ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2011 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Похвальное слово многотысячной очереди к святыне»

Впервые в Россию с Афона привезена великая святыня христианского мира – Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе храма Христа Спасителя я видела таких остолбеневших. Несомненно, эти очереди к святыням – наше, русское явление, не искорененное даже диктатом советского времени. В 2007 году в храме Христа Спасителя, на Вознесение (за этой службой происходило воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью на Родине) я познакомилась с русской эмигранткой из США . Она поразилась переполненности храма, считая, что понастоящему важным это событие является только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол, в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже пренебрежительно: «Это – русское...». – «А как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я только что оттуда». – «Да и там ведь – одни русские!». Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме...

Вспоминается, как умилялись до слез греки, сопровождавшие в Россию мощи Спиридона Тримифунтского, видя очереди на поклонение к святыне. Как поражаются итальянцы, видя русских паломников, Крестным ходом шествующих с теплохода к «их» Николаю Чудотворцу.

Во время принесения мощей Спиридона Тримифунтского у Данилова монастыря мне пришлось быть свидетельницей такой сцены. При самом входе в монастырь к очереди стремилась примкнуть провинциальная девушка. Она упрашивала охранника, что ей очень, ну просто очень надо, что сама она с Дальнего Востока, что через 3 часа у нее поезд и у нее никогда уже не будет возможности... Молодого парня-охранника, постоянно пребывавшего в удивлении от лицезрения этой очереди (это было написано у него на лбу), девушка уже и уговорила, но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то что... но кто же вас пропустит?» К удивлению, он услышал: «Пропустите, пропустите ее, ей надо!» Охранник, снова удивившись, раздвинул ограду, и девушку пропустили. Дальше было не менее удивительное. Укоренившись в очереди, она стала спрашивать, что это за мощи и что такое вообще – «мощи»... Скорее всего, эта девушка была не церковной, может быть, даже некрещеной. Но ее порыв к святыне, почти метафизический, был таким сильным, что покорил и охранника, и стоящих часов 12 в очереди. Ее с такой охотой стали просвещать, подарили книжечку с житием и акафистом Святителю! Стали учить, как и о ком следует помолиться... И, наконец, выяснили, что этой девушке действительно «ну очень нужно» было попасть к мощам Спиридона Тримифунтского. Это русское... разумеется, это русское.

Наш известный богослов А.И. Осипов, строго, порой даже гневно сетуя на эти очереди к святыням, обычно говорит: «Вы вот расспросите и узнаете, о чем они там молятся: о своем, житейском – чтобы дочка удачно вышла замуж, чтобы муж больше не пил... Вы думаете, хоть один пришел к мощам помолиться об избавлении от страстей? О том, что он погибает от тщеславия и гордости? О том, чтобы не зеленеть от зависти?» Разумеется, наш знаменитый профессор богословия прав, мы так несовершенны. Но разве не те же люди, не с теми же проблемами шли за Христом две тысячи лет назад? Не из них ли Он создал Свою Церковь?

В этой связи еще один непраздный вопрос – а многие ли получают просимое? Конечно, все мы «по делом нашим приемлем» и получаем – по вере. Но ведь и пророк Илия во время трехлетнего глада был послан только к одной вдове, чтобы «препитать» ее... Вдруг и я, думает одинокая женщина в очереди, окажусь такой вдовой? Вдруг именно меня Бог помилует молитвами этого святого, к мощам которого я сейчас подойду? Почему приходят, почему по многу часов стоят на холоде... Приходят, конечно, – жаждущие. Жаждущие чуда. Чуда избавления от болезней и скорбей. Понимая, что они недостойные, но ведь и недостойным по милости Божией бывает – подается.

Очередь на поклонение к святыне занимают у Крымского моста! В ночь, когда ожидается усиление мороза! Что это, если не смирение? Порадуйтесь, профессор, и умилитесь – это именно смирение.

В последнее время появился и такой аргумент: разве у нас в России, в Москве, в том же храме Христа Спасителя – не те же святыни?! Недоумевая по этому поводу, ключарь храма Христа Спасителя о. Михаил Рязанцев обращал внимание прихожан на такие святыни, как Риза Богоматери, Риза Господня, постоянно пребывающие в храме. Почему же к ним не устремляются толпы паломников?

«Социология очереди» отчасти, кажется, дает ответ на этот вопрос. Разумеется, все мы – маловеры. В том числе и регулярно приходящие в храм. И все мы, обличаемые совестью, жаждем укрепления веры, жаждем православного общества, православного общения. А здесь ведь столько православных людей – одни с постоянным чтением акафиста, другие – с Богородичными песнопениями... Пусть и 20 часов, или иначе: хоть 20 часов провести в обществе своих по духу людей. Одна такая жаждущая душа поведала мне: «Знаете, когда я после стольких часов ожидания вхожу в храм Христа Спасителя...

Отголоски ли песнопений, благоуханное ли миро? Я не знаю, но я просто физически ощущаю, что в этот момент на меня нисходит благодать в объеме этого огромного храма.

Я знаю, что в храме Христа Спасителя есть равнозначная святыня, но я все-таки встала в эту очередь... Богородица сошла к нам с Афона, как же нам не выйти к Ней навстречу?».

Светлана КОЛОСОВСКАЯ,
сайт общества «Радонеж»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.