ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№08 2009 г.         

Ноябрьское благочиние


«ЯМАЛ – ДУХОВНАЯ НАША РОДИНА» – так говорят многие ямальцы из числа возвращающихся на постоянное место жительство «на землю». Молодыми специалистами приехали они на Крайний Север осваивать богатства Ямала, а приобрели здесь веру, родились духовно.

Загадочная Мангазея

История активного миссионерства Русской Православной Церкви на ямальском Севере насчитывает чуть более 400 лет, но даже за столь непродолжительный по планетарным меркам период, православие оказало заметное благотворное воздействие на развитие культуры в Заполярье.

Первое знакомство коренных жителей, проживающих в Надым-Тазовском междуречье, с православной культурой связано с русским городом Мангазеей – одним из самых таинственных и легендарных городов севера Сибири, с которым связывают великие тайны, разгадка которых до сегодняшнего дня привлекает внимание многих ученых и исследователей.

Основанная в 1601 году в 300 километрах от Тазовской губы Карского моря, Мангазея по тем временам была наделена огромным богатством: тамошний соболь ценился наряду с золотом. Население ее быстро росло и к 1608 году здесь уже имелись крепость-кремль, посад, три церкви, гостиный двор, государевы житницы.

В центре крепости стояла пятиглавая соборная церковь Святой Троицы, а вне стен кремля, среди приземистых домов, выделялись золоченые купола двух других церквей, освященных в честь Успения Богородицы и поморских чудотворцев Михаила Малеина и Макария Желтоводского. В трапезной церкви Успения Богородицы хранилась общинная казна. Эти деньги шли на нужды церквей, а также на снаряжение экспедиций служивых людей в ясачные зимовья, на ремонт съезжей избы и на «кормление воевод».

В Мангазее не было специальной православной миссии для инородцев – так называли группу священнослужителей, основной целью которых было проповедование православия в среде коренных северян. Ее, вероятно, на тот момент и не могло быть, так как Сибирская епархия учреждена на 20 лет позднее закладки Мангазеи. Но все исследователи отмечают, что первые попытки приобщения к православной культуре коренного населения, проживающего на реках Пур, Таз и Вах, состоялись именно в Мангазее. Многие промысловики годами жили среди коренного населения, а значит, создавались смешанные семьи, коренные северянки принимали православие. Правда, их мировоззрение даже после крещения еще долго оставалось смесью христианства и язычества, с явным преобладанием последнего.

Несметные богатства Сибири, отдаленность от властей, отсутствие крепостной зависимости с каждым годом привлекали на новые земли все больше переселенцев из центральных частей России. Но жизнь Мангазеи уложилась в сроки человеческой жизни. В 1619 году власти запретили Мангазейский морской ход в Обскую губу через Ямал, аргументируя тем, что иностранцы, тайно приплывая по северным морям и рекам в Мангазею, скупают беспошлинно главный товар государства – пушнину. Но Мангазея еще какое-то время сохраняла свое экономическое положение в крае. В 1640 – 1660 годы на всем севере – от Гренландии до Чукотки – изменились климатические условия, стало значительно холоднее. Это, а также то, что охота на пушного зверя велась мангазейцами варварски, стало причиной того, что через несколько десятков лет соболь ушел в восточную тайгу. А это уже была катастрофа.

В 1642 году в Мангазее случился сильный пожар. Отстроить прежний город у мангазейцев не было ни сил, ни средств. После пожара близ местной церкви Святой Троицы вышел сам собой из земли гроб, при вскрытии которого обнаружились останки 15-16-летнего юноши Василия Федорова. Так состоялось одно из важнейших событий не только в жизни Мангазеи, но и всей Сибири –обретение мощей первого сибирского святого Василия Мангазейского, благоговейно почитаемого за множество чудесных проявлений своей святости – в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом.

