ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№11 2007 г.         

Единство истины, добра и красоты


Архиепископ Тобольский и Тюменский, наш дорогой Владыка Димитрий – многолетний управитель Тобольско – Тюменской епархии. Много добрых дел вписал он в ее историю. Но есть среди них такое, которое пронзительно ярко, как говорят художники, войдет на века, которое связано с именем Владыки как особое, именно ему принадлежащее. Оно и будет высвечивать имя Владыки Димитрия во множестве других славных имен, которые перешли и перейдут в закрома исторической памяти Русской Церкви. Это – духовное пение для всей широкой массы народа. Знаменитый хор семинаристов, известный теперь уж до границ Святой Земли – вот в чем усмотрело глубокое религиозное чувство Владыки великое средство нести Слово Господне в сердца людей. «Искусство для народа», над которым всегда издевались снобы, обученные высшей нотной грамоте и, как правило, бесплодные, именно его оценило эстетическое и нравственное чувство Владыки.

Единство истины, добра и красоты – как только не толковали его ученые и философы, рационалисты и мистики. Великая заслуга Владыки Димитрия в том, что он создал единство истины, добра и красоты в единственно верной с массово – практической точки зрения форме – в форме народной духовной песни в исполнении коллектива духовных лиц. В этой форме народное, широкое звучание приобретают богослужебные песенные тексты, а народные песни звучат как священные для сердца народа. Отчего так происходит, когда к народным словам песен прикасается духовное сердце певца, взращиваемого на почве церковной ограды? Почему эта ограда не разделяет, а соединяет сердца народа и Церкви? Нельзя в ответ сказать просто так, в целом, в общем. В данном конкретном случае так происходит потому, что песни, те же самые народные песни, льются не из уст(!), а из самой сокровенной сердечной глубины, глубины православного духа, осененного тайной неизреченной любовью, милосердием, кротостью. Тайны – неизреченной, но вот оказывается ее можно спеть. Излить в слезах умиления, светлой грусти о горнем, высшем, небесном, в слезах скорби о горьком, неправильном, невозвратном, потерянном в земной нашей юдоли. Хор не певцов и певиц, мирских профессионалов и не хористок, а именно людей, подготовленных стать священниками – вот уникальная форма миссионерства, самой природой предуготовленная волновать и приводить в движение духовные струны души человеческой. Это и почувствовало сердце самого Владыки Димитрия, которое как плодородное семя было питаемо с детства и юности на почве народной, соками и теплом святой правды, от века неиссякаемой в простом народе государства российского.

Во время встречи семинаристов Тобольской Духовной семинарии со студентами Тюменского государственного нефтегазового университета в сентябре 2007 г. нам довелось слушать песню «Мама», которую они пели. Мы видели горячие слезы слушателей (журналистов, студентов, преподавателей), видели на лицах их голубиную красоту Святого Духа и подумали: «Что же еще надо людям, чтобы поверить в правду Божью?» Здесь были и мусульманки, и те, кто только задумывается о Боге, глаза их были влажны.

И возник образ: «На троне с государственной думой на челе князь Киевский Владимир. Пред ним предстоят миссионеры, гонцы из стран с разной верой: мусульман- ской, христианской – византийской и иудейской. И каждый из них говорит: «Наша вера истинна – прими ее». И не знал князь, что сказать – горячо и убедительно, и искренно говорили гонцы – миссионеры. Долго думал царь – государь земли русской, да потом и сказал, совсем не задумываясь, а так по сердцу своему былинному: «А спойте-ка вы миссионеры – гонцы иноземные то, что любо сердцу вашему народному». Мусульманин сказал: «Нет пения лучше, чем пение Корана, государь». Иудей ска- зал, что есть у них знаменитая на весь мир песня «семь сорок», но не принято исполнять ее во «чужих людях». И сказал гонец - миссионер византийский: «Спою я тебе, царь – государь, песню русскую, в земле твоей, Богом избранной, мною подслушанную, но спою я ее с христи- анской любовью великою».

И запел гонец, и покатилась по лицу царя, кровавыми боями - сражениями закаленному, слеза светлая, как солнце красное, горячая, и смягчилось сердце царя суровое, и любовью светит уж в глазах государевых. И сказал он миссионеру – гонцу византийскому: «Принимаю я веру твою христианскую». Вот так и пошла Русь Православная. Одно только добавил умный царь – государь, князь Владимир Красное Солнышко – песни русские народные в духовном исполнении. На то он и блистательный в истории Владыка Земли Русской. Спасибо от всего сердце и Владыке Димитрию за созданное им и внедренное в миссионерское служение Церкви духовное пение русских народных песен, которое творит Божью любовь в сердцах людей.

Спасибо «поющим семинаристам» - новому институту в миссионерской практике Русской Православной Церкви.

Группа студентов Тюменского нефтегазового университета

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.