ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2007 г.         

Выставка. Воспевая красоту мира Божиего


"Творить должно известное из известного, творение неизвестного из неизвестного невозможно".
Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Ценности Православия еще не осмыслены и не востребованы в отечественной культурологии, по инерции, ориентированной секулярно. Кратко определить культуру Православия можно как жизнь и творчество по вере. "Тако живеши, како веруеши", - говорили наши отцы. Ярким примером истинно православной культуры явилось наследие жизни и творчества Ольги Александровны Романовой, представленное в залах ТМИИ перед Рождеством.

Ольга Александровна, рожденная Великой Княгиней, несмотря на то что провела большую часть жизни и скончалась в эмиграции, а по материнской крови была датчанкой, в своем творчестве выразила самый дух Православия и утвердила его своей жизнью. Особенно то, что не в иконописных образах явился дух Православия, а в реалистической живописи, в жанре пейзажа и натюрморта.

В интересах последующих рассуждений, кратко обратимся к истории русского пейзажа конца XIX - начала XX вв. Как зачинателя самого лирического, душевного отношения к природе, чтим мы художника Саврасова. Почитаем И. Левитана как певца "пейзажа настроения". С поисками <национального духа" были связаны новые веяния в пейзажной живописи художников кружка С. Мамонтова. Под влиянием английской и французской школ развивается пленэрная живопись, т.е. живопись на открытом воздухе.

Когда багрянородной Ольге исполнилось 5 лет, но уже появились первые ее рисунки в 4 года, Валентин Серов писал: "Я хочу отрадного и буду писать только отрадное". Вторил ему Константин Коровин: "Нужен свет: побольше отрадного, светлого. В пейзаже должна быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это похоже на музыку".

С прекрасными музыкальными миниатюрами-ноктюрнами С. Рахманинова, Ф. Шопена, К. Дебюсси можно было бы сравнить пейзажи художника царского рода. Но в них есть нечто, видимо, большее. В таких работах, как: "Весенний пейзаж с цветами" (1930 г.); "Деревня Видора" (1920 г.); "Дубы" (1938 г.); "Стадо на пастбище" (1933 г.); "Птички на снегу" (1920 г.) и других, - всматриваясь, мы можем увидеть, что отрада света, к которой так стремились Серов и Коровин на чувствительном уровне, здесь, преобразуясь в духе, приближает нас к благодати Света Невечернего, заполняющего все пространство.

В Богословии Православия есть понятие "нетварного света". О нем свидетельствует духовный опыт подвижников. Этот свет постоянно неизменен и не имеет материальных преград. К изображению такого Света можно приблизиться только в иконописи. О том, что практика иконописания была в жизни Ольги Александровны, свидетельствуют факты ее биографии, а еще больше - особенное отношение к свету в ее пейзажах. Здесь свет всегда ясный, почти всегда дневной, солнечный, но почти не дающий теней. Таковы работы: "Феодоровский Царский собор в Царском Селе зимой" (1917 г.), "Летний полдник" (1925 г.), "Пейзаж" (1930 г.) и другие.

Цвет, его характер, соответствует освещенности, приобретает особую прозрачность и чистоту. Кроме того, цвет вызывает конкретные ощущения его символики. В работах: "Цветы на подоконнике", "Пасхальный стол" (1936 г.), а также "Тихон за пасхальным столом" (1936 г.) пламенеющий цвет красной герани свидетельствует о Любви, Благодати, преодолевающей материальность, о даре Видения. Сиренево-фиолетовое облачение духовного отца Ольги Александровны говорит о вере, о религиозном чувстве. Этот цвет присущ одеяниям святых в иконописи. Символический цветовой ряд можно еще продолжать, но важно перейти к новому качеству.

Эмоциональность русской души, присущая русскому пейзажу, также преобразуется в творчестве Ольги Александровны в особый мир души, мирное ее состояние, в котором только и возможно настоящее прозрение, откровение истины, духовное видение. Здесь присутствуют духовные очи, приобретенные по благодати в духовной практике. Такое впечатление мы получаем от работ: "Сестра милосердия на прогулке" (1916 г.), "Церковь. Осень в деревне" (1920 г.), "Вечерний звон" (1900 г.).

Показателен тот факт биографии Ольги Александровны, когда она сознательно утратила достоинство царского рода, повенчавшись с горячо любимым человеком, но простолюдином. При этом был выдержан семилетний срок, поставленный ей венценосным отцом - Александром III. В творчестве этой умалившей свое царское рождение человеческой души весь мир вместе с человеком является великим творением Великого Творца - Бога. Человек в ее пейзажно-бытовом жанре есть органическое и гармоническое вместилище этого мира, который одновременно является и органической и гармонической средой его обитания. "Девочки с подсолнухами" (1920 г.), "Девушка с ведром" (1944 г.), "Деревня" (1933 г.), "Жизнь в деревне" (1930 г.) - в этом мироощущении и мировосприятии реального единства, неразрывной связи природы и человека, человека и Бога, до обожения и святости точно и полно выражается Православный дух России.

Особое впечатление радости и восторга вызывают изображения цветов. Народу православному известно отношение к цветам, как к "остатку рая на земле", святого праведного Иоанна Кронштадтского. В работах Ольги Александровны они - предвестники блаженства. На вас проливаются ароматы цветущей вишни и яблони, вас завораживают дивными формами и цветом: "Васильки и Маки" (1940 г.), "Нарциссы и Анютины глазки" (1950г.), "Ирисы и Васильки" (1950 г.).

Такое благодатное восприятие изображения цветов усиливается, поистине, виртуозной манерой владения рисующей кистью в технике акварели. В истории русской живописи есть страница натюрмортов-обманок, где предмет изображается с предельной иллюзорностью. Близки к ним гуаши Федора Толстого, иллюстрировавшего труд Карла Линнея по классификации растений и насекомых. Однако иллюзия останавливает жизнь изображения. Медленная, тщательная техника гуаши тому способствует. Но истинно живая натура, живой нрав Ольги Александровны с ее девизом: "Быть, а не казаться", оживляет и каждый объект ее внимания. Драгоценна эта острая, мгновенная реакция на красоту мира Божьего, погружающая верующего зрителя в жизнь вечного блаженства.

Перед нами пример реализма, непосредственно связанного с религиозной духовной практикой Православия. Явленный синтез духовного и материального открывает горизонты не только в художественном творчестве, но и вообще в русской культуре и жизни. На этом пути разрешаются вопросы искания "русской идеи", "национального духа" и самосознания России.

Нам бы хотелось определить творчество Ольги Александровны Куликовской-Романовой как духовный реализм или как реализм Благодати, приближающийся не по форме, но по сути к иконописанию. Земной поклон Ольге Николаевне КуликовскойРомановой, совершающей подвиг устроения такой выставки в России.

Светлана КОСТЕНЕЦКАЯ, 2007 г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.