ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№6 2006 г.         

Перейти в раздел [Проблемы насущные]

Глобализм против культуры.

Тема "человека русской культуры в контексте глобализма" как никогда остро прозвучала в Дни славянской письменности и культуры, которые проходили в Ханты-Мансийске в конце мая. В последние годы в нашем обществе вызрела потребность в национальной самоидентичности, возродился интерес к своей культуре и традициям. Ростки национального самосознания, робко пробивающиеся сквозь идеологическую шелуху "нового мышления", и процесс стирания межнациональных, религиозных, культурных границ - об этом говорили участники Дней славянской письменности и культуры.

"Мир стоит перед выбором"

А.С.Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ:

- Сегодня мир стоит перед выбором такого масштаба, который отмечает не ритм веков, к сему мы привыкли, а ритм тысячелетий. Мы переживаем демографический кризис, разрушение уклада жизни, проблему оскудения языка. Раз мы об этом говорим, значит, у нас болит, значит, мы живы. Во многих частях света уже не говорят, привыкли к стандарту, глобализация съела много культур, которые, если не погибли, то агонизируют. А Россия сегодня готова предъявить миру как сохраненную ценность свою культуру. К каждому празднику Дней славянской письменности и культуры издается билингвистический сборник, который представляет литературу одной из славянских стран. Создана целая библиотека - это огромная ценность. Вхождение в мир общей культуры через призму особенной. В этом устремления ЮНЕСКО - на фоне глобализма показать многоликость мира, самоценность каждой отдельной культуры.

"Каждый стремится сохранить свое лицо".

Т.А.Вендина, доктор философских наук, Институт славяноведения РАН, г.Москва:

- Процесс объединения происходит давно. И никуда, по моему мнению, от этого не уйдешь. И шел он на протяжении всей русской истории. Вспомним процесс возникновения городов, которые втягивали в свое пространство какие-то мелкие поселения, которые находились ранее у городских стен. Вспомните, как происходил процесс формирования великорусского языка в XVII в.. Под стенами Кремля собирались орловцы, рязанцы, калужане. И вот в этом межъязыковом котле происходило формирование языка великорусской нации. Глобализм неизбежен, но с другой стороны, это надо реально оценивать, уметь отличить свое от чужого и беречь себя. Многое зависит от самого народа, от сознания им своей идентичности, своего лица, своеобразия. По-моему, самое важное - не поддаться массовой, страшной поп-культуре, которая идет с Запада и пытается навязать всем одинаковое мышление. Что происходит с сознанием подрастающего поколения? Читая стихи и прозу Пушкина, молодые не понимают больше половины слов, а ведь эти произведения созданы по времени не так давно. Зато они прекрасно понимают сленговые словечки, которые засоряют нашу речь. И надо бороться за чистоту нашего языка и вот здесь искать свои корни. Если мы будем в школьной программе делать упор на изучение родного слова, во всех его глубинных связях и соотношениях с нашей культурой, нашими традициями, вот тогда мы не потеряем себя.

Вся Европа подвержена глобализму, но все-таки каждый стремится сохранить свое лицо. Возьмем, к примеру, такой маленький народ, как лужичане. Живут в Германии, дети их попадают в армию, учатся в немецком университете. Тем не менее, они создали свой Институт Лужицкой культуры, издается литература на лужицком языке, свои газеты, культивируется изучение языка в семье.

Я могу привести и другой пример. Есть такой Темняткин, который живет в Ростовской области. Сейчас по всей России идет процесс вымывания языковых диалектов. Так вот он пытается возродить диалект капкарей. Создал маленький этнографический музей, дети в младших классах на уроках изучают этот диалект. Он пытается привить любовь к языку в таком маленьком ареале. Хотя и они втянуты в процесс глобализации, но пытаются сохранить свои корни.

Невозможно любить то, что не знаешь.

Т. Николаева, директор православной классической гимназии в честь Сергия Радонежского, г.Новосибирск (Академгородок):

- Перед приездом в Ханты-Мансийск я вновь перечитывала Дмитрия Лихачева. В этом году вся научная, культурная общественность отмечает 100-летие со дня его рождения. Рассуждая о проблемах глобализации, он приводит такой пример. Если ребенку подарить куклу такую же, как у подружек, то ребенок это кукле радоваться не будет. Ему обязательно надо что-то свое, особенное.

И если ты едешь на поезде и за окном однообразный пейзаж, то ты устаешь от этого. Каждый человек - это образ Божий, он уникален. И каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Ее нужно знать и ценить. Чтобы полюбить - нужно знать, невозможно любить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь. Если мы не сохраним нашу богатую культуру, созданную на основе Православия, то такой страны, как Россия - не будет.

Многообразие ведет к пониманию.

Г.Е.Колыванов, кандидат богословия, Московская духовная академия:

- Православное учение говорит о том, что в конце света воцарится единый правитель над всем миром, будет единое государство, во главе которого станет антихрист. Поэтому к любым процессам, ведущим к глобализации, Церковь относится настороженно. Кроме того, антихрист будет выдавать себя за Бога и требовать поклонения. Для этого будет необходимо объединение религий, чтобы представители разных конфессий смогли одного человека признать Богом.

Вспомним историю, как при строительстве Вавилонской башни произошло смешение языков. Вавилонская башня была прообразом антихристианского общества последних веков. Происходил процесс, очень напоминающий глобализацию. Вавилонская башня планировалась как центр культур, который бы противопоставил себя Богу. Господь разрушает башню, разделяет народы, дает разные языки. Это многообразие языков позволяет народам научиться понимать друг друга. И в этом заложен глубокий философский смысл. Любить человека, близкого по духу, взглядам, мировоззрению, всегда проще. Поэтому русскому проще любить русского, чем представителя иной национальности. А чтобы уважать других, надо, прежде всего, научиться уважать себя, свои традиции, культуру, научиться терпимости. Все это невозможно без возрастания в любви.

В идеальном обществе, где бы царствовала любовь Христова, никаких национальностей не будет. Но в земном мире это невозможно.

Владимир Страшнов

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.