Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Звонок с того света

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. Где кончается христианство

  • Бакулин Мирослав Юрьевич. О духовном театре "Путник"

  • Господь рождается, славьте! Часть 2

  • Сын Божий рождается, славьте!

  • Дед мороз? Нет, Никола Угодник!

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича об образовании

  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича о страдании

  • Повседневность чуда

  • Пасха должна быть в каждом нашем дыхании

  • Прорыв человеческий

  • Паломничество в музей

  • Смерть и ее уроки

  • Что нам навязывают?

  • Чудовища в ящике (Корпорация монстров)

  • Про ад и смерть

  • Подпирать государство там, где оно падает

  • Русские намеки к феноменологии русской сказки

  • Энциклопедия одного христианина.Избранные наставления из апостольских посланий (выпуск 3)

  • Энциклопедия православного христианина (выпуск 2)

  • Энциклопедия одного христианина

  • Про Васю Курицу

  • Как я к иеговистам ходил

  • Электорнные страницы

  • Школа

  • Христианский материализм

  • Тимофей Кузин

  • Счастье - это соучастие

  • Сретенье Господне

  • Слепец у ямы

  • св.Кирилл и Мефодий

  • Разговор об унынии

  • Про тамогочи

  • Про Бивиса и Батхеда

  • Побег к Богу

  • Он - в гуще жизни

  • О абортах

  • О любви

  • О кукле Барби

  • О дневниках

  • Крещение в Тюмени 2000

  • Калаверас

  • Динарий Кессаря

  • Всероссийский запой и проблема календарей

  • Верните нам нашу историю...

  • Вербное воскресенье

  • В Москву на поклон к Владимирской

  • Быть собой

  • Богоявление в Тобольске

  • Динарий кесаря или argumentum per nomisma.

         Обратимся для начала ко временам гонений на православных, а именно - к иконоборческой ереси 8 века и вспомним святого мученика и исповедника Стефана Нового. Житие рассказывает, что приведенный к императору-иконоборцу Константину Копрониму, св. Стефан вынул из своего клобука монету и спросил :"Какого наказания достоин буду я, если эту монету с изображением императора брошу на землю и стану топтать? Отсюда ты можешь видеть, какого наказания заслуживают те, кто Христа и Его Святую Матерь оскорбляют на иконах." При этом Стефан бросил монету и топтал ее, за что был отправлен в темницу и позже казнен (28 ноября 767 года).
         Номисма - монета , имеющая изображение правящего императора и/или его имя (номос), отсюда довод св.Стефана и получил название "argumentuv per nomisma"

