Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Звонок с того света

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Где кончается христианство

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. О духовном театре "Путник"

  • Господь рождается, славьте! Часть 2

  • Сын Божий рождается, славьте!

  • Дед мороз? Нет, Никола Угодник!

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича о страдании

  • Повседневность чуда

  • Пасха должна быть в каждом нашем дыхании

  • Прорыв человеческий

  • Паломничество в музей

  • Смерть и ее уроки

  • Что нам навязывают?

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

  • Про ад и смерть

  • Подпирать государство там, где оно падает

  • Русские намеки к феноменологии русской сказки

  • Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3)

  • Энциклопедия православного христианина (выпуск 2)

  • Энциклопедия одного христианина

  • Про Васю Курицу

  • Как я к иеговистам ходил

  • Электорнные страницы

  • Школа

  • Христианский материализм

  • Тимофей Кузин

  • Счастье - это соучастие

  • Сретенье Господне

  • Слепец у ямы

  • св.Кирилл и Мефодий

  • Разговор об унынии

  • Про тамогочи

  • Про Бивиса и Батхеда

  • Побег к Богу

  • Он - в гуще жизни

  • О абортах

  • О любви

  • О кукле Барби

  • О дневниках

  • Крещение в Тюмени 2000

  • Калаверас

  • Динарий Кессаря

  • Всероссийский запой и проблема календарей

  • Верните нам нашу историю...

  • Вербное воскресенье

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Быть собой

  • Богоявление в Тобольске

  • Счастье - это соучастие

         Современные люди часто задают себе, и не только себе, вопрос: а нужно ли вообще нам, и если нужно, то зачем - такое несовременное, архаичное Православие? Вот один из подобных вопросов, заданный на научно-практической конференции, состоявшейся в СурГУ в День славянской письменности и культуры 2000 года.
         - "Вы утверждаете, что русскому народу наиболее доступен Христианский идеал, но вы попробуйте спросить у людей, счастливы ли они? Как может божественное не приносить людям счастья? Зачем нам литературный русский язык, если писатели, деятели культуры умирают с голоду? Может быть, нашей религии пора, подобно протестантизму, поощрять идею материального обогащения? А то вы умрете, и окажется, что никакого Бога нет, и все, чем вы жили, не имеет смысла". Подпись - "Законченный атеист".
         Ответил на него М.Ю. Бакулин, отв. редактор СПГ: - Во-первых, законченных атеистов не бывает. Надо помнить, что все грехи, даже убийство, прощаются Богом, не прощается только один - хула на Духа Святого. Это когда человек говорит: "Бога нет". На самом деле атеистов сложно найти. Если человек говорит: "Бога нет", то он ведь очень хорошо знает, КОГО именно нет. Теперь по поводу вопроса - его можно сформулировать так: "Для чего нужно быть православным человеком?" Ответ очень прост: "Для того, чтобы быть счастливым". Недавно проводилось анкетирование, опрашивались дети 12-13 лет - ученики средних школ и те, кто посещает еще и воскресную школу. На вопрос: "Чувствуете ли вы себя счастливым человеком?" 14 процентов учеников средней школы ответили: "Да, чувствую". 80 - "Нет".
    85 процентов детей, посещающих воскресную школу, ответили, что они чувствуют себя счастливыми. И это неудивительно - у них есть Бог, у них есть Родина, родители, у них есть Церковь, где их все любят. А работников культуры не надо жалеть. Ко мне недавно пришел работник культуры, у него нет ни нижних, ни верхних зубов, он бичует и говорит: “Я поэт. Я живу ужасно, помоги мне стать богатым”. Я говорю: “Зачем? Хочешь быть поэтом - будь им, живи, как ты хочешь, - по-моему, это счастье”. Он говорит: “Я согласен”.
         Ван Гог за свою жизнь не продал ни одной картины. Ни одной, хотя в наше время его картина “Подсолнухи” продана за 38 млн. долларов. Но он, живя впроголодь, больной, продолжал заниматься живописью. Если человек берет на себя миссию быть рупором Бога, рупором истины - он знает, что делает. Он берет на себя огромную ответственность, и значит, ему это по силам. А особо голодающих среди деятелей культуры я все же не видел. Россия - такая страна, где можно всю жизнь прожить на халяву. Теперь по поводу счастья. Нам всегда кажется, что счастье - что-то такое материальное, ощутимое. Но мы прекрасно знаем, что богатые люди несчастны по существу, потому что они - рабы своего богатства. Человек счастлив просто так. Бог сотворил нас из ничего, по любви, просто так. Разве он нуждался в этом мире? Нет. Если человек счастлив, то не “потому что”, а просто так. Когда мы любим какого-то человека, то - так же, как сам Бог, - не за что-то, а просто так, мы в нем любим образ Божий. Православие - религия, в которой очень легко преодолевается одиночество - одна из причин несчастья. Потому что человек с Богом, а в Боге он вместе со всеми... Этот вопрос остается, в принципе, без ответа, потому что вера -это доверие и уверенность. Когда я был маленький, говорил: “Бога нет, космонавты летали - не видели”. Бабушка мне: “Ты не веришь - не верь, но только молись”. Когда мы умрем -мы все будем верующими, только вот поздно может оказаться. А сейчас мы ведем речь о том, как быть счастливым. Религия - это восстановление связи с Богом, а сЧАСТье в русском языке - это “быть частью” чего-то. Своего языка, своей Родины, своей культуры, своей церкви. Человек должен уЧАСТвовать. Эгоистического счастья нет для русского человека, как видите, это даже в этимологии прослеживается. Сейчас мы даже петь вместе перестали на праздниках, плясать. К нам все больше проникает протестантская этика. Она видна, когда мы стремимся “потихоньку” посидеть с родными вместо свадьбы (и только непонятно, почему с таким остервенением в конце вечера напивается тесть). И тогда видна эта же западная этика, когда забежавший гость спрашивает, не побеспокоил ли, садится в уголок, отказывается от угощения или просит не класть много. (Один мой знакомый был приглашен на празднование Рождества в Германии. Гости, рассказывал он, принесли приготовленные ими блюда и выставили на общий стол. А когда праздник закончился, то, что осталось на тарелке от его блюда, каждый аккуратно собрал со стола и унес домой. Вроде правильно, но мы, те, кто слушал этот рассказ, сначала хохотали, а потом нам как-то неловко и грустно стало - Е.О).
         И обычный для России сюжет: ближе к полуночи, когда хозяева уже укладываются спать, стук в дверь. “Кто там?” - “Эт я, Петруха. Здравствуйте!” У него несчастье. Или радость. Или ему нужно чем-то другим ПОДЕЛИТЬСЯ. Это нормально, не правда ли? Вам кажется близким протестантизм? Станьте протестантом. А потом, когда окажетесь в другой стране, попытайтесь сходить к кому-нибудь в гости, поговорить по душам. Там об этом договариваются за две недели даже с друзьями. То есть с теми, кого они так называют. Вот тогда вы поймете, что такое Россия. Да, в России жить тяжело. Но, по Лескову, “занятно”. Потому что она глубока, наша Россия. Идеал Христов она знает, потому что он - в ее корнях.

    записала Елена Осипова (вестник)


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.