Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О пользе ведения писательских дневников

  • Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал

  • Иллюзия современности

  • Харе Кришна, общество русской культуры

  • Технология лжи

  • Про сокровенное

  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре

  • Смотря православное видео

  • Рецепты

  • Прогулки по Лондону и Парижу

  • Про свободу

  • Про Глеба Якунина

  • Молитвы об исцелении алкоголиков

  • Диалог про вино

  • Про авангард

  • О православном преподовании политологии

  • Пихтовое масло

  • Отношения государства и Церкви

  • Об исцелении

  • О стереотипах

  • О православной философии

  • О православной империи

  • О пользе катихизисов

  • О наркомании

  • О любви

  • О ханжестве

  • Кров и кровь

  • Крещение в Тобольске

  • Как я бросил курить

  • Живые и мертвые слова о бытии

  • Долой редукционизм

  • Астрология

  • 20 век: нищета идеологий

  • Прогулки по Лондону и Парижу.

         Предисловие. Мне отвратительно низкопоклонство перед Западом, всяческое задоллоржопурванство. Но, честно говоря, не менее отвратителен и ксенофобический тупой шовинизм: мол, все в России лучше - и куры толще, и та же осина она лишь у нас осина, а у них и не понять что такое. вспоминается что-то такое, читанное в юности: " И вот стою я, Коля Букин, у Букингемского дворца". А дальше шло, наверное, как в деревне рожь обмолотили и девки пошли на околицу плясать. Иногда две эти крайности совпадают. Одному из моих дядей лет 20 назад довелось по работе прожить недели три в Лондоне. С тех пор дома у него висела карта Лондона, он произносил название улиц великобританской столицы с иноземным шиком, во взоре его светилось презрение к недочеловекам, нога которых не ступала на Трафальгарскую площадь. Но в то же самое время рассказывал, какое в Лондоне все невкусное, хлеба ржаного нет, а он уж прямо не мог три недели без ржаного хлеба прожить и заказывал будто бы летчикам и те ему из Союза ржаной хлеб привозили. Мне это все странно было слушать: я и с черным хлебом могу поесть и с белым, а могу и совсем без хлеба. Для меня не существует такой проблемы. И Россия - это Россия. А Великобритания - Великобритания. И Родина - это Родина. Ее любят за то, что она мать, а не за то, что она прогрессивнее, богаче, свободолюбивее, свободнее, ближе к Богу или дальше от Бога. Любите свою Родину за то, что она Родина и позвольте другим странам не есть ржаного хлеба и не плясать на околице, если они не хотят.
         Я решился написать эти заметки, понимая, что поездка моя была совершенно буржуазная и заметки, поэтому получатся обывательски-буржуазными. Вот если бы я прошел Англию с Францией без копья в кармане, ночевал на вокзалах, ел объедки, то могла, наверное, из этого получиться литература. так как литература требует отверженности. А я жил в столицах с относительным комфортом, жрал от пуза, делал покупки в магазинах и не чувствовал того трагического обстоятельства, что пока я ездил, потерял ту Россию, которую знал, так как появилась новая неведомая мне Россия, а старая ушла невесть куда.
    Я хотел попасть в Англию и Францию, но пока самолет, вылетев из Шереметьево-2, находился в воздухе, на их месте появились совершенно новые страны, для которых пока не придуманы названия. И среди всей этой иллюзорности лишь Господь обладает полной очевидностью и, поэтому, всю поездку со мной была икона из Абалака.
    Как я встречался с Дэвидом Боуи.
    Памяти Д.О. Попова.
         Когда я был в Лондоне, там выступал известный всем Дэвид Боуи. А я к тому времени порастратился. Зашел к нему за кулисы. Говорю: "Дэвид, я в этом городе никого, кроме тебя, не знаю. Дай взаймы сотню фунтов." А он видел, что я видел, как ему только что давали бабки - его гонорар за выступление. Отказать - неудобняк. Ну и дал.
    MocQUA.
         Ну, ладно. Шутки в сторону. Путешествие началось с того, что мы с женой Мариной 5 августа вылетели из аэропорта Рощино и приземлились в аэропорту Шереметьево, съев в воздухе курицу с гречневой кашей. Прилетели и отметили, что а) тяжеловато в Москве дышать, не хватает воздуха; б)сотни, нет, тысячи водителей-шакалов в аэропорту Шереметьево роют землю копытами: "Такси! Такси!! Недорого! Кому такси?!"; в) везде косит Довгань своим лиловым глазом (Довганя я не люблю, отдал я свой ваучер в его "Дока-хлеб" и получил шиш с маслом, а Довгань собрал с граждан их ваучеры и жирует, жулик он, ваш Довгань, снимите его с рекламных щитов, не заслужил он косить отовсюду своим лиловым глазом); г) каждый вечер в московском эфире по-прежнему радио "Радонеж"; д) у работника православной видеостудии Артура-Василия Струкова родилась дочь.