         Этот агрумент апологии святых икон, брошенный в лицо императору-иконоборцу, святым Стефаном имеет глубокий новозаветный смысл. Дело в том, что слово "икона" употребляется в Новом Завете 4 раза: 1) Христос есть образ Бога невидимого (2 Кор.4:4 или Кол. 1:15) 2-3) Два раза в Откровении Иоанна с резко негативным характером (Откр.13:14-18) 4) И в Матф.22: 16-22) с монетой кесаря.
    Вопрос о подати кесарю в 22 главе от Матфея есть , по существу, новозаветное обоснование иконопочитания.
         Члены синедриона решили выбрать лукавых людей, которые, притворяясь благочестивыми, постарались бы поймать Христа на каком-нибудь неосторожном против правительства слове, чтобы тотчас же предать Его за это представителю цезарьской власти, Пилату. Решено было
    предложить вопрос о том, дозволительно ли платить подати кесарю. Для этого вопроса были приглашены иродиане, которым, как признававшим законность уплаты податей римлянам, удобнее было сделать донос на Иисуса в случае неодобрения им таковой уплаты.
         (Иродиане редко встречаются в евангельском рассказе. Это была политическая партия приверженцев Ирода, идумейского царя, вследствие римского вмешательства сделашегося иудейским царем. К религиозной жизни иудейского народа они не имели почти никакого отношения, если не считать их тщеславного презрения к закону Моисея. Подобно провинциальным придворным, они нагревали руки возле жалких тиранов, которых стремились поддерживать ради своих выгод. Усилить фамилию Ирода дружбой с римлянами, добиться этого соглашения подавлением всяких национальных еврейских стремлений - было их главной задачей. Они переменили свои семитические имена на греческие, усвоили языческие обычаи, посещали амфитеатры, приняли символы языческого господства). Итак, послали воинов Иродовых.
         В то время в Палестине в ходу было два рода монет: государственная и священная. Государственною монетою считалась римская с изображение римского императора (кесаря) и соответствующей надписью; эта монета была в обращении среди евреев во всех их торговых сделках, ею же платили подати кесарю. Политэкономия этой монеты была такова, что кесарь, как владелец всего, что было в империи, давал свое золото и серебро во временное пользование своим слугам-гражданам в виде монет с отчеканенным профилем и именем, для совершения торговых сделок.(Эдакое ростовщичество в имперских размерах - император становился посредником, через свое золото в любых товарных отношениях - поэтому платить даньне значило давать , но отдавать должное).
         Священною монетою считалась еврейская монета с и к л ь (нынешний шекель), которою евреи платили подати на Иерусалимский храм; по одному сиклю должен был платить ежегодно каждый еврей, где бы он ни находился.
         Евреи признавали себя подданными одного только Бога, и потому считали себя обязанными платить подати только Ему, на Его дом, то есть храм Иерусалимский. Всякую иную подать они считали незаконною, подчиняющую их иному царю, кроме Бога, делающей их из рабов Божиих рабами язычников. Этот вопрос должен был взволновать всю окружавшую Иисуса преданную Ему толпу. Если Он скажет, что подать кесарю законна, то этим оттолкнет от Себя народ, с ненавистью и озлоблением платящий эту подать; а если скажет, что подать незаконна, что ее не следует платить, то сейчас же донос на Него Пилату, и арест.
    (Он, кстати сказать, заплатил уже дидрахму, но они не знали этого, и потому в том и другом случае надеялись уловить Его).
    (Матф.22:16-22)" И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли ему динарий".
         (Святитель Василий епископ Кинешемский в "Беседах на Евангелие от Марка" пишет(С.428-429):" Фарисеи едва ли носили с собой ненавистную римскую монету с ее языческими символами. Но недалеко было сходить во двор язычников, примыкавший к наружной стене храма, и взять там от менял эту ходячую римскую монету. Пока народ стоял вокруг в удивлении и ожидании, они принесли и подали Ему динарий. На одной стороне монеты были вычеканены гордые и красивые черты императора Тиверия со злобным презрением на устах; на оборотной стороне виднелась надпись Pontifex maximus".)
         И говорит им: чье это изображение (букв.по-гречески -"икона") и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу. Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли." Спаситель буквально спрашивает:"Чья это икона ?.."
         Св.Иоанн Златоуст:"Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись . А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет : а Богу Богово. И людям надобно воздовать должное, и Богу - то, чем мы в отношении к Нему обязаны. Поэтому и Павел говорит:" Ибо н а ч а л ь н и к есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надо повиноваться не только из с т р а х а наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон"(Рим.13:4-8)Впрочем, добавляет святитель, когда ты слышишь: "отдавай кесарево кесарю", разумейпод этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу.(С.712)
    (Имей ввиду и постепенное слияние кесарева и диаволова до безразличия) А вот как толкует 20 главу от Луки преподобный Феофилакт Болгарский :
