ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Великий Сын Великой России: Петр Аркадьевич Столыпин

«Он любил Россию и русский народ и знал,

что нужно было делать для его блага. Он предвидел свой конец и сознательно шел к нему из

чувства долга; он думал только о том, чтобы

успеть провести в жизнь свои мероприятия».

М.П. Бок, дочь П.А. Столыпина

«Я верю в Россию. Если бы я не имел

этой веры, я бы не в состоянии был ничего

сделать».

П.А. Столыпин

1/14 сентября 1911 года в Киеве был смертельно ранен выдающийся политический деятель XX века – Петр Аркадьевич Столыпин. Как верно отметили его современники, «пуля, пробившая печень Столыпина, ударила в сердце России». Государь Николай Александрович потерял в его лице не только одного из своих самых лучших верноподданных, но и преданного друга, о котором он писал своей матери: «…я тебе не могу сказать, как я его полюбил и уважаю». Такие слова о своих министрах можно было услышать от сдержанного государя крайне редко. Царь нашел в Столыпине твердого, мужественного и умного помощника, который ставил во главу угла не свои личные амбиции, а интересы царя и России. Столыпин был единственным министром, которого государь Николай II так долго бессменно оставлял в его должности. Петр Аркадьевич Столыпин родился 2/14 апреля 1862 года в Дрездене (Германия), где жили родственники его матери, Натальи Горчаковой. У Петра были родные братья Михаил и Александр, а также сестра, с которыми он был очень дружен. Семья будущего реформатора принадлежала к старинному дворянскому роду, известному с XVI в., и была связана со многими именами, составлявшими славу и гордость России. Первые семь лет жизни Петра Аркадьевича прошли в усадьбе Середниково Московской губернии, потом семья переехала в имение Колноберже Ковенской губернии. Детские годы, проведенные среди прекрасной среднерусской подмосковной природы рядом с простыми крестьянами, сформировали у него чувства долга, чести, достоинства, патриотизма, любви к Отечеству, и сострадания к простому народу. Эти врожденные и приобретенные в детстве качества были неизменны на всем его жизненном пути. Именно они, с годами отшлифованные до поражающей его современников исключительности, и способствовали продвижению его по службе.

В 1881 году Столыпин окончил Орловскую гимназию и в том же году поступил на естественное отделение (специальность – агрономия) физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Его склонность к точным наукам, а также рассудительность и волевой характер выявились еще в гимназии.

Петр Аркадьевич рано женился, еще будучи студентом в 1884 г. Его супругой стала Ольга Борисовна Нейдгардт – праправнучка А.В. Суворова, фрейлина императрицы Марии Феодоровны, дочь обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А. Нейдгардта. Ольга была невестой убитого в 1882 г. на дуэли брата Петра – Михаила Столыпина. Молодых людей сблизило общее несчастье. Петр Аркадьевич стрелялся с убийцей брата князем Шаховским и получил тяжелое ранение в руку.

Выпускной экзамен у П.А. Столыпина принимал Д.И. Менделеев. Он настолько заинтересовался, слушая блестящие ответы студента, что стал задавать ему вопросы, которые не входили в программу обучения, и экзамен превратился в ученый диспут. По окончании университета в 1885 году Петр Аркадьевич получил диплом о присуждении ему степени кандидата физико-математического факультета и занял должность коллежского секретаря в Министерстве государственных имуществ. Еще будучи студентом, он был зачислен на службу в Министерство внутренних дел. Спустя четыре года Столыпины уезжают из Петербурга, и Петр Аркадьевич становится предводителем дворянства в родном Ковенском уезде.

Столыпины и Нейдгарды все были люди высокой культуры и глубоко верующими в Господа нашего Иисуса Христа. Петр Аркадьевич во многих случаях приглашал священника – освятить, послужить молебен. Церковь находилась в нескольких верстах от родового имения – в уездном городе Кейданы, ездили туда всей семьей в экипаже. Частым гостем в семье был настоятель кейданской церкви отец Антоний Лихачевский, которого Петр Аркадьевич знал и любил с детства.

13 лет Петр Аркадьевич провел в родных местах, и это были самые счастливые годы его жизни. Супруга Ольга родила ему 5 дочерей и долгожданного наследника, сына Аркадия. В это время Столыпин усердно занимался сельским хозяйством не только в своих владениях, но и во всем уезде, потом – во всей губернии. Он внедрял передовые методы хозяйствования, новые сорта зерновых культур. Посевы, покосы, новые посадки, племенные рысаки – вот что занимало его больше всего в это время. И все это – с целью увеличить производительность крестьянских хозяйств и сделать их богаче. В крестьянине Столыпин всегда видел хозяина и хранителя земли, равного ему гражданина империи.

В 1902 г. Петр Аркадьевич стал самым молодым в России губернатором – в Гродно, а с 1903 г. в Саратове. Он был решительным человеком и не раз проявлял незаурядную личную смелость. Саратов в то время был одним из самых революционных мест страны, где часто проходили бунты и поджоги помещичьих имений. По воспоминаниям современников, в период революции, будучи губернатором, он мог без охраны войти в бунтующую толпу и успокоить ее. Он без устали «ходил в народ», пренебрегая опасностью. Он сыграл большую роль в подавлении волнений в Саратовской губернии, действуя не только репрессиями, но и увещеваниями, умением разговаривать с крестьянами. Его бесстрашие поражало и покоряло целые массы бунтовщиков. Говорил он со властью, с огромной искренностью и явной заботой о народе. Ораторский дар с особой колоритностью раскрылся у Петра Аркадьевича, когда ему пришлось отстаивать проекты реформ в революционных Государственных думах. Его фразы «Не запугаете!», «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Активная деятельность Столыпина привлекла внимание государя, который в 1906 г. назначил Петра Аркадьевича министром внутренних дел империи, а после роспуска Первой Государственной думы – премьерминистром. Столыпин осознавал, чем грозит ему назначение на эту должность: 2 предыдущих премьер-министра были убиты за 4 года. Он писал жене: «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога, крепкая надежда на то, что Он поддержит, вразумит меня.