В 1652 году стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню, где до 1670 года почивали мощи святого. Во всякое время года здесь можно было видеть звериные шкуры – «приношения бродящих вблизи юраков Тазовской орды и других инородцев, случайно заходящих в эту глушь», – свято чтивших память отрока Василия. Через два года после перенесения мощей святого Василия Мангазею покинули последние жители, и город прекратил свое существование. Но все эти долгие годы среди бескрайней тайги и болот, как маленький огонек неугасимой свечи, сохранялась и освещала все вокруг часовня Василия Мангазейского. Это было хоть маленькое, но представительство православия в далеком необжитом краю.

В 2004 году Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий посетил районный центр Красноселькупского района поселок Красноселькуп (ранее – Тундровой Яр) и освятил храм в честь святого Василия Мангазейского. В 1602 году, в следующий с момента основания Мангазеи год, в Обдорске строится первая на Ямале церковь, наименованная в честь святителя Василия Великого. В 1751 году там же освящается новая церковь с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского. Нужно отметить, что почитание святого Николая Чудотворца получило необыкновенное распространение в Сибири, особенно среди принявших православие коренных жителей – рыбаков и охотников.

В этом же 18-м веке уже для тазовских остяков вновь сооружается церковь во имя Святителя Николая. Главной целью строительства ее являлось распространение православия среди кочующего у рек Таз, Пур, Турухан, Вах местного населения. Для совершения крещения и православных треб священнослужителям приходилось совершать поездки на самые отдаленные стойбища и рыбацкие станы, используя при этом лодки и оленьи упряжки. Применялись так же походные (передвижные) церкви из плотного парусного полотна. Жизнь православного миссионера в условиях кочевого образа жизни была тяжела и опасна.

Большой вклад в христианизацию населения Обского Севера внес возведенный в начале XVIII века на сибирскую кафедру ревностный архипастырь-миссионер митрополит Филофей (Лещинский).

В 1854 году создается Обдорская духовная миссия, история которой подробно описана игуменом Иринархом (Иваном Семеновичем Шемановским), служившим настоятелем миссии с 1887 года. Осенью 1904 года в миссии произошло еще одно очень важное событие – было открыто Обдорское миссионерское Братство во имя святого Гурия, основная задача которого заключалась в оказании помощи духовной миссии в обращении в христианскую веру коренных северян.

В 30-х годах прошлого века, в период гонений на Православную Церковь, все храмы, действующие на Ямале, были закрыты, священнослужителям запрещалось заниматься распространением христианства среди коренного населения. Сам же Обдорский север стал местом ссылки репрессированных священнослужителей, первым из которых был митрополит Петр Крутицкий (Полянский), избранный после смерти святителя Тихона на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В феврале 1997 года митрополит Петр был причислен к лику святых и наш край обрел еще одного предстателя перед Богом. В настоящее время в городе Тарко-Сале на средства предприятий, работающих на территории Пуровского района, построена часовня в честь священномученика митрополита Петра.

Были священнослужители и среди спецпереселенцев и строителей печально известной 501-503 строек железной дороги Салехард-Игарка. Заслуживает внимания и тот факт, что когда в 1944 году по указанию Сталина по всей стране открывались тысячи храмов, на территории ЯНАО из опасения того, что многие ссыльные станут прихожанами вновь открывшихся храмов и влияние церкви на сознание ямальцев значительно возрастет, не был открыт ни один храм. Время стерло имена первых строителей храмов и часовен, которые, несмотря ни на какие трудности, смело шли вперед на Крайний Север, а порой и умирали в лесной глуши за тысячи верст от церкви, не будучи погребены по православному обычаю. Необходимо всегда хранить в наших душах светлую память о них, изучать историю православия северного края. Поныне ямальская земля хранит немало неразгаданных тайн. Остается неизвестным, действительно ли, что часть мощей Василия Мангазейского осталась на реке Таз на территории канувшей Мангазеи. Если это так, то это место достойно особого поклонения.

Много легенд о кладах белогвардейцев с церковной утварью и чудотворными иконами, якобы спрятанных в водоразделе среднего течения Оби и рек Надым, Пур и Таз. Неизвестны имена многих священнослужителей, умерших от непосильной работы и издевательств на 501 и 503 стройках. Не до конца исследовано пребывание сосланного в селение Хэ священномученика митрополита Петра Крутицкого.

