ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

         С И Б И Р С К А Я    П Р А В О С Л А В Н А Я    Г А З Е Т А

№2 2003 г.         

Перейти в раздел [ Проблемы насущные ]

Божьи одуванчики, Божьи ли?

Пост – время для покаяния, вот я и буду каяться. У нас в редакции работает замечательная журналистка Вероника Николаевна Петрук. И вот принесла она мне, ответственному редактору СПГ Мирославу Бакулину, материал о «зверствах приходских бабушек», о «злодеяниях приходских ведьм». И я со свойственным мне упорством и горделивостью начал ее убеждать, что нужно уважительно относиться к любому проявлению веры. Тем более – людей пожилых, которые вообще-то должны быть обречены на уважение, да куда там.

Вероника Николаевна планировала проводить с наиболее оголтелыми представителями "диких приходских старушек" беседы, как-то убеждать. Имея некий печальный опыт этих бесплодных мистических бесед о «вступившей семь раз к ряду благодати», о «таинственных снах и видениях», я порекомендовал послать эти планы ко всем маниловым.

Я вспомнил свою бабушку, которая отмолила у Бога и меня, и всю мою семью. И многих других подвижниц Божьих.

Вероника Николаевна сказала, что все они давно умерли. И что ее бабушка-молитвенница тоже умерла. И что в храмах теперь другие люди.

Я начал говорить, что пожилые люди – единственные, кто молится о своих детях. И что если мы исправим ее статью в «положительную» сторону, то статья только выиграет. И я, проявив свой редакторский произвол, ВСТАВИЛ несколько своих предложений, да и общий смысл статьи выправил. То есть: ВСЕ ИСПОРТИЛ, потому что благими намерениями, как известно, устлана дорога в ад. И статью назвали «Божьи одуванчики», хотя называлась она нынешним названием вместе с риторическим "Божьи ли?" Но ближайшее же посещение храма напомнило, что «одуванчики» не такие уж пушистые.

Более того, из Москвы пришло письмо нашей читательницы, которое мы полностью публикуем ниже. Автор буквально обрушился на Веронику Николаевну, отвечая на каждую МОЮ фразу. Поэтому я каюсь – это я исправил статью, и все нижеприведенные полемические фразы принадлежат мне, Мирославу Бакулину. Намекну и героям этой нашей полемики - все-таки на дворе пост, время покаяния.Как бы вам, пожилые прихожанки, не оказаться на моем месте, когда один из лидеров тюменских адвентистов седьмого дня сказал мне искренне в лицо: "Я никогда не пойду в Православную Церковь, только потому, что ты там".

Уважаемый редактор "Сибирской Православной газеты"!

Я являюсь Вашим благодарным читателем и считаю Вашу газету, без преувеличения, одним из лучших православных изданий России. Проживая последние десять лет в Москве, вожу номера Вашей газеты туда, в подарок своим друзьям. Но сегодня пишу Вам по иному поводу.

Прочитала (с большим опозданием) декабрьский номер за 2002 год, статью Вероники Петрук "Божьи одуванчики" и невероятно огорчилась.

Смысл статьи, напомню, в том, что молодые неверующие прихожане идут в храм как в театр - " размолеваные" и неприлично одетые и мешают глубоко верующим старушкам общаться с Господом нашим.

Являясь представителем молодежи, пострадавшей от "Божьих одуванчиков", в корне не согласна с постановкой вопроса.

Несомненно, проблема молодежи в Православии существует, это одна из самых серьезных внутренних проблем нашей Церкви. Но она стоит "с точностью до наоборот".

" Как приобщить русскую молодежь к Православию? Как оградить молодых прихожан от узурпировавших наши храмы "старушек" 60-70 лет с их безконечными нападками и откровенным хамством? Об этом писали в последние годы и продолжают писать такие блестящие представители нашей Церкви, как диакон Андрей Кураев.

"Божьи одуванчики" - вчерашние продавцы советских магазинов, члены парт. организаций, коменданты общежитий, учителя, срывавшие кресты с православных учеников (знаю из личного опыта) - пришли сегодня в наши храмы и принесли с собой дух "непримиримости" и "магазинного хамства".