         Купили разных книжек и отослали их посылкой в Тюмень: Плотин "Эннеады", Мирча Элиадзе, "Смех" А.Бергсона, Петер Козловски, Сьюзен Зонтаг, Жан Жане "Дневник вора", Алексей Цветков, "Фовизм" Жана Лемари (издательство Альбера Скира) и др. "ТНЕ" А.Цветкова, начиная с названия, какой-то унылый плагиат: у Вознесенского матьматьмать - тьма, а у А.Цветкова нетнетнет - ТНЕ. Не помогает и предисловие Эдуарда Лимонова, который пытается нас убедить, какой интересный писатель Цветков. Кому на пороге XXI века интересны эти убогие писания, похожие как две капли воды на всякие сюры и фантазии, сочиняемые выжившими из ума завшивленными пожилыми хиппанами для журнала "Забриски RIDER"? Прочитал хваленый "Дневник вора" Жана Жане. Ну что сказать: французик, пидорасик, мелковато, глуповато. Не может толком ни воровать - ни дневники писать. Сидел бы, ел своих лягушек и не высовывался выше своей ватерлинии. Первый шаг к тому, чтобы стать властителем дум - стать пидорасом. А чтобы совсем прославиться , надо как можно сильнее нарушать заповеди Божьи: кощунствовать, воровать, прелюбодействовать, совращать малолетних и всем этим очень гордиться и на каждом углу об этом трубить. Единственное, что понравилось у Жене - про человека, прицеплявшего к изнанке своих брюк кисть искусственного целлулоидного винограда. Лет 20 назад в Питере молодые люди на танцах использовали в этих же целях кусок резинового шланга. Жан Жене то уже помер, а вы, молодые, помните, что "мужеложцы Царства Божия не наследуют" (1 Послание к Коринфянам). Купил и прочитал очень модного сейчас Пелевина. Пелевин мне понравился. Это вам не Жан Жене. Отличный юмор. Хороший вкус. Образованность. К сожалению, Пелевин, кажется не верит в Бога. Да и писал бы чуть покороче, да буддизма бы поменьше.
         Есть в Москве такое хорошее место - Международный Центр Славянской Культуры. Там же находится книжнвй магазин издательства "Русский вестник". Там купил книгу Льва Тихомирова "Религиозно- философские основы истории". Юноше, думающему об истории, лучше читать не Яснерса, а Тихомирова, т.к. он говорит об истории в полном ее объеме с православно-христианской точки зрения.
         Гулял по Москве с Артуром - Василием Струковым, работником православной видеостудии. В свое время Артур-Василий играл панк-рок и был основателем легендарной группы "Культурная революция". Бог может удивительным образом менять жизнь людей, причем менять даже как-то без противоречия человека прежнего и нового. В панк-роке был прорыв к живому звучанию, живому пению, прорыв к шероховатой жизни в противовес приглаженности, стандартизированности, шаблонности. Такой опыт позволил ему многое в Церкви сейчас понять для себя глубже. Мы гуляли с Артуром- Василием по Замоскворечью, мы заходили в прекрасные храмы и видели много хороших, добрых лиц наших соотечественников. Показалось даже, что в Замоскворечье меньше попадается мутантов- лужковцев, которые стоят с толстыми задницами, продают какую-то дрянь, курят и бранятся визгливыми картавыми голосами. Мы заходили в Центр реабилитации жертв тоталитарных сект и там я был изумлен ее основателем отцом Олегом Стеняевым, могучим двухсоткилограммовым человеком. Отец Олег прошел сложный путь: одно время был в васильевской "Памяти", был членом Зарубежной (Карловацкой) раскольнической организации. Потом покаялся, был рукоположен. Сейчас трудно переоценить его деятельность в стране, наводненной всевозможными сектами. И к нам на улице подходили представители каких-то неведомых "объединенных церквей" и просили денег (мы, понятное дело, не дали). Уже многие годы Москва отравляет страну оккультистской заразой. Здесь плюнь наугад - попадешь в какого-нибудь рериховца.
         7 августа в день успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, ходил в чудесный храм Бориса и Глеба, что на Перекопской (Патриарх и Ельцин встречались накануне в храме Бориса и Глеба на Арбате). Я очень люблю этот храм и всякий раз, оказываясь в Москве, стараюсь непременно в него попасть. Получив благословение, заснял храм на видеокамеру. Смотрел по московскому телеканалу очень интересную передачу Крутова "Русский дом" (на Тюмень ее не транслируют). Если кто будет в Москве, непременно посмотрите - не пожалеете. В Москве появилась новая мода у солдат: подходят и спрашивают "Простите, у вас не буде 2 тысяч рублей?" Хоть бы кто попросил 3 тысячи для разнообразия. В ГУМе, куда зашли поменять рубли на фунты, смердит ужасно чем-то омерзительным. Москва! Как много в этом звуке! И в воздухе несутся пуки!
         Вокруг Красной площади сплошная стройплощадка. Походишь там минут 15 и сильно начинают раздражать все их отбойные молотки. Проходя мимо гостиницы "Москва", с удивлением обратил внимание, что у нее всего три звезды. В наше время считалось - шикарнейшая гостиница. Значит, не катит как-то по международным стандартам.