Стоят неухоженными и неосвященными русские кладбища в низовьях реки Пур, в некогда существовавших поселках Пяси-Надо и Ивай-Сале. Но возвращается православная вера на Север, строятся новые храмы, устанавливаются поклонные кресты, и все мы свято верим, что пройдет время и не останется белых пятен в истории становления православия на Ямальской земле.

Благочиние в цифрах и фактах

Север Сибири, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, будучи кладовой огромнейших природных запасов, являет сегодня свое предназначение – быть опорой и твердым фундаментом возрождения Руси. Бурное строительство северных городов сопровождается духовным возрождением. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословлял создание новых приходов на Ямале. В отсутствие постоянных священнослужителей первоначально православные общины окормляли приезжие батюшки: иерей Михаил Князькин, архимандрит Тихон (Бобов), архимандрит Зосима (Горшунов), игумен Симеон (Микушин), игумен Маркелл (Павук), протоиерей Виктор Нагайцев, иерей Сергий Козьминых, иерей Вячеслав Белогубов.

Указом управляющего Тобольско-Тюменской епархией от 3 июля 2006 года из Салехардского благочиния выделяется Ноябрьское благочиние с центром в городе Ноябрьск. По благословению правящего архиерея благочинным назначается иерей Роман Маркелов, служащий в этом качестве и по сей день.

В состав вновь образованного Ноябрьского благочиния входят четыре административных района: Тазовский, Надымский, Пуровский и Красноселькупский; 19 более крупных населенных пунктов, из них 6 городов: (Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Муравленко, Губкинский и Тарко-Сале) и 13 поселков – всего с общей численностью населения около 420 тысяч человек. В населенных пунктах благочиния образовано 18 приходов, в которых служат 15 священников и 2 диакона. Действуют 14 храмов, 5 часовен, 4 здания, переоборудованных под храм (молебные дома), 6 молебных комнат.

В самом северном в епархии Тазовском районе действует молебный дом, который окормляют батюшки из других храмов благочиния.

В Надымском районе: в г. Ямбурге – самый северный кирпичный храм епархии и кирпичная часовня; в г. Надыме – кирпичный храм и домовая часовня, действующая при Институте проблем Крайнего Севера РАМН , а также молебная комната; в п. Пангоды – молебная комната; в п. Правохеттинский – молебный дом. В Пуровском районе: в г. Ноябрьске – кирпичный церковный комплекс, две кирпичные часовни (на территории окружного призывного пункта и на кладбище), молебная комната при Центральной городской больнице; в г. Муравленко – кирпичный храм; в г. Новый Уренгой – деревянный храм; в г. Губкинский – кирпичный и деревянный храмы; в п.п. Коротчаево, Уренгой и Пурпе 1 по одному деревянному храму; в п. Пурпе 2 – молебная комната; в п. Тарко-Сале – кирпичный храм и молебный дом; в п. Вынгапуровский – кирпичный храм, в п. Ханымей – деревянный храм.

Продолжается строительство храмов:
в городах Губкинском и Новом Уренгое, в поселках – Коротчаево и Тазовском; часовен: в городе Надыме.

Особенность Ноябрьского благочиния заключается в том, что на его территории находятся, как вахтовые поселки, к примеру, Ямбург, в котором около 10 тысяч человек прилетают на работу из разных регионов России, так и национальные поселки с преимущественным населением коренных малочисленных народов Севера, к примеру, Ныда, Кутопьюган, Нори (Надымский район), в которых живут ненцы, коми-зыряне, селькупы, ханты, из них кочевой образ жизни ведут более 400 человек.

О дним из наиболее значимых событий 2006 года стало обнаружение на территории благочиния в Надымском районе (охотничье хозяйство «Нижний Ярудей») чудом сохранившейся часовни XIX века, являющейся одним из свидетельств миссионерской деятельности наших православных предков. Часовня обнаружена там, где она была обозначена в исторических описаниях. Найденная часовня является настоящим памятником истории, культуры и миссионерского служения.

