ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№06 2009 г.         

Святыни Ялуторовска


Сретенский кафедральный собор –
духовный центр и архитектурная жемчужина
Юга Тюменской области. (1777 – 1931 г.г.)
г. Ялуторовск

Колонизация северо-западной Сибири в XVI-XVII вв. сопровождалась созданием на наиболее важных направлениях сети стратегических пунктов – городов и острогов. Строительство оборонительных поселений было обусловлено постоянной опасностью нападения со стороны кочевавших по Тоболу и Ишиму народов – киргизов, калмыков. Таким образом, в 1659 году на слиянии рек Тобола и Исети образовался острог Ялуторовск, а потом и слобода. С двух сторон острог охраняла река, с третьей – озеро Чать, а с четвертой протянут был двойной ров. Все сооружение жестко связывали угловые башни. Острог был деревянный. Первыми жителями острога были казаки-годовальщики. Постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами.

Историю православных храмов в г. Ялуторовске следует отсчитывать с начала XVIII века. Первая церковь была встроена в острожную стену. Время ее возникновения, по мнению историков, 1701 г. Но это достаточно условная дата, так как ученые ссылаются на чертеж в книге С.У. Ремезова, где за 1701 годом показан только этот храм. В то же время с самого начала основания Ялуторовской слободы потребность в храме была очевидна. Поэтому историки не исключают, что данная церковь возникла еще в XVII в. Каменное строительство в Ялуторовске было представлено Сретенским собором.

Возведение каменного храма на месте старого деревянного, по всей видимости, началось на рубеже 60-70-х годов XVIII века. Полностью его строительство закончилось в 1837 г. Собор был расположен в центре городской площади на живописном берегу Тобола. Построенный в стиле сибирского (Тобольского) барокко, он принадлежал к немногочисленной в Тобольской епархии группе двухэтажных церквей. Все в нем поражало воображение: великолепный фасадный декор окон, высокие барабаны глав с барочными картушами. Верхний этаж (с приделом во имя Сретения Господня), освещаемый двумя рядами окон, использовался как летний храм, нижний (с приделом во имя Святой Троицы) – отводился для совершения богослужения в зимнее время. Высота четырехъярусной колокольни со шпилем достигала 35 метров. Малиновый звон его колоколов разносился на десятки верст по всей округе.

Выдающимся произведением церковного искусства считался нетрадиционный иконостас, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко. Высота его составляла 11,3 метра. Иконы располагались в 3 яруса. Настенная живопись и иконопись иконостаса верхнего яруса были выполнены в западноевропейской манере. В целом иконостас верхнего яруса не имел аналогов на территории Тобольской епархии. К собору были приписаны две церкви, четыре часовни и четыре молитвенных дома.

Время не щадит и камень. Построенный в конце XVIII – начале XIX вв. к началу XX в. собор сильно обветшал. Сохранилась переписка с Императорской Археологической комиссией о постановке собора на учет как «памятника старины, замечательного по архитектуре». Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась еще в 1903 году, когда епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма. Им было дано распоряжение о техническом осмотре храма и принятии мер к ремонту.

Сумма ремонта была определена в 6000 рублей. Собрать их предполагалось путем пожертвований. Храм был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно и был капитально отремонтирован лишь перед первой мировой войной – в 1913-1914 годах, и после этого служба в нем была возобновлена.

В приходе Сретенского собора действовали следующие учебные заведения: школа Министерства народного просвещения в городе, приходское училище и образцовая школа при учительской семинарии в д. Мыс (открыта в 1904 г.), д. Томиловой и Коктюль (открыты в 1913 г.), сельское училище в д. Криволукской (открыто в 1909 г.).

В конце 20-х годов партийные органы приняли решение о закрытии собора. Храм был закрыт, иконы вынесли, иконостас разрушили. В помещении устроили молодежный клуб, в котором собирались первые комсомольцы Ялуторовска. По воспоминаниям одной из участниц тех собраний, получавшей в стенах храма в 1930 г. комсомольский билет, стены были забелены до той высоты, на которую могла дотянуться рука: «Сидим на собрании, а на нас смотрят лики святых».