         В Москве мы с женой ходили в английское посольство, чтобы после собеседования получить визы. Французское посольство визы дает без всяких собеседований. Зверствуют только английское и американское посольства. Цель собеседования - выявить, насколько вероятно невозвращение опрашиваемого человека и этому воспрепятствовать. А человек, проходящий собеседование, должен создавать у своих экзаменаторов иллюзию своего полного благополучия у себя дома. Дескать, дома его ждут дети, любимая работа и любимые животные. Если же он скажет, что дома ждет холодная постель, пьяная соседка и прочее, как об этом пел в свое время своим надрывано-плачуще-ноющим голосом А. Розембаум, то ему ответят: "Извини, братишка. В Великобританию пока ехать тебе рановато." Так завернули, говорят, в прошлом или позапрошлом году 70% желающих съездить в Лондон на съезд распространителей гербалайфа. Вообще рассказывали всякие ужасы: о том, как желающие выехать с ночи занимали очереди (уж к очередям мне не привыкать, особенно запомнились на веки веков горбачевские очереди за водкой), жгли костры, составляли километровые списки; о том, какие коварные вопросы задают офицеры в посольстве. Тетушка из московского турбюро инструктировала нас, мол, если спросят, зачем хотите в UK, отвечайте, что давно собирались посетить Национальную картинную галерею; если спросят, что конкретно вас в ней интересует, то в подробности не вдавайтесь, чтобы не запутаться. Чуткий с детства к дискриминации во всех ее проявлениях, я сказал тетушке: "А Чего ради я вообще должен отвечать на дурацкие вопросы каких-то офицеров?" Она ободряюще улыбнулась: "У вас, я думаю, все будет в порядке". Но я настроился на худшее. "God save the Queen? Who not a human been" - желчно повторял я про себя слова одной песни Sex Pistols, которые Евгений Эдуардович Федотов перевел так: "Боже, храни королеву, которая даже и не человеческое существо". Но действительность оказалась намного лучше мрачных предчувствий. Ждать пришлось совсем недолго, подошел к окошку, ответил на пару уточняющих вопросов - и все. Жену даже и к окошку не вызывали.
    Лондон.
         С легким сердцем покидал я Москву, которую, честно говоря, не люблю. Но можно иногда приехать сюда ради храмов. Да еще книжек хороших побольше, чем в Тюмени. Да и метро красивое. Вот и все. Столицей я Москву не считаю, да она таковой и не является. Пока ехали на маршрутке из Шереметьево -2, нам в бок чуть не въехал КАМАЗ. Пассажиры покачали головами - дурак, говорят, опасно ездит.
         Посадили на в аэробус на средний ряд возле сортира в салоне для курящих (самолет был набит битком и достались только эти места). С двух сторон в проходах стояли занявшие очередь в туалет люди, переминаясь с ноги на ногу и расстегивая штаны. На это не настроило меня против Аэрофлота. Дело в том, что купив билеты из Тюмени в Москву в период с 21 июля по 31 августа мы приобрели право на скидку в 222 доллара за билет на рейсы Аэрофлота с 26 октября 1997 года по 29 марта 1998 года. Поддержал мое неплохое настроение обед в воздухе. Обед на четверочку. Принесли рыбу тушеную, салат с крабными палочками, масло, мягкий сыр, кофе, сок, пирожные. Рыба вкусная, гарнирчик, правда, подгулял - вареный картофель с невкусным зеленым горошком.
         В Лондоне нас встретила симпатичная девушка Наташа с проколотой ноздрей. Вообще довольно много там людей с проколотыми ноздрями, ушами, губами и т.д. А мы зато приехали все с пудовыми золотыми цепями на шеях. поселились мы в гостинице Great Western Royal на северной стороне Гайд-парка прямо напротив станции метро Пэдингтон. Мне понравилось и место и гостиница, хотя традиционно северная сторона Гайд-парка в отличие от южной аристократической, считалась гопницкой. Сейчас здесь живет много выходцев из Индии и Пакистана. День прилета был воскресенье и мы пошли прогуляться в Гайд-парк. который к нашему удивлению заполнен был индо-пакистанской толпой, пахнущей розовым маслом. Ехала даже одна восточная женщина в чадре и на роликовых коньках. Кстати говоря, Гайд-парк очень красив, но Булонский лес милее сердцу, т.к. более дик. В Гайд-парке есть озеро Серпантин, на берегах которого я любовался уточками. Надо сказать, что эта поездка прошла под знаком уточки: и в Подмосковье в Балашихе ими любовался, и в Гайд-парке, и потом еще в Винсентском лесу. Озеро Серпантин единственное в Лондоне место, где можно купаться. Там располагается клуб купальщиков (плещутся круглый год). Когда мы гуляли в Гайд-парке, купались одни индусы, почему-то все в одежде (не исключено, что из религиозных побуждений). В Англии все свое особое, все по-другому, чем на континенте. Машины едут по левой стороне. Белки не похожи на наших. Двухэтажные автобусы. красные телефонные будки. Раковину для умывания нужно наполнить водой из двух кранов, затыкать отверстие и умываться, как в тазу. Плечики в гостиничном шкафу не снимаются, а приделаны намертво. Ток в сети 240 Вт, и чтобы побриться нашей бритвой, требуется адаптер. Но все эти особости не раздражают, а приятно умиляют - вот, надо же, другая страна, все норовят по-своему сделать. Мне, как верующему человеку, приятно было, что в тумбочку рядом с кроватью положили Holy Bible. Ни во Франции, ни в матушке-России такого нет и даже в голову никому не придет. А что если в этом номере поселится чукотский шаман, каково ему будет ночевать с Библией у изголовья? Еще чего доброго обидится!
