Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • О пользе ведения писательских дневников

  • Константин Леонтьев:Цветущая сложность как идеал

  • Иллюзия современности

  • Харе Кришна, общество русской культуры

  • Технология лжи

  • Про сокровенное

  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре

  • Смотря православное видео

  • Рецепты

  • Прогулки по Лондону и Парижу

  • Про свободу

  • Про Глеба Якунина

  • Молитвы об исцелении алкоголиков

  • Диалог про вино

  • Про авангард

  • О православном преподовании политологии

  • Пихтовое масло

  • Отношения государства и Церкви

  • Об исцелении

  • О стереотипах

  • О православной философии

  • О православной империи

  • О пользе катихизисов

  • О наркомании

  • О любви

  • О ханжестве

  • Кров и кровь

  • Крещение в Тобольске

  • Как я бросил курить

  • Живые и мертвые слова о бытии

  • Долой редукционизм

  • Астрология

  • 20 век: нищета идеологий

  • Долой редукционизм!

         "Тюменские известия" опубликовали нелепую статью Михаила Агапова, Артема Бирюкова и Вячеслава Соломатина "Православие в истории России: мифы и реальность". Авторы сообщают нам, что православие - это не сила, способная консолидировать общество. Далее говорится, что принятие христианства не было решающим фактором в деле создания русской государственности, что православие не было главным вдохновителем и организатором борьбы против монголо-татарского ига, что религиозное мышление тоталитарно, а Церковь лишь институт, удовлетворяющий специфические потребности населения. Все сказанное является аргументом против преподавания в школе курса "Основы православной духовности и культуры". Сначала возникла мысль дать авторам подробный отчет по всем пунктам этой антицерковной публикации. Указать на плохое знание ими истории, подчеркнуть ,что мы существуем в православно-христианской культуры, которая лишь церковностью жила и дышала на протяжении веков, объяснить что слово "тоталитарный" принято употреблять не для обозначения формы владения истиной, а для характеристики государства, претендующего контролировать все сферы жизни человека (чего Церковь, разумеется, не хочет), растолковать, что страшной бедой является не стремление к "истине в последней инстанции", а, напротив, убогий релятивизм под лозунгом "все блохи не так уж плохи, все серенькие и все прыгают". Но потом я подумал, что авторы вряд ли меня поймут. И дело тут в позиции школьного примитивного редукционизма, который, видимо, и кажется авторам научной объективностью. Всякая вещь на белом свете, по воле Божьей, отличается потрясающей самобытностью и новизной. Редукционизм же явления жизни во всей их сложности и многообразности пытается подвести под простые схемы и тем самым объяснить. Редукционизм не хочет возрастать, чтобы увидеть в каждой вещи сокровенную Тайну, но хочет подогнать все вокруг под свой убогий модус восприятия. Общество- это муравейник, человек -лишь животное делающее оружие, церковь - всего лишь социальный институт...
    В свое время Дж. Беркли писал о бескрылом мелком философствовании на началах редукционизма: "Мокон, например, открыл , что природа у человека и зверя одно и та же, а значит, если человек желает сравниться в блаженстве со скотиной, то ему следует дать полную волю своим страстям и вожделением. Еще дальше пошел Горгий, который ясно доказал, что человек есть машина или механизм, а мышление или разум - все равно, что передающийся от одного шара к другому толчок. Весьма достойным образом использовал эти открытия Критон: сматематической достоверностью продемонстрировал он нам, что совесть - это химера, нравственность - предрассудок, а человек за свои деяния отвечает не больше, чем часы - за свой бой". Всей мудрости мира не хватит, чтобы понять, что такое Церковь. Но понять ее очень просто - достаточно придти в нее не надменным судьей, а человеком с открытым сердцем. Надо смотреть на нее со скептическим злобным прищуром, а с любовью и благоговением. И - долой редукционизм! Не будем стесняться изумленно замереть перед Тайной и склонить голову перед Сокровенным. Нам проще было бы так поступать, если бы в свое время нам преподавали в школе "Основы православной духовности и культуры".


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.