Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О пользе ведения писательских дневников

  • Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал

  • Иллюзия современности

  • Харе Кришна, общество русской культуры

  • Технология лжи

  • Про сокровенное

  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре

  • Смотря православное видео

  • Рецепты

  • Прогулки по Лондону и Парижу

  • Про свободу

  • Про Глеба Якунина

  • Молитвы об исцелении алкоголиков

  • Диалог про вино

  • Про авангард

  • О православном преподовании политологии

  • Пихтовое масло

  • Отношения государства и Церкви

  • Об исцелении

  • О стереотипах

  • О православной философии

  • О православной империи

  • О пользе катихизисов

  • О наркомании

  • О любви

  • О ханжестве

  • Кров и кровь

  • Крещение в Тобольске

  • Как я бросил курить

  • Живые и мертвые слова о бытии

  • Долой редукционизм

  • Астрология

  • 20 век: нищета идеологий

  • О стереотипах безрелигиозного сознания и их преодолении

         Христианское воспитание есть нечто гораздо более глубокое и сложное, чем простое "сообщение информации" о Христе, Церкви или о правилах поведения в храме. Противоестественно отгородившееся от Бога сознание начинает существовать в кругу самосозданных фантомов и кумиров, миражей и болезненных иллюзий. Сознание без Бога - это больное сознание. Единственной для него врачебницей является Церковь и преподаватель-христианин должен сделать все от него зависящее, чтобы повернуть молодого человека лицом к Церкви, но для этого нужно, прежде всего, чтобы человек осознал свое бедственное положение, осознал, что он нуждается в Спасителе. Такое осознание дается очень и очень непросто, ибо предполагает трезвый взгляд на свою душу, чувствование тех сетей, в которых запутывается мысль, тез узлов, которые надо разрезать, чтобы душа свободно устремилась к Богу. И задача преподавателя-христианина -помогать этому самоанализу, вскрывать стереотипы безрелигиозного сознания, развенчивать иллюзии, развеивать миражи, разламывать перегородки, за которыми может прятаться эгоистическое себялюбие, хроническое уныние, окаменение сердца, злоба и лень.
         Работа со студентами убеждает в том, что главной иллюзией нашего времени является релятивизм, то есть представление о том, что все на белом свете относительно, а значит, нет Абсолютных Ценностей и четких жизненных ориентиров. "Хорошо это или плохо?" - спрашиваешь у студентов по поводу какого-либо явления. "Для одних хорошо, для других - плохо", - отвечают они, почти дословно повторяя известные слова софиста Протагора. И вот этот, казалось бы, детский вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо, неожиданно оказывается для них камнем преткновения. Конечно, современная российская жизнь весьма способствует развитию релятивистского мировоззрения, так как моральные и социальные нормы в сознании "современного россиянина" аморфны, зыбко-релятивны, часто совершенно стирается грань между
    патологией и здоровьем, законом и произволом, национально-государственными интересами и узко-корыстными интересами. С другой стороны, в истории философии есть линия рассмотрения Добра в качестве иллюзорного объекта, некой фикции, которая, по существу, объявляется делом вкуса. Такая линия идет от софистов, скептиков, утверждавших, что "никто ни о чем никогда не может сказать ничего определенного", к Шопенгауэру, Ницше, логическому позитивизму Айера и т.д. У Платона в "Государстве" такую точку зрения на Добро и мораль высказывает Фрасимах. Конечно, задача преподавателя-христианина состоит в том, чтобы показать реальность Добра, значение Высших Ценностей и Абсолютных Смыслов. Только при таком подходе реальным становится и зло, как единое начало,действующее в мире напористо и агрессивно, принимающее самые многообразные формы.
         Отсутствие Высших Ценностей и Абсолютных Смыслов приводит к тому, что из жизни человека исчезает серьезное. Еще Беркли писал в свое время, что дух века сего - это "нечестивая насмешливость". Кумирами толпы становятся пародисты и юмористы, способные легко вызвать утробный смех. При этом распространенной является точка зрения, согласно которой смех - это чуть ли не главное оружие в борьбе со злом. Но, во-первых, смеются, как правило, вовсе не над злом, а над пинками, оплеухами, дефектами и т.д. Во-вторых, смеясь над злом, мы делаем его для себя милым, домашним, совсем не опасным. Поэтому святоотеческая литература говорит не о высмеивании недостатков, а об их обличении. Исчезновение серьезного есть, вместе с тем, и исчезновение всего высокого из жизни человека. Церковное сознание иерархично, для сознания светского - все становится одинаково сереньким, превращается в сплошную гомогенную массу. Унылый горизонтализм приводит к такому воззрению, что главная задача человека - каким-то образом из этой массы выделяться, выражая какую-то оригинальную и самобытную точку зрения. Самобытность объявляется главной ценностью и ориентиром на жизненном пути. "Новое" превращается в идола, которому должны служить и человек, и человеческое общество. Бессмысленная сиюминутность утверждается во всех человеческих делах.
         Выход из этого болезненного состояния один - в осознании того, что существует Сокровенное как Святыня и Тайна. И если преподавателю удалось пробудить в своих учениках чувство Святыни и Тайны, удалось помочь осознать, что есть нечто неизмеримо возвышающееся над их бытом, который сами они сделали бессмысленным, сереньким и аморфным, то, значит, старания преподавателя не были напрасными. Два слова десятилетиями вбивались в сознание наших граждан - "покорить" и "освоить". Если в наше время о "покорении природы" говорить стало уже не модным, то многочисленная оккультная и около оккультная литература дает различные рецепты "освоения Абсолютного". Однако, Тайна потому и Тайна, что ее не положишь в карман. Святыня потому и Святыня, что она не помещается в ряд с сиюминутными новинками и житейскими мелочами. Бог потому и Бог, что он Творец мира и Господин истории, а не безличная энергия, которую можно "осваивать", пускать по проводам и, щелкая выключателем, освещать квартиры, где есть телевизор, но нету икон.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.