         Англичане народ весьма чудаковатый. Достаточно сказать, что тело своего любимого адмирала Нельсона, погибшего в Трафальгарской битве, они везли домой в бочке рома, чтобы тело не испортилось. Но матросы несколько раз выпивали весь ром из бочки и его приходилось постоянно доливать. Или посмотрите на сюрреалистические движения часовых у Сент-Джеймсского дворца. Или на смену караула у Букингемского дворца, когда за людьми в красных камзолах и черных мохнатых шапках из медвежьего меха ведут белого козла (по праздникам ему, представьте себе, даже рога золотят).
         Великобритания - монархия, и это чувствуется. В Тауэре есть помещение, где постоянно на экране сцены коронации, ликующие толпы. О королеве и членах королевской семьи говорится всегда с большим пиететом. В подвалах музея мадам Тюссо соседствуют Джек Потрошитель и французская революция. Впечатляют мрачные спецэффекты: ревет революционная толпа, когда проходишь в арку гильотины, раздается звук падающего топора. Действительно страшно, неприятно и вызывает ненависть к демократии.
         В Лондоне не видно беременных и собак. Так не похоже на Москву, где каждый москвич тащится со своей собачкой. Попробовали хваленый сидр (я - маленький глоточек, т.к. не пью уже 3 года) - оказалось обыкновенная яблочная брага. Его продают в баночках как пиво. Нам показалось, что в Лондоне архитектура разнообразнее, чем в Париже. В Париже есть очень красивые архитектурные ансамбли, но в целом здания довольно монотонные. В Лондоне глаз радует английская готика, в Париже соборы сглаженнее, округленнее. Показалось, что Лондон позеленее Парижа и цветов в Лондоне побольше (очень украшают город висящие на ажурных железных столбах корзины с цветами и разнообразные цветы на домах). В Париже на домах в основном бегонии.
         Получил внутреннее удовлетворение от того, что видел в Лондоне панков. Видел даже пожилых, семейных панков с маленькими детьми. Панк стал английской экзотикой, как бифитеры, двухэтажные автобусы, пабы и т.д. очень понравилось мне английское телевидение - несексуальное и малорекламное. 60% экранного времени занимают передачи о животных и спорт. Нет прокладок с крылышками и рекламирующих их дамочек, которых несомненно ожидает в скором будущем геенна огненная.
         Понравилось в Сохо, в китайских кварталах с воротами, каменными дракончиками, музыкой, цирками, магазинчиками, торгующими тушью и кисточками для каллиграфии. Понравилось в заведении под названием Rainforest, которое определялось как wild shop and wild eat. Там были кинетические фигуры диких зверей и разных странных существ. Восхитило нас лондонское такси - кэб своими благородными очертаниями, невероятным удобством и дешевизной. Проезжая на такси, увидел в окно Abbey-road, которую до этого видел только во сне и на обложке пластинки Beatles.
         В 30 минутах ходьбы от нас находилась русская православная церковь Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых. К сожалению попасть туда не удалось, т.к. храм был закрыт всю неделю (служба только по субботам, воскресеньям и по праздникам). Вид у храма совсем романо-католический, видимо первоначально там служились католические мессы. В этом храме служит и рядом с ним живет митрополит Антоний Сурожский - замечательный мужественный человек, выдающийся богослов. В настоящее время он, как говорят, очень сильно болеет. В Лондоне на окружало много приятных людей. Очень забавен был гид Крис: карликовый Жан-Поль Готье, размером с собственный зонт и весом должно быть килограмм 30, очень серьезный в кожаных обтягивающих штанишках. Мама его была русской и, видимо, от нее он научился тем чопорностям и архаизмам, которые нет-нет да и вворачивал в свою речь. В нашей туристической группе был спортсмен-лыжник Володя, который был настоящим видеоманьяком - снимал на видеокамеру все подряд. Вообще ее не выключал. Спросил его: "Дорогу-то зачем снимаешь? Ничего ведь интересного." А он говорит: "Я приеду домой. Включаю видак, и у меня он крутится круглые сутки. Вечером лягу, смотрю на экран и как будто бы тоже еду по дороге. Так и засыпаю."
         Ходили мы в Ридженс-парк. В нем зоопарк. Парижский зоопарк понравился больше: он компактнее и животные как-то интереснее, а здесь тащишься, тащишься по огромной территории, жарко и животные все от жары попрятались - никого не видать. Незабываемая сцена: видели как слону стригли ногти, а он блаженно лежал на боку.