В 1931 году собор взорвали. Старожилы утверждают, что из его прочных конструкций потом построили Дом культуры и баню, а остатками строительного мусора замостили улицы. В 1990 году археологи из ТГУ под руководством научного сотрудника археологической лаборатории ТГУ В. Галкина провели на месте собора раскопки. Им удалось обнаружить частично сохранившийся фундамент, остатки северного придела, 10 захоронений и язык от колокола весом более 100 килограммов и длиной 1,3 метра. Тогда и возникла мысль о восстановлении храма. Такая цель поставлена в мероприятиях по подготовке к 350-летию со дня основания острога и слободы (эта крупная дата будет отмечаться в 2009 году). Фундамент Сретенского собора был заложен в 2004 году, и сейчас полным ходом идет его строительство.

В 1790 г. в городе помимо каменного Сретенского собора существовала и деревянная Вознесенская церковь, которая впоследствии в 1812 году была заменена новой каменной в строгой форме классицизма в честь победы русского народа в Отечественной войне. Этот храм был построен рядом со старой деревянной Вознесенской церковью, которая была снесена по просьбе священнослужителей прихода, потому что к этому времени деревянная церковь настолько стала ветхой, что в любой момент могла рухнуть. В документах Тобольской духовной консистории, в клировой ведомости церкви за 1915 г. имеются сведения, что эта церковь построена на средства прихожан. Одним из них был купец г. Ялуторовска Алексей Быков. В ней было два престола: в честь Вознесения Господня и во имя Всех Святых.

Дальнейшее развитие храмовой архитектуры произошло во второй половине XIX века. Так, в г. Ялуторовске в 1864 году была выстроена каменная тюремная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». А в 1872 году была построена четвертая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая на месте сгоревшей деревянной Космо-Демьянской кладбищенской церкви, которая чудом сохранилась до сих пор. Сейчас это Успенско-Никольский храм.

Так как в городе были открыты Сретенский собор и Вознесенская церковь, то задача кладбищенской Никольской церкви была отпевать и погребать усопших. Поэтому о деятельности этого храма в царское время ничего не известно. После закрытия в 1924 г. Сретенского собора последний настоятель этой соборной церкви о. Николай (Румянцев) стал настоятелем Никольской кладбищенской церкви. Могилы о. Николая и его супруги Евлампии Прокопьевны находятся под покровом Успенско-Никольского храма.


Успенско-Никольский храм 2007 г. (после реставрации).
город Ялуторовск
Успенско-Никольский храм продолжал действовать и в начале 30-х гг., в период усилившихся репрессий против духовенства. Но возникла угроза закрытия и этого храма. Поэтому 24 июня 1932 г. в Ялуторовске состоялось общее собрание верующих граждан города и близлежащих деревень. Разрешение на его проведение было получено от городского Совета рабочих и солдатских депутатов накануне – 22 июня. На собрание явилось 64 человека (из них всего 12 мужчин). На собрании также присутствовал представитель горсовета с целью наблюдения за ходом собрания. На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1. Избрание церковного совета, членов ревизионной комиссии и учредителей для подписания договора с Ялуторовским горсоветом о передаче в пользование верующими церковного здания (Никольской церкви) на городском кладбище с богослужебными помещениями.

2. Избрание и содержание священника.

22 июля 1932 г. был подписан договор об аренде здания православной общиной. Договор, подписанный в этот день, предусматривал некоторые ограничения деятельности церкви. Например, запрещалось вести антисоветскую пропаганду в любых формах. Верующие несли материальную и уголовную ответственность за принятое в пользование имущество или другие нарушения. В любой момент договор мог быть расторгнут в одностороннем порядке. В апреле 1937 года Никольская церковь прошла перерегистрацию. И вдруг как удар молнии – приказ Омского облисполкома от 29 декабря 1938 года о закрытии Никольской церкви. Имущество описали и изъяли, Кресты и колокола сняли. На долгих семь лет было прервано молитвенное служение в городе Ялуторовске. Здание церкви за это время было не просто запущено – оно было варварски разгромлено. Уцелели только каменные стены и крыша.

