ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№5 2011 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Вознесение Господне

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на Небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24:50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:9-11; см. также краткое изложение в Мк. 16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк. 24:49; Деян. 1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1:12) и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2:1-4).

Таким образом становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.

Уже в вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением.

Например, в Никео-Цареградском символе: «И возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца». Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор). После Своего Вознесения Христос не оставил мир, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви. Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1:3; 9:12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в Небесное святилище (Евр. 9:12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господ- ня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (Деян. 1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник – на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной – в переходящие, а с уставной – в великие, двунадесятые праздники.

На святой Руси всегда было много храмов в честь Вознесения Господня. Милостью Божией, по благословению Его Высокопреосвященства, Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия я служу в храме Вознесения Господня в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района.

Предположительно, село Филинское (Горноправдинск) возникло на берегу Иртыша в 1682 году.В селе Филинском первый храм был построен в 1714 году по благословению Митрополита Филофея Лещинского, а в период первых поселенцев жители обходились деревянной часовней. Храм часто перестраивали, так как он стоял вблизи обваливающегося берега Иртыша. Согласно архивным данным (Справочная книга Тобольской епархии, с. 25 (3-е благочиние Тобольского уезда)) известно, что в 1755 году был построен и освящен храм в честь Вознесения Господня. В 1835 году из-за ветхости здание старой церкви снесли, и прихожанами была построена новая каменная одноэтажная церковь, которая чудом уцелела до наших дней.

Согласно приказу Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа храм Вознесения Господня п. Горноправдинск внесен в список объектов, представляющих историческую, художественную и иную культурную ценность с наименованием «Каменная церковь». В 2008 году за счет средств, предусмотренных программой, было произведено предпроектное обследование состояния конструкций храма и определены объемы работ по реконструкции. В настоящее время подготовлен проект реставрации. Проект благословлен Высокопреосвященнейшим Димитрием, Архиепископом Тобольским и Тюменским.

К сожалению, ввиду сокращения программы, вызванного кризисной ситуацией в стране, в настоящее время реставрационные работы не ведутся. Прихожане со смирением и надеждой молятся, уповая на помощь властей, и верят, что придет время, когда засияют купола храма и зазвонят колокола на Горноправдинской земле.

Иерей Александр Мензелинцев,
настоятель храма Вознесения Господня,
п. Горноправдинск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.