         Покупали всякую всячину на Оксфорд-стрит в Selfridges, в House of Scotland, в Laura Ashley и Бог знает в каких еще богатых и красивых магазинах. Очень удивили книжные магазины на Чаринг-кросс. Гуляли там полдня и все не могли наглядеться на альбомы живописи, современной фотографии и т.д. там же на Чаринг-кросс есть хорошие музыкальные магазины. В одном магазине, продающем CD (где именно это было, не помню) случилась со мной удивительная история: зашел, посмотрел на раскинувшееся вокруг изобилие, осознал людей в качестве заботливых белочек, несущих в свое гнездышко кусочки всякой музыки, махнул рукой и ничего не купил.
         Были в Тауэре. Видели пресловутых бифитеров, набираемых из отставных военных с зычными голосами и артистическими способностями. Бифитеры кормят тауэрских воронов, которые величиной с небольшую собаку. У воронов подрезаны крылья, чтобы не улетели. Им дают собачий корм, арзмоче5нный в крови. Вообще-то "бифитер" - это прозвище (т.е. буквально "поедатель говядины, т.к. они традиционно получали традиционно большой мясной паек), а по-правильному говорится "йомен". Это как у нас "мент" и "милиционер". Однако, как известно, выпускается джин "Бифитер" и никто на это не обижается. Все равно как выпускали бы у нас водку "Мент" или "Ментяра".
         Были в музее Холмса на Бейкер-стрит. В крошечных комнатах жили Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Наши же кинематографисты устроили их по-купечески. На станции метро Бейкер-стрит стоял сам великий сыщик и раздавал всем проходящим визитки музея. Лицо его несло отпечаток бурно проведенной в пороках и страстях жизни. Почему-то вспомнилась песня: "Жизнь вся прошла сквозь разврат и веселие. Жизнь вся прошла среди шумных пиров. Только под старость злодейкой подкралась к сердцу больному шальная любовь."
         Очень понравилось в музее мадам Тюссо. Особенно аттракцион под названием Spirit of London: ты едешь в маленьких двухместных вагончиках, а вокруг кинетические фигуры, музыка, все движется и всего очень много, невероятно здорово. Интересно, что какой-то там знаменитый борец сумо оказался гораздо меньше отца Олега Стеняева. Ходили в Rock circus - филиал музея мадам Тюссо. Это языческое капище, где тебе дают наушники и пока идешь от идола к идолу звучит музыка того, к кому подходишь. Элвис, Фредди Меркюри и другие, хотели ли они после смерти стоять дурацкими куклами? А, может быть, хотели.
         Ходили в Вестминстерское аббатство, причем заходили в алтарную часть. Мог бы наговорить много ироничных слов в адрес англиканской церкви, но не буду этого делать. Были в Национальной картинной галерее. Там в это время проходила выставка под названием "Сон": собраны картины разных эпох. Части экспозиции: сон и грех, мирный сон, сон и смерть. На выставке много картин, изображающих сон апостолов. Видимо продолжается мода на описание человеческих состояний: история скуки, философия отчаяния и прочее. Живопись в Национальной картинной галерее побогаче даже, чем в Лувре (но в Национальной картинной галерее собрана одна живопись, а в Лувре там всего дополна). Англичане изрядные лакировщики: они не признают очарование ветхостью и стариной и храмовая живопись многовековой давности сияет у них под несколькими слоями лака.
         Теперь - про еду. В Лондоне, как и в Париже, есть много мест, где можно относительно дешево перекусить за 3 фунта: заведения типа Макдональдса, first and chips и прочие. Но в Лондоне хорошо поесть стоит от 50 фунтов и выше, а в Париже в 2 -2,5 раза дешевле, причем мест, где можно хорошо поесть значительно больше и они разнообразнее. Мы сходили в итальянский ресторан и поужинали вдвоем на 44 фунта. Съели две огромнейших порции ризотто (плов с мидиями, кальмарами, креветками и Бог знает с чем еще), 2 итальянские дыньки. Выпили 2 кофе капуччино. Бутылку минеральной воды. Еще приносят там в качестве бесплатной закуски сырые овощи, оливки и булки с маслом. Ничего так поели - на четыре с плюсом. А на 5 мы поели в Сохо в китайском ресторане. Мы попробовали утку по-пекински, которая считается праздничным китайским кушаньем. Принесли блюдо на весь стол, где лежала зажаренная утка, разрезанная на 100 кусочков. Каждый кусочек непременно содержал поджаристую корочку, немного утиного жира и мясо. Каждый кусочек был выложен на отдельный чипс. Еще принесли тарелочку, на которой лежали лук, маринованная морковь и огурец, нарезанные полосочками. Еще принесли плетеный туесок, закрывающийся крышкой, доверху наполненный пресными блинами. И вот, представьте себе, на блин надо накладывать мясо, овощи, заворачивать, сбрызгивать гранатовым и соевым соусом, посыпая разными специями - и потом есть.
    Париж.
         Пробыв несколько дней в Лондоне, мы поехали в Париж. Поездку в туннеле под Ла-Маншем я представлял себе как нечто экстраординарное. Оказалось - обычная электричка. Просто на 30 минут уходим в туннель, выезжаем - и уже Франция. По сторонам все те же блеклые ландшафты. Ехать из Тюмени в Ембаево гораздо интереснее.