Господи, помоги мне. И чувствую, что Он не оставляет меня, чувствую по тому спокойствию, которое меня не покидает». Свою жизнь Петр Аркадьевич вручил Богу, о чем свидетельствуют его слова: «Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день как на последний в жизни и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером… должен благодарить Бога за лишний дарованный мне в жизни день». Став главой правительства, Столыпин предпринял решительные меры по подавлению революционных выступлений, а также начал осуществлять серию реформ, которые должны были бы предотвратить в России новый революционный взрыв и не допустить гибели монархии. Всю свою деятельность Петр Аркадьевич стремился подчинить лишь одному критерию – благу России. Он считал, что растворять или изничтожать русское народное начало гибельно для единства и силы России.

Погасив революцию, Столыпин двигал Россию вперед, укрепляя ее основу – «низы». В интервью редактору саратовской газеты «Волга» (1909) П.А. Столыпин произнес замечательные слова: «...Итак, на очереди главная задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их более ста миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте, и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед всем миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских! Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»

Если бы, как хотел Столыпин, Россия имела перед собой 20 лет без войн и революций, все говорит о том: и темпы роста, и бурная модернизация, – Россия через 20 лет оторвалась бы от остального мира, и ее догнать было бы невозможно.

Кажется несомненным, что П.А. Столыпин видел во времени далеко вперед. Он обратил внимание на земли Востока, подчеркивая, что «оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности» и что «если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их другие, хотя бы мирным проникновением». И сейчас 100 лет спустя Россия столкнулась именно с этой проблемой.

Император Николай II приметил П.А. Столыпина на заре его чиновничьей карьеры, следил за его успехами и принимал личное участие в его служебном продвижении. Историк П.В. Мультатули отмечает: «Можно с уверенностью говорить о том, что П.А. Столыпин как государственный деятель был взращен императором Николаем II, который возлагал на него наиболее важные вопросы государственного строительства. Столыпин занимался и вопросом строительства линкоров, и проблемами финляндского сепаратизма, и влиянием на внутреннее положение в империи масонов, и, конечно, проведением в жизнь коренных реформ российского общества. В 1906-1911 гг. Столыпин был, без всякого сомнения, главным советником Николая II по главным вопросам государственной жизни России и полноценным главой Императорского Правительства». Петр Аркадьевич был убежденным монархистом. Выступая в Государственной думе, он заявил: «Историческая Самодержавная власть и свободная воля Монарха являются драгоценнейшим достоянием русской государственности». И он не только так считал, но так жил и отдал свою жизнь за царя и Отечество. По разным данным на жизнь Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений.

Его ответом было краткое «не запугаете», сказанное в Думе. И более распространенное – детям. Когда восьмилетняя дочка после теракта на Аптекарском острове спряталась под скамейку, Столыпин сказал: «Когда в нас стреляют, дети, прятаться нельзя». Он и не прятался, когда 1/14 сентября 1911 года в Киевском театре к нему подошел его убийца Мордко Богров. Первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнес: «Счастлив умереть за Царя».

Петр Аркадьевич не цеплялся за власть. Он точно знал, что идет на смерть, и прозорливо предвидел свою кончину. Поэтому в первых строках вскрытого после смертельного покушения в 1911 г. завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют». То есть твердо знал, что все-таки убьют. И Божьим промыслом он был убит не где-нибудь, а недалеко от самого святого места Руси – Киево-Печерской Лавры. Именно там Бог сподобил его быть похороненным. Рядом с мощами киевских преподобных, рядом с могучими соборами и святыми иконами.

Что крепило в этом человеке иерархическую вертикаль ценностей? Конечно, вне сомнения, вера в Бога! Но вера без дела мертва. И слово, и дело в нем жили так же органично, как текла кровь его предков в его жилах. И кровь эта внятно говорила в нем и определяла русское национальное направление его убеждениям. Не из внешних обстоятельств жизни черпал он главные силы, а находил их в своей глубоко христианской русской душе. Люди, знавшие его близко, говорили: «Он так верил в Бога, что дай Бог так верить служителям алтаря». И отстаивал он православную Веру не как теплохладный чиновник Санкт-Петербургских кабинетов, а как мужественный воин, верный заветам: «Русь святая, храни веру православную»... Он оставил нам, гражданам России, завет – любить Россию, народ ее, стоять за Россию и отстаивать русскую государственность любой ценой, ценой даже жизни своей.

Петр Аркадьевич Столыпин дорог сердцу русского народа не за свои политические успехи. Дорог он своим честным, горячим, бескорыстным сердцем, в котором любовь к Царю и России слились воедино. Когдато Петр Аркадьевич сказал своей дочери: «Родина требует себе служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу». В этом и заключается главный завет П.А. Столыпина. .


Ксения Маслеева

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.