ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2007 г.         

Дева входит во святая святых. 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы


Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, достигнув преклонных лет, еще не имели детей и молили Господа о разрешении их неплодия, при этом они дали обет посвятить на служение Богу свое дитя, если Бог им дарует его. Господь услышал их молитву, и у них родилась дочь, Пресвятая Дева Мария.

Когда Ей исполнилось три года, ее родители исполнили обещание, данное Богу: привели свою дочь в храм Иерусалимский для того, чтобы Она постоянно находилась при нем. Это приведение, или введение, во храм Пресвятой Богородицы вспоминает Святая Церковь, установившая празднование этого события 21 ноября по церковному календарю (4 декабря по новому стилю). Древнее церковное предание рассказывает следующее о Введении во Храм Пресвятой Богородицы. Иоаким и Анна перед торжественным выходом из Назарета собрали к себе своих родственников и друзей. Во главе шествия шли юные девы со светильниками и пением; они шли перед Марией, которую вели Ее родители - таким образом был совершен весь путь от Назарета до храма Иерусалимского. Здесь их встретили первосвященник и священники с молитвами и пением. Когда подошли к храму, то Святую Деву поставили на первую ступень лестницы, ведущей во храм. Всего лестница состояла из 15 ступеней. Тогда, к удивлению всех присутствовавших, Святая Дева, никем не поддерживаемая, как взрослая, взошла по всем 15 ступеням на верх лестницы. Но еще более удивительно было то, что первосвященник, встретив Святую Отроковицу на верхней ступени лестницы храма, ввел Ее по вдохновению Божьему не только во храм, но и в самое святое место храма - святое святых. В святая святых находился кивот (ковчег) завета, и дозволено было по закону входить туда только первосвященнику, и то один раз в год. Это действие первосвященника, вдохновляемого Святым Духом, предвозвещало великое предназначение Отроковицы. Вхождению Святой Девы во святая святых удивились даже Ангелы: “Ангелы вхождение Пречистыя видевше удивишася, како Дева входит во святая святых”, - поется в Богослужении в честь праздника.

Святая Дева жила в храме с трехлетнего возраста до четырнадцати лет в одном из отделений, где жили кроме нее другие девы и вдовицы, посвятившие себя Богу. Что же Она там делала? Какой был образ Ее жизни при храме? Отцы Церкви сохранили нам древнее предание, по которому известно, что Пресвятая Дева проводила время в рукоделии, молитве, чтении священных книг и духовных беседах со старшими, жившими при храме.

С особой торжественностью отмечает Святая Церковь этот праздник. Она призывает и нас разделить с Ангелами радость о чудном событии: «Ангелы и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во святая святых». Но одного почтения и преклонения пред чудным Промыслом Божиим, совершившимся над Пречистой Богоотроковицей, мало. Пресвятая Дева избрана из среды нас, из среды человеческого рода и принадлежит более нам, нежели ангелам, а потому необходимо не только удивляться Ей, но и подражать. Дева Мария с детства была Сама храмом Духа Святого и за чистоту душевную и телесную удостоилась быть избранною в селение Бога Слова, удостоилась стать Божией Матерью. И вот мы видим, что даже для Нее, для Ее усовершенствования нужно было долговременное пребывание в Храме, где Она поучалась в Слове Божием, была питаема манной небесной из рук архангела Гавриила. Тем более для нас, для которых помышление сердца... зло от юности (Быт. 8, 21), которые окружены духовными опасностями, духовно расслаблены и немощны, пребывание в Церкви Божией, посещение храма необходимо в деле нашего спасения.

Чем для нас является храм Божий?

Храм - это место, где наши молитвы особенно действенны. В храме мы собеседуем с небожителями - Самим Богом, Его Матерью, Ангелами и святыми, молимся за наших умерших родных и близких.

Только в храме Божием душа получает отдых от непрерывного потока суетных мыслей и забот, просвещается, смягчается и делается отзывчивой и способной любить Бога и ближнего. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский сравнивает душу человека с сложным и премудро устроенным инструментом, который расстроить может каждый, но снова настроить способен только его Создатель.

“Храм внушает мысль о Боге и стремление к Нему, - пишет епископ Василий Кинешемский, - даже внешний вид его: эти позолоченные главы, похожие на горящие свечи с остроконечным языком пламени, взвившемся к небу, зовут оторваться от земли туда, в высь, в бесконечное. А Богослужение и поучает, предлагая вниманию молящихся все содержание христианства в ряде глубоких символических образов, и утешает, и смягчает, и возвышает”.

Вслед за Пресвятой Богоотроковицей войдем в храм Божий, и присутствие в нем низведет на нас Божие благословение. Только не будем забывать, что мы стоим в доме Божием, в доме молитвы, где совершаются великие и страшные таинства; если будем стоять в нем со вниманием, благоговением и страхом Божиим.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.