         Во Франции нас поселили в отель Excelsior opera. Единственным плюсом было расположение этого отеля - в 100 метрах от Галери Лафайет. Номер был ужасным - мансарда на самом верху, которая окном выходила во внутренний дворик, подобный узкому обшарпанному колодцу, да еще в нескольких метрах от окна была вытяжная труба из кухни, прибавьте к этому жару +32, ублюдочный душ вместо роскошной английской ванной, куда я мог влезть вместе с ногами, игрушечный лифт, куда и два человека с трудом втиснутся и прочие приятности. И это называется "три звезды"? Жена пошла, поскандалила и дали другой номер, чуть-чуть получше. Во время нашего пребывания Париж готовился к приеду папы Римского. Пред Собором парижской Богоматери устанавливали помост, аппаратуру. Автобусами приезжали паломники, которых встречали в католических храмах, давали им еду и размещали на ночлег. На Сент-Жермен я видел таблички, приглашающие к размещению католиков с Украины. С организацией там все в порядке, т.к. католицизм - это именно организация. Когда-то Иосиф Бродский советовал побить морду некоемому литератору, написавшему о безблагодатности западных католических храмов. Но - это же действительно так! Были на службе в соборе Мадлен: огромный роскошный храм, а верующих прихожан человек 20. Выходит к ним какой-то негр в зеленом наряде (пикантность ситуации состоит в том, что в Париже уборщики улиц одеваются в зеленое и, чаще всего, это негры), потом мужик в зеленом пиджаке. В прошлое пребывание в Париже был на службе в Сенте-Кер еще более странной: туристы шляются, в шапках, хохочут, щелкают фотоаппаратами, чуть на пол не плюют (у нас бы вывели сразу охальников), женщина пела в микрофон красиво, но похоже на Cocteau Twins (т.е. пела в сторону противоположную от церковности), потом стал ей подпевать чувачина с каркающим голосом французского шансонье. Какая-то, понимаешь, литературно-музыкальная композиция. Видел я и католическое "причащение": прихожанам дают облатки - плоские кусочки хлеба вместо завещанных Самим Господом "Тела и Крови Христовых", дают так, как всовывают всем выходящим из метро бумажки с рекламой дешевой закусочной или адресом магнетизера... когда папа Римский прилетел, мы еще были в Париже, но на другой день улетели и поэтому не увидели и не услышали его.
         Есть на Rue Daru чудесный православный храм Александра Невского. Очень он мне нравится и не хватает моих слабых слов, чтобы рассказать как он прекрасен. В нем отпевали Василия Кандинского, Андрея Тарковского, Бунина, многих из эмиграции. Третий раз я приезжаю в Париж и по тем или иным причинам не удается попасть сюда на службу. Прошлый раз пришел в воскресенье в 5 часов, а служба уже закончилась(начинается гораздо раньше, чем у нас в храмах). Служба кончилась, но храм был еще открыт и я купил там крестики, кассету с записью русского кафедрального хора Парижа и несколько брошюрок, выпущенных к 100-летию храма в 1961году.
         В храме лежал подписной лист пожертвований: какой-то "Серега" из Мюнхена отстегнул широким жестом аж целых 20 франков и гордо всем об этом сообщил, больше всех дала некая госпожа Попова - 500 франков. Рядом с храмом Александра Невского есть два русских кабака, в одном на витрине выставлена павловская шаль и изображен казачина, сидящий на берегу ручья. Есть там рядом еще магазин, торгующий русскими книгами и иконами. Когда я был здесь год назад, то познакомился с его разговорчивым хозяином, который (если, конечно, не врет) является племянником внучки генерала Краснова. От него я узнал, что мы с вами живем не в России, а в Московии, что в современном справочнике телефонов Москвы больше половины фамилий на "ко" (куда же делись великороссы?). Еще рассказал анекдот: что-то вроде того, что русские - это умные хохлы и посетовал, что никто в нынешней России не знает многочисленных книг генерала Краснова и не хочет их издавать. Хотел, чтобы я купил эти книги, но я не стал покупать. В этот приезд во дворе храма Александра Невского висели различные забавные объявления на русском языке: что вход в храм в шортах не разрешается; что ввиду большого наплыва соотечественников, нуждающихся в деньгах и ночлеге, храм сообщает - нет возможности им помогать и дает телефон, где можно одну-две ночи бесплатно переночевать. Еще были объявления о том, что мужчины и женщины, знающие 3-4 языка и имеющие разные хорошие специальности, ищут любую работу. Еще русских мужчин и женщин приглашали в сентябре сниматься в массовках в полнометражном фильме.