22 марта 1945 года верующие г. Ялуторовска обратились в горисполком с просьбой о передаче в их распоряжение кладбищенской Никольской церкви. Свою просьбу они обосновали соответствующими постановлениями правительства. На эту просьбу городской Совет г. Ялуторовска ответил: «со своей стороны исполком городского Совета считает нецелесообразным передачу здания церкви, так как указанное здание подлежит сносу и не годится для использования». Но такой ответ не устроил их, переписка с официальными властями продолжалась. И вот, наконец, решение исполкома Тюменского областного Совета депутатов от 15 мая 1945 года удовлетворило просьбу верующих. Но требовалось еще получить разрешение в высшей инстанции. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР поддержал решение облисполкома. В постановлении от 27 июня 1945 года сообщалось, что открытие церкви в г. Ялуторовске одобрено СНК СССР.

Долгожданное и радостное для прихожан событие – подписание договора о передаче здания церкви и церковного имущества состоялось 16 октября 1945 года. 26 ноября 1945 года от настоятеля кладбищенской Никольской церкви протоиерея Владимира в исполком городского совета поступила просьба о разрешении провести 27 ноября собрание верующих, на котором был избран церковный Совет. 4 января 1946 года церковный Совет был зарегистрирован советом по делам Русской Православной Церкви при Тюменском облисполкоме. Таким образом, была получена возможность самостоятельно строить свою работу. И одной из главных задач было восстановление церкви.

По воспоминаниям внучки протоиерея Владимира (Розанова) Габышевой Марии Сергеевны: «Церковь была очень небольшая, все молящиеся не входили, и сразу возникла необходимость расширять храм.

Разрешение на это отец Владимир получил от Ялуторовской и областной власти, и, получив благословение от архиепископа Омского Иувеналия, стал расширять храм. Прихожане предлагали начать пристройку храма, и в случае недостачи средств были согласны жертвовать сами. Очень много было приложено труда и, хотя церковь расширили, места в ней все равно не хватало. Тогда снова возник вопрос о расширении церкви, на что было дано и новое разрешение. В 1953-54 годах появился еще один придел – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1966 году вновь решалась судьба Успенско-Никольского храма. Ялуторовский исполком городского Совета депутатов трудящихся (протокол . 6 от 31.03.1966 г.) рассматривал вопрос: «О заложении парка культуры и отдыха имени 50-летия Советской власти». Исполком отметил, что по «федеральному плану застройки города» старое кладбище на территории района застройки будет использоваться в перспективе как городской парк отдыха. Вышеупомянутое кладбище было закрыто для захоронения 1 января 1950 года. Руководствуясь Инструкцией по применению законодательства о культах, утвержденной постановлением Совета Министров СССР 16.03.1961 г., исполком городского Совета решил:

1. Заложить на месте старого кладбищенского участка парк культуры и отдыха имени 50-летия советской власти.

2. Находящуюся на территории Никольскую Церковь и другие строения снести.

К счастью, областной исполком не утвердил данного решения. Православная святыня города Ялуторовска была сохранена.

С 1998 года настоятелем Успенско-Никольского храма стал иерей Георгий Санников. В 1999 году 8 июня в газете Ялуторовская жизнь появилась статья под названием «Навстречу 2000-летию христианства», в котором прихожане обратились к жителям города Ялуторовска с просьбой оказать посильную благотворительную помощь: «Для проведения ремонтно-восстановительных работ (устройства деревянного пола с заменой нижних венцов по периметру фундамента, ремонта крыши, колокольни, алтаря, установки новых крестов, побелки и покраски)». С этого дня и началась длительная и плодотворная работа по реставрации и дальнейшему благоукрашению храма. В год 2000-летия Христианства в городе возведено сразу две часовни: в память об утраченном храме Сретения Господня в историческом центре Ялуторовска, а на территории санатория-профилактория «Светлый» – во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В 2002 г. проведена замена нижних венцов фундамента, замена старой колокольни на новую, в 2003 г. пристроена крестильня, в мае произведена замена куполов, колокольня надстроена на 2,5 м в высоту, 2004 г. – произведен наружный и внутренний ремонт храма, 2005 г. – отреставрирована паперть, территория вокруг храма вымощена брусчаткой, 2006 г. – приобретен и установлен новый колокол, 2009 г. – в среду Светлой седмицы Высокопреосвященнейшим Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием в Успенско-Никольском храме была отслужена Божественная литургия и освящены колокола для строящегося Сретенского собора.

Иерей Олег Захаров

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.