Духовное образование

На территории Ноябрьского благочиния действуют две православные гимназии – в Новом Уренгое (12 лет) и в Ноябрьске (9 лет), осуществляющие общеобразовательные программы средних образовательных учреждений и решающие проблемы возрождения классического образования через программы общегуманитарной и вероучительной направленности, что позволяет считать данные учреждения работающими в инновационном режиме.

60 квалифицированных педагогов, среди которых несколько человек имеют звания «Заслуженный учитель России», «Почетный работник общего образования РФ» и высшую квалификационную категорию, обучают 226 гимназистов.

Гимназисты участвуют в различных конкурсах, фестивалях, выставках города, округа, региона, страны. Учителя гимназий делятся своим педагогическим опытом на страницах периодической печати и на научно-практических конференциях различного уровня. В первой Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры на мунициальном и окружном этапе ноябрьские гимназисты стали победителями.

Большое значение в формировании личности играют гимназические хоры, их миссионерская деятельность выходит за рамки городов. Решением Министерства образования и науки гимназическому хору города Ноябрьска было присвоено звание «Образцовый детский творческий коллектив». Воскресные школы для детей, организованные при приходах благочиния, охватывают более 400 ребят, с которыми работают 55 преподавателей. Кроме изучения вероучительных предметов, ребята участвуют в различных кружках, в социальном движении «Милосердие» – совместно со взрослыми регулярно посещают больницы, детские дома, а также болящих и инвалидов на дому.

На базе Ноябрьской приходской Воскресной школы состоялось несколько семинаров-практикумов и конференций для педагогов ВШ благочиния, а также детско-юношеские богословские конференции. В постоянную практику ноябрьской ВШ введены детские Литургии, на которых певческие, алтарные, храмовые и другие послушания несут сами учащиеся. В течение года ежемесячно проходят мероприятия внутришкольного характера: праздники, спортивные, семейные встречи, конкурсы.

С начала 2007-08 учебного года было принято решение о создании дополнительного молодежного класса, в который могут поступить все выпускники Воскресной школы прошлых лет и недавно пришедшая к церкви молодежь, желающая более глубоко ознакомиться с основами православной культуры. Занятия Воскресных школ проходят как в зданиях храмов, так и в расположенных рядом с храмами общеобразовательных школах, либо в помещении, специально предоставленном администрацией города (г. Муравленко), либо в здании православной гимназии (г. Н.Уренгой).

При приходах также действуют Воскресные школы для взрослых и кружки по изучению Священного писания. С каждым годом расширяется система библиотечного обслуживания (книжный фонд библиотек в благочинии составляет более 30 тысяч экземпляров книг.

В Ноябрьске и Муравленко прошли региональные курсы повышения квалификации педагогов по предмету «Основы православной культуры», по окончании которых каждый слушатель получил сертификат государственного образца (83 человека). С целью совершенствования профессионального и методического мастерства и объединения творческих инициатив на базе Ноябрьской православной гимназии образовано методическое объединение православных педагогов. В Дни славянской культуры и письменности организовываются выставки старопечатных книг, проводятся конференции, просветительские беседы.

Молодежное движение

Во всех приходах наиболее крупных городов благочиния организованы и действуют отделения Межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь молодая православная», участники которого принимают участие в различных городских и окружных мероприятиях, фестивалях, концертах, спортивных соревнованиях.

В первый же год образования благочиния, в октябре 2006г., в Ноябрьске прошел VI съезд Межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь молодая православная», в работе которого приняли участие 240 делегатов из Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В отделениях МОД «СМП » проводятся беседы по изучению Священного Писания, а также просветительские занятия и дискуссии о нравственной составляющей культуры современной молодежи. В Новом Уренгое в 2007 году прошла тематическая выставка «Молчаливая революция», организованная приходом храма с молодежью в защиту нерожденных детей. Выставку посетили представители администрации города, врачи города, учащиеся школ, студенты вузов. Православная молодежь благочиния ежегодно принимает участие в работе Рождественских чтений в городе Тюмени. В период Рождественских святок участвует в поздравлениях руководителей предприятий, сотрудников различных городских учреждений. Члены молодежного движения посещают детей-инвалидов, выступают с театрализованными представлениями перед малышами детских садов.