         В Париже живет мой хороший знакомый по прозванию Толстый. Человек это замечательный во всех отношениях и, поэтому, в этих путаных заметках скажу пару слов и о нем. Сейчас он актер французского кино и снялся, благодаря своему артистизму и колоритной внешности, наверное, уже в фильмах 60. Но не этим Толстым знаменит. Он входит в четверку лучших русских представителей mail - arta наряду с Малевичем, Крученых и Вагричем Бахчаняном. Еще Толстый знаменит как издатель известного в свое время альманаха "Мулета". Еще Толстый пишет стихи, среди которых есть довольно смешные. Недавно в Санкт-Петербурге вышел его сборник "Стихи иностранца". История сборника примечательна. Первоначально стихи были написаны Толстым по-русски, затем переведены на французский язык и напечатаны в каком-то тамошнем альманахе. Этот альманах обнаружил некий санкт-петербургский человек, стихи ему понравились и он вновь перевел их на русский. Он думал, что переводит француза по фамилии "Tolsty". Была такая какое-то время назад Парижская галерея Гарика Басмаджана. Толстый показывал там свои визуансы: распинал себя на крестах, раскрашивался в разные цвета и прочие. Потом Гарик Басмаджан в период перестройки приехал в Москву - там его и завалили. Галерея перестала существовать. Лет 10 назад знакомые московского художника Авдея Тер- Оганяна вернулись из Рима и говорят: "Там Толстый ныряет в фонтан и показывает задницу за деньги". На самом деле с Римом была следующая история: Толстый раскрасился под арбуз, прыгал в фонтан и кричал на разных языках: "Итальянцы, берегите папу!". итальянские карабинеры повинтили его за хулиганство. А через три дня, действительно, произошло покушение на папу. Итальянцы, которые очень любят папу, изумились, растерялись и с извинениями отпустили Толстого. Одно время Толстый жил в квартире, в которой прошли последние годы жизни Нестора Махно. Он опубликовал некоторые неизданные произведения Махно. Сейчас Толстый живет в большой квартире - мэрия Парижа подарила ему за вклад во французское искусство.
         По Парижу здорово гулять. Он компактнее Лондона и метро в Париже совсем удобное (для дебилов), запутаться невозможно. Но у англичан деньги прекрасные - солидные, весомые. А у русских и французов - фантики. И в этот раз мы были в Париже в августе, и он показался каким-то запущенным, неухоженным, грязноватым. Должно быть, сказывается время отпусков. И жарко, очень жарко. Хотелось в такую жару оказаться где-нибудь на море. Оттягивала, правда, холодная минеральная вода Bodoit.
         Только приехали, вышли из отеля, подрулил какой-то итальянский жулик и на смешанном русско-итальянском языке (фирма "Валентино", "бензино" и прочее) стал дарить мне какие-то дубленки. Называя меня "профессоре", он говорил, что едет из Москвы, но по дороге проигрался в казино и просил денег на "бензино". Денег я ему, конечно, не дал. Вскоре мы увидели Эйфелеву башню, на которой было написано, что до 2000 года осталось 869 дней. Год назад я поднялся на одну из площадок Эйфелевой башни и там было нацарапано гвоздем: "Гражданская оборона. Егор Летов". Гуляя по парижским улицам и спускаясь в метро, слышали много самой разной хорошей музыки: около Printems играл джазовый квартет, около Центра Помпиду хрипло и как-то по-блатному пел шарманщик, в метро на электроарфе играл латиноамериканец, и везде играли на бесчисленных аккордеонах.
         Отправился на прогулку по тем местам в Париже, где уже раньше был. Идет по улице русское семейство, ругаются не стесняясь, думая, что кругом иностранцы. Она: "Свинья ты, свинья". Он: "Ну, ладно. Пойдем, купим". Rue Cadet. Здесь находится Grand Orient, т.е. масонская ложа Великий Восток. Русских туристов туда не водят, но, если кому доведется быть в Париже, сообщаю адрес: rue Cadet 16. На первом этаже музей франкмасонства. Музей бесплатный, вход свободный. Там в витрине можете полюбоваться урной с прахом великого магистра и разными масонскими реликвиями - циркулями, мастерками и т.д. В этот раз пришел сюда в субботу, и музей был закрыт. Великий Восток - это так называемое "Красное масонство", приложившее свою руку и к нашей многострадальной истории. Пройдя rue Cadet, пошел по еврейским кварталам. Суббота - тоже все закрыто. В витринах шестиконечные звезды, Талмуды, Шаломы и прочее. Двигаюсь в сторону Монмартра. Наконец прихожу на Монмартр, где многолюдно, бестолково. Художники рисуют и тут же продают шаржи на известных политических деятелей и на самих туристов. Тут же мимы, аккордеонисты. Выхожу на улочки, где меньше туристов: узкие, крутые. Стены увиты вьющимися растениями. Нахожу место, которое Утрилло изобразил на одной из своих превосходных картин. Снова вижу скульптуру, созданную Жаном Маре, - "Человек, проходящий сквозь стену".
