ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№9 2011 г.         

Перейти в раздел [Документы]

В Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре прошло ежегодное собрание монашествующих епархии

21 августа 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные 20-летию возрождения Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы. По окончании Божественной литургии состоялась братская трапеза, в завершение которой Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к собравшимся.

Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братия и сестры, в завершение этой торжественной трапезы в недавно отреставрированной трапезной Новоспасского монастыря.

Взирая на эти стены, понимаешь, какой размах был у наших предков. Ведь все это строилось умом и расчетами тогдашних инженеров, без всякой современной техники – но все это стоит века, все это привлекает взор, заставляет размышлять о величии духа тех людей, которые созидали Россию. Для чего нам нужны памятники? Именно для того, чтобы всматриваться в прошлое. Они как окна, через которые мы видим человека прошлого; и заглядывать в них надо не из любопытства, а чтобы соотнести с собой, со своей эпохой. Сопоставляя Новоспасский монастырь с московскими новостройками, мы можем сделать очень глубокий мировоззренческий вывод. У нас все больше знаний, все больше технических возможностей, но становимся ли мы сильнее как личности?

Становимся ли мы мудрее, становимся ли мы просто по-человечески умнее? Это большой вопрос. И если наши далекие предки, жившие в то далекое и кажущееся многим непросвещенным время, являли такую силу духа, такую красоту мысли, такой высочайший эстетический стандарт, то что это означает? А это означает, что даже при недостаточном уровне развития науки и техники люди, основывавшие свою жизнь на высоком нравственном идеале, ставившие себя под суд Божий, имевшие в сердце страх Божий, совершали чудеса. А разве не является чудом создание великой многонациональной страны от океана до океана, которая нам досталась?

Вот почему с особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию, празднуя 20-летие восстановления этой обители. Как важно, что такие памятники все-таки сохранились в Москве, несмотря на страшное лихолетье, когда было разрушено более тысячи храмов и монастырей. Вдуматься только: тысяча храмов и монастырей! Тем не менее, то, что осталось, сегодня должно служить людям, должно открывать духовные горизонты, должно являть народу, что означает жизнь человека с Богом. И поэтому мое первое слово я хотел бы обратить к Владыке Савве и к братии сей обители: поздравить вас с 20-летием ее открытия и пожелать помощи Божией в созидании этих стен и в созидании монашеского духа.

Я хотел бы также сердечно приветствовать Епископа Игнатия в день его архиерейской хиротонии. Вручая жезл, многое сказал тебе, владыка, но сейчас вот на чем хотел бы остановиться. Владыка Рязанский Павел правильно сказал, что создание новых епархий выглядит как некое дробление. Но на самом деле, что такое епархия? Епархия – это местная церковь. В глубочайшей древности каждый приход, каждая община была местной церковью, потому что в общине председательствовал епископ. Сколько было общин, столько было и местных церквей.

Это потом, когда количество общин стало увеличиваться, появилась необходимость рукополагать пресвитеров, то есть старейшин, и передавать им епископские полномочия по председательствованию в евхаристических общинах; и мало-помалу пресвитеров стало больше, чем епископов. Епископы стали возглавлять округа, включающие ряд общин, но первоначальная апостольская традиция все же сохранялась, и в древности епархии были очень небольшими. Они объединялись вокруг епископа главного города, которого стали называть митрополитом, – вот так и функционировала Вселенская Церковь. Несколько позже возникли Патриархаты – когда появилась необходимость объединить многие митрополии, с тем чтобы на значительной территории достичь большей координации действий, лучше организовать церковную жизнь. Такая структура во многих Поместных Церквах сохраняется до сих пор.

Как мы знаем, Русская Церковь до обретения автокефалии была митрополией Константинопольского Патриархата, причем одной из последних митрополий, хотя по размерам была больше, чем весь Константинопольский Патриархат. Когда же Русская митрополия стала автокефальной, ее административное деление сохранилось. У нас не появилось митрополий, подобных тем, что были на Востоке; и деление на епархии было очень крупным.

Очень часто священник видел своего архиерея только, когда тот его рукополагал, потому что расстояния были огромные, – ни епископ не мог посетить храмы, ни священник не мог приехать к владыке. И когда в 1917 году начался Поместный Собор Русской Православной Церкви и был избран Патриарх Тихон, то одной из первых задач, поставленных перед Церковью, стало увеличение количества епархий и создание митрополий. Несомненно, со временем так бы и произошло. Следует отметить, что после 1927 года, когда удалось если не нормализовать положение Церкви, то хотя бы формально легализовать церковное управление, заместитель Патриаршего местоблюстителя, фактический глава нашей Церкви Митрополит Сергий (Страгородский) рукоположил такое большое количество архиереев, какого не было даже до революции, и это было не следствием личного волеизъявления Владыки Сергия, а осуществлением решений Поместного Собора. Но мы знаем, что затем случилось: Церковь наша была практически ликвидирована, позднее последовали трудные годы восстановления.