Вот в чем заключается эта проблема. Половина моих знакомых, молодых и не очень, включая меня и мою маму, не раз пострадали от "... ангелов-хранителей тысячелетних традиций Православия на Руси..." (из статьи Вероники Петрук). Проблема в том, что не каждый "неофит" готов к такой встрече с хамством, и где? - в храме Божием! Не в каждом достаточно мудрости и душевных сил, чтобы понять таких "добрых христьянок" и не отождествлять их с образом храма Божия. Многие нуждаются в реабилитации после таких встреч и попросту боятся идти в храм, всячески оттягивая это событие. А, придя, ведут себя в церкви как "бедные родственники" - боятся спросить о чем-нибудь, боятся приложиться к иконе (вдруг, опять неправильно что-то сделаю!), свечи ставят трясущимися руками; стоят во время службы в самом дальнем углу, с опущенными глазами, как изгои, как преступники какие-то.

Неужели же 20-30-летний человек, только начавший взрослую жизнь, успел нагрешить столько, что ему и в храм приходить стыдно? Неужели кто-то думает, что Господь делит нас, грешных, на "правильно" и "неправильно" одетых, а скрупулезное соблюдение традиций может заменить живую, искреннюю Веру?

И хочу заметить, что бабушки -"зилоты"(ветхозаветные ревнители - ред.), рьяно взявшиеся бороться с "внешним видом" молодых прихожан (точнее, бороться с самими молодыми прихожанами как видом), когда сами были в нашем возрасте, вообще к храму близко не подходили.

Бабушка одной моей подруги, например, яростная коммунистка, 20 лет назад отнимала у своей внучки, рвала и выкидывала в окно вырезанные из журналов фотографии икон (других-то не было) и запрещала девочке молиться... Сейчас она такая же "яростная" христьянка, на удивление внучке.

Так к кому же относится Евангельская цитата: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" - взятая Вероникой Петрук как эпиграф? К бабушкам или к внукам?

И что должно стоять на первом месте- Богово или кесарево? Духовное или земное?

Автору статьи "... нетрудно догадаться, с каким чувством она (старушка) воспринимает "захожан", ищущих в храме не спасения души, а удовлетворения собственного любопытства..." (Вероника Петрук).

Не знаю, о каких чувствах старушки догадалась Вероника Петрук. Но для любого христианина очевидно одно - если наша старушка верующая, то единственное чувство, которое она может испытывать к другим прихожанам, - христианская любовь!

"Не любящий брата своего, которого видит , как может любить Бога, которого не видит?" (1 Ин.4;20)

Если же любви в бабушке нет и нет радости за молодежь, "хлынувшую в Церковь"(Вероника Петрук), то боюсь, что в спасение души наша бабушка верит меньше, чем 15 лет назад верила в "дело Ленина". И если бабушку так бес-покоит одежда молодежи, что она забывает о главной заповеди Христа "Возлюби ближнего как самого себя", то остается только догадываться , что случится с ней при более серьезном искушении.

И если одно наше присутствие мешает старушкам быть христианками, то как они отнесутся к душевнобольным и бесноватым, которые во множестве встречаются в московских храмах и монастырях? Они, мало того, одеты неприлично, так еще воют, кричат и двигаются без остановки; и не всегда их близким удается надолго удержать их на одном месте.

У меня вопрос к автору статьи: как к таким "захожанам" отнесутся Ваши Божьи одуванчики? Вообще выбросят из храма Божьего?

А вот у Вероники Петрук к читателям-"захожанам" тоже есть вопрос: "Не они ли - эти старушки - отмолили Россию?...отмолили нынешних христиан - и молодых, и старых?...Они крестили сыновей, уходящих на фронт..."

C уважением отвечаю автору: "Нет! Не они!" Те старушки, великие молитвенницы земли русской, давным-давно ушли из наших храмов ко Господу (это, кстати, вообще не составляет труда подсчитать) и, к счастью, не увидели "новую партию старушек", занявших их место в церквях. Я, к своей огромной радости, еще застала "тех" старушек в 79-м году, когда маленькой девочкой пришла в храм Божий. Не из любопытства, а в гости, в Дом Господень на земле. А сегодняшние "ревнители Веры", коим предлагает автор статьи "поклониться, входя в храм", в том, далеком уже 79-м году, даже не знали, как дверь церкви открывается. И если верили они хоть во что-то, то уж точно не в Бога; и если совершали Крестные ходы, то два раза в год: 1 мая, в честь победы еврейского Интернационала над Благообразием и Благоразумием людей, и 7 ноября, в честь победы богоборческого режима над Православной Россией.

Мы не "захожане", уважаемая Вероника Петрук, мы "прихожане".

И ни Вы, ни Ваши "одуванчики", никто не вправе судить нас и изгонять из храма Божьего. И у каждого из нас (опросите своих знакомых) есть десятки своих примеров на эту тему, горьких примеров - вот о чем надо сейчас писать.