         И везде вижу лягушек, лягушек, лягушек, которые тиражируются от сережек в ушах до больших скульптурных изображений. Недаром, должно быть, французов зовут "лягушатниками". В Центре Помпиду была выставка "Made in France 1947 - 1997", о которой много писалось и говорилось. Там было много всяческого концептуализма и авангардизма, который можно определить как "затейливые штучки". Но в таком определении нет никакого осуждения и противопоставления некоему "хорошему искусству". 99% всего искусства и составляют затейливые штучки. А 1% - это вовсе и не искусство, а нечто иное. Пусть богословы сочтут это за легкомыслие, но я думаю, что Господь всегда дает человеку все, о чем ему когда-либо мечталось. Но дает не в период жгучего желания, о когда пройдет время, желание потускнеет, и вот тебе, пожалуйста, то о чем мечтал лет 20 назад. Смотришь на это и думаешь: "А зачем я об этом мечтал? То ли это, что мне необходимо?" когда-то давно я по передачам западных радиостанций, всяким публикациям жадно стремился узнать "другое" искусство, отличное от соцреализма, вел тетради, собирал картинки. И вот я в Париже, смотрю выдающихся концептуалистов и ни радости особой, ни восторга при этом не испытываю. На выставке работы Кристо, который, если не ошибаюсь, живет сейчас в США. Кристо любит все заворачивать в холст и полиэтилен: Pont - Neut в Париже, несколько километров австралийского побережья и т.д. Здесь стоит его столик, завернутый в холст. Арман, автор знаменитых скульптур из чемоданов и часов у вокзала Сен-Лазар. Здесь его работа: много противогазов, запаянных в пластиковый ящик. В одном зале на потолке я видел хихикающего яйцеголового человечка, шутит, что-то говорит. В другом зале на стене несколько киноэкранов. На одном экране человек говорит что-то. На другом - из рук у него вываливаются книги. На третьем - книги падают ему на голову. В Центре Помпиду приятно гулять: кондиционированный прохладный воздух, у людей более умные лица и сюда, кажется, не приводят русских и итальянцев. Больше всего понравился очень милый, скажем так задорный лягушонок - монстрик Макса Эрнста. Еще в центре Помпиду походит выставка Фернана Леже. Вышел оттуда минуты через три. Этот кубист - коммунист в большом количестве совершенно непереносим. Чего не скажешь о Пикассо. Ходили в музей Пикассо, расположенный в квартале Маре в особняке 17 века под названием "Отель Сале". Здесь можно посмотреть Пикассо 20-40 гг., который нам менее известен, т.к. в нашей стране есть Пикассо до 17 года и Пикассо начиная с 50-х.
         Были в музее Оранжери в саду Тюильтри. Там хорошие импрессионисты. Очень понравились Сутин и Модильяни. Правда затесался туда и Ренуар со своим трипперным искусством. Самое впечатляющее в Музее Оранжери - два больших овальных зала, по стенам которых холсты Клода Моне с кувшинками ( каждый метров по 10-15). Все думали, что Клод Моне под конец своей жизни совсем рехнулся - стал рисовать одни кувшинки. Но он это делал спецом. Совсем не прост был Клод Моне. Там же в саду Тюильри есть Галерея для игры в мяч. Там проходила выставка Сезара. Сезар - представитель так называемого "нового реализма", французского варианта американского поп-арта. Выставка забавная. Хорошо владел сварочным аппаратом новый реалист Сезар. Всякий железный хлам сваркой превращен был в затейливые фигуры. Еще там были компрессии - спрессованные остатки автомобилей и вообще всякий спрессованный металлолом. И еще были в Лувре в Музее моды и текстиля. Говорят, что там собрано 30000 костюмов различных эпох. Там было очень приятно: мало людей, прохладный кондиционированный воздух, крутили забавные фильмы о моде.
         О кулинарных парижских впечатлениях скажу очень кратко. Поужинали в кафе "Флора" на бульваре Сен-Жермен, где постоянно торчали, пока не померли, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар и прочая философская публика. Я наконец-то попробовал пресловутый луковый суп. Ничего. Есть можно. В дорогом ресторане Drouant, что на rue Galliom 18, улиток мне принесли неочищенных в "экскаготнице", а прямо в скорлупках. И к улиткам подали щипчики, чтобы их держать, и нечто вроде крючочка-вилочки. Подумал, что буду, как Джулия Робертс в фильме "Красотка", пуляться улитками. Но каким-то образом справился. Еще ел в этом ресторане холодную горбушу по-парижски со вкуснейшим соусом из шпината и всякими штучками-дрючками.
    Эпилог.
         В заключение скажу, что если слепить Москву, Лондон и Париж вместе, то получится прекрасный город. Естественно, плохие черты всех этих городов отбросить. Такой город уже появился. Он существует в моей душе, а значит, он на самом деле есть. Поскольку не пустыня вокруг бедуина. Пустыня в его душе. Но что же тогда вокруг бедуина?
         И парочка советов едущим в Лондон и Париж. Наиболее хорош Париж в мае и сентябре: туристов меньше, и город почище и поприятнее, нет такой одуряющей жары, музеи все работают. Лондон же хорош всегда. Книги лучше покупать в Лондоне: там они дешевле и выбор их значительно больше. Лондон тем умиляет, что вход во все основные музеи бесплатный. Будете в Лондоне - непременно прокатитесь в кэбе для полноты ощущений.

    В. Динозавров-Ламаншский.


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.