ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№12 2012 г.         

Перейти в раздел [Документы]

28 ноября начался Рождественский пост

Упоминание о Рождественском посте, впрочем как и о других многодневных постах, относится к древним временам христианства. В своих творениях св. Амвросий Медиоланский и блаженный Августин пишут о Рождественском посте уже в четвертом веке. В пятом веке о древности Рождественского поста говорил Лев Великий.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.

А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Первоначально Рождественский пост длился у разных христианских общин не одинаковое количество дней, но на соборе 1166 года всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Таким образом в настоящее время Рождественский пост является последним многодневным постом в году. Начинается он 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января). Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (14 ноября по старому стилю), то его также называют Филипповым.

Церковный устав учит нас, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью».

Правила Церкви предписывают в Рождественский пост воздерживаться от мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а в некоторые дни и от рыбы. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.

В то же время, соблюдая устав Церкви о телесном воздержании, необходимо помнить, что Церковь призывает нас поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – говорится в Богослужебных текстах.

Пост телесный, без поста духовного, вряд ли будет полезен постящемуся, но даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Все святые отцы учат, что пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Во дни наступившего Рождественского поста хочется пожелать всем нам, православным христианам, быть в эти святые дни особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгости поста. А главное помнить, что, по слову святителя Василия Великого, «истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».

Протоиерей Александр ЛЕМЕШКО,
благочинный Ялуторовского благочиния,
настоятель храма Георгия Победоносца
г. Заводоуковска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.