ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2020 г.         

Перейти в раздел [Документы]

С верой в трезвую жизнь

«Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз недостойный раб Твой (имярек), познав пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, перед Пречистым образом Матери Твоея, Преблагославенныя Владычицы нашея Богородицы, изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание: не пити вина, ниже зелия хмельнаго, ниже иных тем винопитием соблазняти…»

С таких слов начинается чин принятия обета трезвости, который проводится в расположенном в Тарманах храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» несколько раз в год. Каждый раз обет принимают от 6 до 12 человек. Смысл его в том, что человек дает обещание Богу и просит у Него помощи не отравлять себя алкоголем и табаком, не сквернословить, не участвовать в азартных играх. Срок обета может составлять от нескольких месяцев и до конца жизни.

Обычно обет принимают те люди, кто уже посещал занятия общества трезвости при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Как рассказал председатель общества Александр Анисимов, его деятельность началась в 2011 году, на сегодня она разнопланова и направлена на профилактику и избавление от разных зависимостей – алкогольной, наркотической, табачной. При этом обет – лишь одна из форм обуздания своих страстей для зависимых от алкоголя. Основа же работы общества трезвости – 10-дневные курсы, базирующиеся на наработках и методике советского физиолога Геннадия Андреевича Шичко с некоторыми дополнениями и корректировками. Методика позволяет изменить больное сознание зависимого человека как бы изнутри, его собственными силами, с помощью осознания, ведения специальных дневников, понимания корней возникновения привычки. При этом отказ от алкоголя проходит фактически безболезненно, без применения медикаментов или жесткого кодирования. За время работы курсов их прошли порядка трехсот человек, и многие из них с тех пор абсолютно отказались от алкоголя, вернувшись к нормальной жизни. Изменения в сознании и отношении к алкоголю после курсов порой происходят очень быстро и кардинально, о чем свидетельствуют отчеты бывших пьяниц.

– Этим летом ситуация достигла критической отметки, – рассказывает Михаил А. – Жена поставила жесткое условие: вылечиться любым способом – кодированием, лечением, как угодно, либо расстаемся навсегда. … На 10-дневных курсах пришла масса новой информации, хотя я считал, что очень много знаю об этом пороке. Мне разложили по полочкам весь тот ужас, который творился вокруг меня и со мной. До чего же я дошел и довел своих близких! Осознание этого постепенно отводило от желания травить себя алкогольным ядом и психологически настраивало на ПОЛНЫЙ отказ от алкоголя. В предыдущих попытках целью отказаться от алкоголя было восстановление здоровья и переход в разряд «культурно пьющих». С удивлением узнал, что это невозможно.

Ежедневное осознание того, сколько было потеряно, сломано, уничтожено, полностью перевернуло мышление. Еще совсем недавно даже в трезвом состоянии не поверил бы, что за семь-десять дней у человека могут развернуться мозги хотя бы в отношении одного порока. Но работа над собой с помощью этой методики позволяет победить и другие пороки, конечно же, с Божией помощью. В это я теперь твердо верю.

А Александр Б. прошел 10-дневные курсы много лет назад. О произошедших изменениях говорит так: «Я не понял, в какой момент тяга к алкоголю у меня ушла абсолютно. Я перестал даже замечать ларьки и магазины с этой продукцией. Желание пропало полностью. До сих пор не знаю, как и почему это получилось. Может быть, так сработала методика. Или Господь у меня убрал эту тягу. Но с тех пор смотрю на алкоголь совершенно равнодушно».

Есть у общества трезвости и специальный 5-дневный курс для созависимых, который помогает членам семей зависимых разобраться в происходящем, скорректировать свое мировоззрение и поведение. Организует общество и другие события: «Неделю трезвости», семейный клуб трезвости по четвергам для поддерживающих здоровый образ жизни после курсов и для всех желающих. Конечно, общество трезвости не случайно организовано при храме. Вера в помощь и поддержку свыше – важнейшее слагаемое успеха для тех, кто стремится вернуть себе трезвую жизнь.

«Почему человек начинает пить? Потому что чего-то не хватает, какой-то радости в жизни, смысла. А для того чтобы личность сформировалась полноценно, у человека внутри должно быть место для смысла, для духовности, для Бога, – рассуждает Александр Анисимов. – Иначе это пространство начинают занимать различные зависимости.

И вера для человека действует как прививка – нет 100-процентной гарантии, что у человека не возникнет тяги к тому же алкоголю или наркотику. Жизненные ситуации бывают разными. Но сформированное мировоззрение, в том числе представление о том, что употребление алкоголя – это грех, помогает избежать в жизни ловушек и искушений».

И самая главная роль в этом процессе – у семьи, члены которой своим примером создают у детей их образ мира, в том числе и отношение к спиртному.

В то же время приходящим на курсы совсем необязательно быть верующими. Многие их них – атеисты, которых тут не заставляют насильно ходить в храм и принимать веру. К этому человек может прийти, сделав следующий шаг от жизни трезвой к жизни с Богом в душе.

«Человеку необходимо чем-то заполнить пустоту в душе, которая возникает после отказа от алкоголя. Это могут быть какие-то новые увлечения и занятия, хобби – природа не терпит пустоты, – утверждает Александр Анисимов. – А если человек эту пустоту заполняет верой и продолжает работу со своими страстями – это очень хорошо».

Комментарий священника (отец Николай Макаров, председатель епархиального общества трезвости, руководитель реабилитационного центра «Сибирская застава»):

– Проблему зависимости можно разделить на несколько аспектов: биологический, психологический, социальный и духовный. Для того чтобы проблему решить полностью, на всех этих уровнях должна проводиться определенная комплексная работа.

В чем заключается духовный аспект зависимости? С духовной точки зрения проблема употребления алкоголя – это проблема мировоззренческая. Человек утрачивает ощущение ценности и смысла жизни. Становится сложно справляться с какими-то трудными ситуациями. Хочется куда-то уйти, спрятаться от этого мира. И алкоголь становится попыткой как-то скрыться от сложностей жизни.

На курсах трезвости и в процессе реабилитации мы предлагаем человеку разобраться с вопросом, в чем смысл его жизни, для чего он живет. Заканчивается ли этот смысл вместе с его жизнью? Когда человек умирает – неужели его больше ничего не ждет? Решение проблемы на уровне мировоззрения и ценностей в итоге помогает преодолеть зависимость и прийти к новой трезвой жизни.

Павел МОРГУН,
газета «Тюменская область сегодня»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.