    "Господь избегает сетей их (фарисеев) как"серна", ибо так назвала Его невеста в Песни Песней (2:9), и научает, что телесная подчиненность владеющему нашеми телами, царь ли он, или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. "Итак, отдавайте, - говорит,- кесарю кесарево, а Божие Богу". И смотри, не сказал: "давайте", но "отдавайте". Это, говорит, долг: посему и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирною: за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты вносишь, то есть монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему (царю) и возврати опять. Между тем ты и для себя извлек из нее выгоду, разменивая ее и добывая необходимое для жизни.
    - Так точно и Божие должно воздавать Богу. Он дал тебе ум: возврати Ему оный разумною деятельностию. Он дал тебе рссудок: возврати Ему оный, не уподобляясь неразумным животным, но поступая во всем как одаренный разумом. И вообще Он дал тебе душу и тело: возврати Ему все и восстанови для Него о б р а з Е г о, живя по вере, с надеждою, в любви.
    - И в ином смысле должно отдавать кесарево кесарю. Какждый из нас носит на себе или образ божий, или образ князя мира. Когда уподобимся мы кесарю, становясь сыновьями дьявола, мы носим на себе его образ. Сей-то образ должно отдавать ему и отвергать, дабы он имел свое при себе, а в нас не находил ничего принадлежащего ему. Чрез это и образ Божий может сохраниться у нас в чистоте. Посему и апостол Павел убеждает, дабы мы как носили образ земного, так носили и образ небесного (1 Кор.15:49); и в другом месте: "отложить прежний образ жизни ветхого человека" (Ефес.4:22). Что здесь выражено словом "отдавать", то у Павла словом "отложить", и что здесь названо образом "кесаря", то там образом "земного", без сомнения, Адама согрешившего, и "ветхого человека". Ибо образ земного не что иное, как тление и грех, каковой образ мы имеем потому, что уподобились отступнику, а не Царю". (58:212) < икона - образ Божий - это наш ДОЛГ Богу>. Очень непростые слова:"Кесарю - кесарево, Богу - Богово".
         В самом слове употребленном Господом, был дан урок: Он желает их собственными словами обличить их. Они спрашивали: позволительно ли давать (sounai)? Он исправляет их и говорит: "возвращайте, отдавайте назад ('aposounai). Подать не была добровольным даром, но законной обязанностью; не жертвой, но политической необходимостью, связанной с римским подданством. Таким образом, Своим ответом, внутренний смысл которого, несомненно, был понят фарисеями, Господь говорил им следущее:"Лицемеры,зачем вы спрашиваете Меня? ведь эта монета римской чеканки и вышла с императорского монетного двора. И вы принимаете ее? Вы ею пользуетеськак ходячею монетой при своих расчетах? Но вы прекрасно знаете, что принимать монету царя - значит признавать его господство. Следовательно, принимая динарий в качестве ходячей монеты, вы тем самым открыто признаете, что кесарь - ваш повелитель, и что вы - его подданные. Приняв римский динарий, вы уже сами решили закон о податях и согласились, что должны платить их. Для чего же вы еще спрашиваете Меня?"
         (Вопрос иродиан:"Вот, смотри,- мы несвободны внешне, но вопрос наш от исходит от богоподобной внутренней свободы, по существу это вопрос - о соотношении этой внутренней свободы и внешней необходимости ". Господь как бы отвечает:"Но чем же эта необходимость мешает вашей внутренней свободе? Вот - пустая маска этой необходимости - кесарев динарий, вы делаете его значимым вашей ненавистью к римской власти: внутреннюю свободу обращаете на дела мирские, тратя ее на неприязнь и уныние. Тогда как сам ваш вопрос о свободе "позволительно ли?"уже есть доказательство вашей свободы, так умейте же ее употребить как должно - обратить к Источнику вашей свободы, будьте свободны для служения Богу".)
         Протоиерей А.Шаргунов :"Большинство верующих понимает ограниченность "кесарева", замкнутость горизонтов его мира. Но существует соблазн и Богу отдавать лишь часть себя, мол, Богу - лишь Богово ; делить жизнь на духовную и "текущую". Не замечая,как целиком посвящается кесарю вся та огромная часть повседневной жизни и мира. Слова же Христа - о другом. Во все дни, во всех областях, во всем человеке Бог ограничивает кесаря, дар власти кесарь получает от Бога. Власть не может быть самоцелью, она не для власти, но для служения. Дьявольским искушением является так называемая абсолютная власть, пытающаяся собой подменить всемогущество Господа. Лишь истинной силой Церкви - над грехом, болезнью, смертью - силой немощи достигается полное примирение власти и свободы".(С.499-500)
         Образ кесарева динария - это образ объединяющий для человека долг и свободу, свободу как образ Божий и долг, как способность созерцать за миром видимым метафизическое, духовное пространство. И здесь долг может быт понят только из неистребимой, совершенной свободы - той иконы Божественного, которая в свободном порыве любви приносится в дар Богу , точнее отдается как полученный когда-то заем, долг. Отдается с чувством благодарности - радостной и доверительной растерянности пред величием Божия замысла о нас. Один приносит единственную сохранившуюся лепту из растерянного по дороге богатства, другой - приобретенное богатство из пущенной в дело лепты. Один приносит Христу его икону чистой и сияющй, другой - темной, с еле различимым лицом.

    М.Бакулин


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.