскольку судьба каждого из нас во многом зависит от нас самих. Судьба – это суд Божий, и от того, насколько мы стремимся к правде и истине и насколько мы любвеобильны друг ко другу, и зависит результат Божьего суда. Важно осознать и то, что человек получает глубокое удовлетворение, совершая бескорыстно добрые дела.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.