ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]
Перейти в раздел [Документы]

Разборчивая невеста

Басня Ивана Андреевича Крылова «Разборчивая невеста» была написана в 1805 году. Сюжет басни прост. В ней повествуется о невесте. Как всякая девушка, она «смышляла жениха. Тут нет еще греха».

Однако «красавица была немножко прихотлива». При выборе женихов проявлялся ее детский каприз и завышалась планка требований к избранникам. И так, из года в год отказывая женихам, она легкомысленно проводила в увеселении молодые годы жизни. «Уж стали женихи наведываться реже». Время пролетело быстро. «К ней свах никто не шлет». Она стала замечать, как уходят годы, а с ними и красота юных лет. Вот стала вспоминать она своих подруг: «та замужем давно, другую сговорили». Призадумалась капризная невеста. «Чтоб в одиночестве не кончить веку», разборчивая невеста «вышла за калеку». Сюжет этой басни отнюдь не сказочный. По сути зеркальное отражение жизни эгоистичного человека. Обратимся к оригинальному тексту басни.

РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА

Невеста-девушка смышляла жениха:

Тут нет еще греха,

Да вот что грех: она была спесива.

Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,

И в лентах, и в чести, и молод был бы он

(Красавица была немножко прихотлива):

Ну, чтобы все имел – кто ж может

все иметь?

Еще и то заметь,

Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.

Хоть чудно, только так была она счастлива,

Что женихи, как на отбор,

Презнатные катили к ней на двор.

Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:

Такие женихи другим невестам клад,

А ей они на взгляд

Не женихи, а женишонки!

Ну, как ей выбирать из этих женихов?

Тот не в чинах, другой без орденов;

А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;

То нос широк, то брови густы;

Тут этак, там не так;

Ну, не прийдет никто по мысли ей никак.

Посмолкли женихи, годка два перепали;

Другие новых свах заслали:

Да только женихи середней уж руки.

«Какие простаки»

Твердит красавица: «по них ли я невеста?

Ну, право, их затеи не у места!

И не таких я женихов

С двора с поклоном проводила;

Пойду ль я за кого из этих чудаков?

Как будто б я себя замужством торопила,

Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:

День весела, и ночь я, право, сплю

спокойно:

Так замуж кинуться ничуть мне

не пристойно».

Толпа и эта уплыла.

Потом, отказы слыша те же,

Уж стали женихи наведываться реже.

Проходит год,

Никто нейдет;

Еще минул годок, еще уплыл год целой:

К ней свах никто не шлет.

Вот наша девушка уж стала девой зрелой.

Зачнет считать своих подруг

(А ей считать большой досуг):

Та замужем давно, другую сговорили;

Ее как будто позабыли.

Закралась грусть в красавицыну грудь.

Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,

Что каждый день, а что-нибудь

Из прелестей ее лихое время крало.

Сперва румянца нет; там живости в глазах;

Умильны ямочки пропали на щеках;

Веселость, резвости как будто ускользнули;

Там волоска два-три седые проглянули:

Беда со всех сторон!

Бывало, без нее собранье не прелестно;

От пленников ее вкруг ней бывало тесно:

А ныне, ах! ее зовут уж на бостон!

Вот тут спесивица переменяет тон.

Рассудок ей велит с замужством торопиться:

Перестает она гордиться.

Как косо на мужчин девица ни глядит,

А сердце ей за нас всегда свое твердит.

Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку.

В своей жизни от юности и до последних дней человек проходит через важные этапы, которые сопряжены всегда с выбором и с принятием порой ответственного, нелегкого решения. С раннего детства и до прекрасной юности у молодых людей большой соблазн пребывать в самообольщении. Поистине цветущие годы всякого человека прекрасны. Очень важно, чтобы вместе с внешней красотой в душе человека формировалась и красота внутренняя. Высочайшим проявлением внутренней красоты является Божественный дар любви ко всему, что окружает человека. Лукавый же насаждает гордость и тщеславие, что особенно присуще юношеству, тем самым искажается дар любви и трансформируется в эгоизм. Самолюбование эгоистичного человека не дает возможности ему видеть красоту души окружающих людей и добрые их качества. Это своего рода горделивое самовозвышение и превосходство эгоистичного, капризного и придирчивого человека по отношению к ближним. С таким безрассудством и опрометчивостью могут поступать и разборчивая невеста, и разборчивый жених. Во всех таких случаях пагубным является гордость и эгоизм.

Жизнь ставит все на свои места. Со временем разумный человек приходит к осмыслению, что гордость лишь ослепляет и лишает рассудительности, а эгоизм разобщает и порождает пороки. Жертвенная любовь – это благодатный Божий дар. Она скрепляет союзы деловые, творческие и, самое важное, – семейные союзы. Если между супругами есть этот Божий дар, то жизнь наполняется добрыми делами. Эгоизм – это порочное искажение дара любви. Эгоизм обособляет, разобщает, а порой и становится источником вражды, источником зла. Эгоизм может быть личностный, семейный и клановый.

Бог есть любовь. Каждый человек, стремящийся к Богу, укрепляется в Божественном даре любви. Чтобы это стремление было не ложным, важно помнить слова Христа Спасителя: «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Чистоты сердца можно достигнуть, если мы будем разборчивы в своих поступках, в своих помыслах, своих желаниях. Должно стремиться жить по любви, а не по принципам коварного пагубного эгоизма. Важно стараться видеть свои недостатки и сглаживать недостатки других. И уж тем более не клеветать и не осуждать родных и ближних наших. Важно совершенствоваться и исправлять свои недостатки. Святые отцы говорили: «Познай себя и хватит с тебя, и спасешься». Можно дать совет: «Хочешь дружить, стремись ближних любить и им послужить». ,.


+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.