Я приведу только три, очень показательных, на мой взгляд.

Моя подруга забеременела и попросила свою маму узнать в церкви, какие иконы ей теперь нужно приобрести для беременности и родов, кому заказывать молебны и т.д. "Добрая старушка" рассказала ее маме, что беременным ходить в храм строго запрещается - страшный грех. И 9 месяцев (только вдумайтесь!) моя подруга и ее младенец в утробе были отлучены от Господа, с "легкой руки" всезнающей бабушки. А ведь душа дается младенцу Богом в момент зачатия, а не в момент появления на свет. Роды, естественно, были трудными и было сделано "кесарево сечение". И для меня ясно, кто руководил "доброй старушкой" в момент ее "просветительской деятельности".

Теперь другой пример. Я, милостью Божией, являюсь прихожанкой храма Преображения Господня при резиденции Патриарха Алексия II в Переделкино. В 2001 году, в праздник святых апостолов Петра и Павла, меня и еще одну девушку-прихожанку попросили продавать цветы и газеты возле храма. Мы, счастливые своей почетной миссией, стоим за столиком, улыбаемся прихожанам, поздравляем с праздником, продаем цветочки для икон. К нам подходит девушка, без платка и в короткой юбке, и спрашивает с грустным лицом: " Девчонки! Меня, наверное, не пустят в храм в таком виде?"

Мы даже рассмеялись: "Что ты? Кто может не впустить человека в церковь?" Провели ее в "подсобку" и выдали ей "дежурную" юбку (очень удобно- ситцевая юбка на резинке , годится на любой размер) и платок. И если бы вы видели, если бы автор статьи (В.П.) видела - какой свет счастья был в ее глазах! (рука не поднялась бы писать о молодых "захожанах")! Как она была благодарна, как была тронута простой заботой и помощью! Никогда, ни у одной старушки я не видела в храме таких счастливых глаз, такой радости от возможности присутствия в храме Божием.

И последний пример. В декабре 2001 года я была в Тюмени у мамы в гостях. На Николу Зимнего мы пошли в храм Всех Святых на утреннюю службу. Пришли, встали с мамой поближе к алтарю, возле праздничной иконы. Настроение великолепное, душа поет- праздник моего любимого святого. Смотрю на икону Николая Чудотворца. А он на меня, грешную, пою тихонечко вместе с клиросом; и словно одна в Храме, словно нет никого- только я и святитель Николай. И вдруг что-то стукнуло меня по ноге - и вся благодать улетучилась. Очутилась я снова в храме, полном людей, и не могу понять, что случилось. Вижу - прихожанка, стоящая с тряпочкой у праздничной иконы впереди меня, "Божий одуванчик" килограммов 80-ти, с бульдожьим лицом, поворачивается и шипит: "Замолчи!". Я не поняла: "Что Вы говорите?"

"Не пой, я тебе сказала!" - уже на весь храм рявкнул "одуванчик". Всю оставшуюся службу я молилась, чтобы Господь укрепил меня и дал силы. И петь больше не хотелось!

...Знаю, что Благодать Божия безплатно не дается. Но не чрезмерную ли цену назначили нам "Божии одуванчики"?

За грехи свои тяжкие, за свою жизнь, прожитую без Бога, за свой непростительно поздний приход в лоно Церкви Православной - они отыгрываются на нас. Мы все "неофиты" - и молодые, и старые. Но "мы" не изгоняем "их" из храма, не узурпируем Благодать Божию - нам не жалко, молитесь, бабули, - Благодати хватит на всех, кто ее заслужил. Но и вы, одуванчики, не ведите себя в храме, как дома. Храм - не проходная в общежитии, не смейте сортировать нас на достойных и недостойных! У Господа все равны. И поверьте, будущее Православия в нас - 20-30-летних прихожанах. Это мы поведем детей и внуков своих в наши храмы. Это наши дети будут знать батюшек с детства по именам. Наши дети не будут стесняться осенять себя крестным знамением, проходя мимо храма Божия. Наши дети сохранят Православную Веру для своих детей и внуков. И вы не выгоняйте нас из наших храмов! Вот что действительно ценно!

P.S. К редактору! Очень надеюсь, что Вы найдете возможность напечатать мое письмо . Всей душой верую, что, тем самым, Вы окажите неоценимую поддержку молодым прихожанам. Она нам очень нужна, особенно в Тюмени- при столь малом количестве храмов.

Заранее благодарю Вас от лица многочисленной армии "захожан".

Н. Власова

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.