Во время летних каникул молодежь движения организовывает походы в лес, поездки на озера. С целью активного отдыха и общения православной молодежи между ребятами молодежного движения «Сибирь молодая православная» и учащимися и студентами общеобразовательных учреждений проводятся соревнования по командным видам спорта.

Для привлечения внимания молодежи к духовному и культурному наследию проводятся «круглые столы», во время которых ребята делятся своими идеями о миссионерском служении православной молодежи, основанном на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской Православной Церкви.

Социальное служение

При приходах Ноябрьского благочиния организованы православные братства и сестричества, первостепенной задачей которых является оказание духовной поддержки и благотворительной помощи страждущим и малоимущим. Нуждающиеся получают одежду и продукты.

На Рождество, Пасху, Троицу, Преображение Господне и в течение всего года для заключенных изолятора временного содержания передается православная литература, продукты питания, отправляются посылки в СИЗО . Посещаются интернаты коренных народов севера и проводятся просветительские беседы. Посещаются больные в больничных палатах, родильных домах. Приходы регулярно принимают участие в организации благотворительных акций для военнослужащих. Ребятам-воинам из малообеспеченных и многодетных семей отправляются в воинские части посылки. Прихожане Ноябрьского благочиния вместе со всей страной разделили боль утраты по погибшим мирным жителям и солдатам-миротворцам в результате происшедших событий на Кавказе, они активно откликнулись на обращение священнослужителей об оказании материальной помощи пострадавшим в гуманитарной катастрофе в Южной Осетии. На призыв активно откликнулись как целые организации, так и отдельные граждане.

Миссионерское служение

Целью миссионерской деятельности благочиния является забота о духовном и нравственном просвещении жителей города и поселков благочиния. Особое внимание уделяется проповеди основ православной веры среди коренных жителей, а также детей и молодежи, относящих себя к православной вере, но невоцерковленных.

Большое значение для проповеди православия имеет участие духовенства и прихожан в Днях Воинской славы 9 мая и в День памяти павших сынов, в памятных датах жертв политических репрессий, Дне ветеранов Чернобыля, Дне народного единства, Дне призывника. Традиционным стало участие священнослужителей в напутствии и проводах призывников ВС РФ.

Одним из направлений миссионерской деятельности иерея Алексия Падылина (Тарко-Сале) является окормление представителей казачьего движения. В 2006 году указом Архиепископа Димитрия он определен священником в казачий полк, где им регулярно проводятся беседы об основах православной веры в Пуровском станичном казачьем обществе.

Повсеместно по благочинию в местных средствах массовой информации печатаются статьи православной тематики. Ко всем церковным праздникам на местном телевидении и радио транслируются выступления, поздравления и беседы священников. Иерей Вячеслав Белогубов (г. Ноябрьск) и руководимый им мужской хор, принимают участие в Божественных литургиях поселков Ханымей и Вынгапуровский. В течение ряда лет в клубе пожилого человека «Добродея» г. Ноябрьска катехизатором прихода ведутся просветительские беседы и экскурсии по храму.

Соработничество

Принимая во внимание важность сотрудничества государственных учреждений и религиозных организаций РПЦ в целях духовного и социального служения, восстановления культурно-исторической преемственности в жизни российского народа, между администрацией ЯНАО и Тобольско-Тюменской епархией, а также между епархией и отдельными муниципалитетами Ноябрьского благочиния были подписаны соглашения о сотрудничестве. На основании этих соглашений были разработаны перспективные программы, направленные на защиту социально уязвимых категорий населения, возрождение и развитие духовного образования, культуры, благотворительности и милосердия.