И вот сегодня мы снова обращаемся к этим мудрым решениям Поместного Собора 1917-1918 года – не для того чтобы ослабить власть архиерея, не для того чтобы ограничить его материальные возможности, а для того чтобы вернуться к первоначальному церковному устройству, которое давало архиерею возможность быть действительно близким к своему духовенству и к своему народу. А что значит близким? Это значит, что архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит в каждом приходе: есть ли там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет – каждый архиерей должен все это знать и видеть.

Но что греха таить – и по количеству приходов на душу населения многие регионы у нас очень отстают. Я уже говорил о городе Москве, не буду повторяться, но и Ростовская область – далеко не в числе первых. У меня есть список, где особо отмечены «красные зоны» – это епархии, где количество приходов меньше одного на 10 тысяч населения. Ростовская область также в «красной зоне», и всем, кто трудится на Ростовской земле, еще предстоит большой труд – открывать новые приходы, строить храмы, готовить кандидатов в священники, а самое главное, формировать приходские активы из мирян.

Священник сегодня не может сделать многое из того, что мы должны делать, – в том числе в области образования, культуры, взаимодействия с общественными организациями, сбора материальных средств. Всем этим должны заниматься верующие, благочестивые миряне с активной жизненной позицией, в том числе с высоким общественным положением. И только тогда мы справимся с задачами, которые стоят перед народом нашим, перед страной нашей, только тогда мы возбудим нравственное чувство и чувство национального самосознания, когда перед нами будут стоять высокие цели и высокие задачи.

Для этого нужно и то, что мы называем, может быть, неправильно, разделением епархий – точнее было бы говорить о создании новых епархий. Конечно, мы будем идти по пути создания митрополий – с тем чтобы достигать большей координации в деятельности епархий, работающих в одном регионе. Этим вопросом займется Межсоборное присутствие, и я очень надеюсь, что в обозримом будущем будут подготовлены соответствующие документы, на основании которых мы сможем организовать церковную жизнь так, как этого требует жизнь и как предполагали святитель и исповедник Тихон, Патриарх Всероссийский, с сонмом новомучеников и исповедников, которые приняли судьбоносное решение об увеличении количества епархий Русской Православной Церкви и о создании митрополий. Сегодня я говорю об этом в самых общих чертах, не предвосхищая никаких решений, потому что они будут готовиться Межсоборным присутствием; но я хотел бы ответить всем тем, кто по недомыслию, а может, и по злому умыслу стал приписывать нашим решениям такие мотивы, которыми не могли руководствоваться Патриарх и Синод, учреждая новые епархии.

Важно отметить, что сегодня у нас уже целый список заявок от правящих архиереев о создании на территории их регионов новых епархий. Но мы не спешим, ведь важно не просто епархию учредить – нужно в первую очередь подыскать кандидатов, достойных того, чтобы совершать епископское служение, особенно на территории новых епархий. Поэтому решения Патриарха и Синода будут взвешенными – все они будут основываться на широких консультациях и направлены на то, чтобы укрепить церковную жизнь, чтобы значительно увеличить количество православных приходов в Российской Федерации, и не только. Речь идет о значительном количественном росте, потому что о какой реальной пастырской работе можно говорить, когда сегодня в среднем по нашей Церкви на один приход приходится более 11 тысяч человек – имеются в виду крещеные, православные люди?

Поэтому нам предстоят многие труды. Благодарю Вас, Владыка Павел, за те умные и правильные слова, которые сегодня прозвучали. Это был первый публичный комментарий на решения Синода, и я благодарю Вас за то, что он был сделан в таком позитивном ключе. Я уверен в поддержке всего епископата, особенно после серьезной работы, которая будет проделана Межсоборным присутствием. Надеюсь, мы сможем осуществить задуманное, а результатом станет воцерковление нашего народа, укрепление веры, преодоление того рабства бесам, о котором мы говорили сегодня во время службы. Дай Бог нам как народу и каждому как личности очищаться от всякой скверны плоти и духа. Ради этого и служит, ради этого и трудится Русская Православная Церковь.

Я хотел бы пожелать тебе, Владыка Игнатий, помощи Божией, крепости сил, эффективного взаимодействия с архиереями, которые будут вместе с тобой трудиться на территории Ростовской области, успехов во взаимодействии с властями. Благодарю Дениса Ивановича Станиславова за сказанное им – это были важные слова поддержки для вновь рукоположенного архиерея. Пусть благословение Божие пребывает над Ростовской землей и над Шахтинской и Миллеровской епархией. Всем же – многая и благая лета!

Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.