Священники Ноябрьского благочиния, начиная с 2007 года, назначаются членами Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа: с 2007 по 2009 годы – иерей Алексий Падылин, с 2009 года – иерей Роман Маркелов. Участвуя в работе Общественной палаты, они представляют интересы Православной Церкви в процессе взаимодействия общества и государства.

Духовенство благочиния принимает участие в семинарах и конференциях, проводимых окружным Департаментом по связям с общественностью, в ходе которых обсуждаются многие актуальные вопросы современной жизни.

В ноябре 2007 года в городе Муравленко проходила VIII конференция Ассоциации писателей Урала, на которой председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев вручил Архиепископу Димитрию литературную премию Д.Н. Мамина-Сибиряка за книгу «Демографические процессы в Тюменской области и социальное служение Тобольско-Тюменской епархии». При помощи окружной и местной власти решаются многие организационные и транспортные вопросы во время проведения церковных праздников, концертов, Крестных ходов, миссионерских поездок по благочинию, организации просветительских мероприятий – конференций, научно-практических семинаров, бесед, выставок и т.д.

Можно отметить положительную тенденцию во взаимоотношениях с Департаментом образования, дошкольными и школьными общеобразовательными учреждениями, с которыми заключаются договора о сотрудничестве, проводятся совместные мероприятия. Мэр города Надыма Леонид Дьяченко во время встречи с общественностью города предложил настоятелю прихода Свято-Никольского храма иерею Артемию Почекутову войти в общественный совет города и выразил надежду, что общими трудами Церкви, общества и государства православие будет достигать самых отдаленных уголков северного края.

Настоятель Надымского прихода и представители общественности, Администрации города и района посещали лагеря 501 стройки системы ГУЛАГ а, где осмотрели лагеря и провели молитвенное поминовение репрессированных, а также посетили поселок Хэ на берегу Обской губы, куда в 1927-1930 годах был сослан священномученик Петр Митрополит Крутицкий. Священнослужители благочиния принимают участие в заседаниях по вопросам разработки и реализации программ развития гражданского общества муниципалитетов округа, а также во встречах общественных объединений в администрации городов по вопросу активизации совместных действий всех общественных сил для сохранения стабильности и недопущения в городе и районе межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Визиты Святейшего Патриарха Алексия II


28 июля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил молебен на месте строящегося храма в городе Надыме.

3 сентября 1998 года Святейший Патриарх Алексий II, прибывший на Ямал с пастырским визитом, посетил город Надым совместно с Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и совершил Чин Великого Освящения храма во имя Святителя Николая Чудотворца.

14 августа 2001 года в поселке Ямбург Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Чин Великого Освящения храма во имя святого апостола Иоанна Богослова. Ему сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент и Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Архипастырское окормление

Регулярно приходы благочиния посещаются правящим Архиереем, Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. На территории нынешнего Ноябрьского благочиния (в период принадлежности к Салехардскому благчинию) Владыкой Димитрием освящены:
– храм в честь прп. Серафима Саровского в г. Новом Уренгое (23.04.1998 г.);
– храм в честь Преображения Господня в г. Муравленко (20.11.2001 г.);
– храм в честь муч. Василия Мангазейского в п. Красноселькуп (17.09.2004 г.);
– храм в честь Архистратига Божия Михаила в г. Ноябрьске (21.05.2005 г.);
– храм в честь Святителя Николая Чудотворца в г. Тарко-Сале (22.05.2005 г.).

Со времени образования Ноябрьского благочиния Владыкой Димитрием освящены:
– место под строительство нового храма в честь Крещения Господня в г. Новый Уренгой (13.10.2007 г.);
– храм-часовня в честь благоверного князя Димитрия Донского, расположенный на территории регионального Центра патриотического воспитания (сборный пункт ЯНАО ) в г. Ноябрьск (7.11.2007 г.).
– место под строительство церковного комплекса с домовым храмом в честь священномученика Петра, митрополита Крутицкого, в г. Надыме (30.06.2008 г.);
– место под строительство храма Рождества Христова в п. Пангоды (30.06.08 г.).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.