[an error occurred while processing this directive]
Буза. Главная страница.
Катехизис для воинов
Устройство бойцовской артели
Традиции
Творчество, стихи, песни
Наши дни
Ссылки

[an error occurred while processing this directive]
О К Р У Г

Самое крупное структурное подразделение обычно называлось "округ". Округ - это объединение мужских партий союзных деревень с целью организации общинных вооруженных формирований, способных обеспечить стабильность и порядок. Формирование округов происходило чаще всего вокруг какой-нибудь крупной деревни, становившейся центром округа. Зачастую его название соответствовало главной деревне или селу (например, Арининский округ - деревня Аринино, Кушалинский округ - село Кушалино, Рамешковский район Тверская область). Возглавлял округ окружной утаман, выбираемый на сходках артелями союзных деревень.

Объединение округа часто зависело, от какой - то древней полузабытой общности деревень; часто союз складывался вокруг церкви. Округа, возникшие вокруг храма обычно соответствовали церковным приходам (пример Рождественский приход, Михайловский приход Рамешковский район Тв. обл.). В значительной степени такие объединения напоминают отголоски древних северо-западных братчин, о которых говорилось выше.

В округах, сформировавшимся по приходам складывалось не просто воинское землячество, но еще и религиозное духовное братство, скрепленное единым духовником, общим храмом и соборной молитвой.

В каждой деревне отмечался свой престольный праздник - "престол". Престольный праздник приходского храма выделялся торжественностью из прочих. Сюда приглашались гости из всех союзных деревень.

Количество деревень в союзе было разным - от 3 до 7 и более. Как правило, все они были расположены вблизи одна от другой, хотя бывали оторванные от основной территории округа иногда на 10 километров. Нами фиксировались случаи перехода деревни в другой округ и следовавшие за этим изменение окружных границ.

Территория округа всегда четко определялась артельщиками, но попытки картографировать границы округов связаны с определенными трудностями. Дело в том, что носитель традиции на спорных территориях достаточно уверенно определяет, на своей земле он стоит или на чужой, причем проблематично выяснить, по каким признакам он это делает. Вероятнее всего, роль играет многолетний опыт сознательного и несознательного определения границ своей и чужой земли. Значительно проще определить границы округов там, где их стыки пролегают вдоль естественных топографических примет. Зачастую разделительной полосой является река, лесок, болото, дорога. Иногда отдельно стоящее дерево, камень, горка служат пограничными знаками. Территориальный раздел мог проходить через поле или лес и вероятно совпадал со старинными межевыми границами, позже забытыми. В советское время хозяйственное значение межевых разделов потеряло смысл, преобразовавшись в структурно-административное деление в рамках обычного права.

Наиболее заметное значение имели пограничные стыки на священных местах - "пятачках" (термин села Сеглино Удом. р-н Тв. обл.). Именно там проходили гулянья и обрядовые бои. Мосты, перекрестки, горки, замерзшие реки - немые свидетели бесчисленных боевых праздников, проходивших там столетия подряд, почти не изменяясь.

Наш интерес к этим местам вызван еще и тем, что они являются ключевыми образами славянской воинской мифологии. Большинство богатырских сказаний, легенд заостряют внимание слушателя на некоторых топографических пунктах, как на наиболее важных, предопределяющих судьбу в волшебном путешествии. В основе большинства восточнославянских воинских сказаний лежит сюжет похода за тридевять земель. Посмотрев внимательно на волшебное путешествие сказочного витязя, сравнивая этапы его волшебного пути с этнографическими реалиями, мы обнаруживаем много общего.

Современный (30-50 гг. ХХ столетия) округ довольно точно повторяет военную структуру родоплеменных союзов древности. Очень наглядно это видно на примере сравнения союзов деревень в Помостье с погостами (крепостицами), установленными княгиней Ольгой во время путешествия в Новгород:

"...И иде Ольга по Деревьстей земли с сынъм своимъ и с дружиною, устанавляющи уставы и урокы […] …В лето 6455 (947?) иде Ольга Новугороду и устави по Мъсте погосты и дани …"

Основные структурные подразделения деревенских союзов в верхнем Помостье и сейчас группируются вокруг сел, где прежде были учреждены погосты, например, погост Рядок - село Березовский рядок, погост Сеглинский - село Сеглино, погост Млёвский - село Млёво.

Очень похожа внутренняя организация округа с древними родоплеменными боевыми союзами, близки функции обеспечения внутреннего порядка и обороны. Нами зафиксированы описания войн с разбойничьими шайками и карательные экспедиции против соседних деревень.

Вероятно, что в древности границы между родами и племенами также проходили по естественным рельефным образованьям, рекам, горкам и, конечно же, по дорогам.

С тех незапамятных времен, и до ХХ века образ дороги и перекрестка олицетворяет путешествие, опасность и неожиданность. Древний путник, выезжавший на перекресток или пересекавший реку вполне мог ступить на чужую землю, где его могли ждать неприятности и даже смерть, что уж говорить в таком случае о хождении за тридевять земель. В современных округах мужчина, ступивший на землю враждебного округа вполне мог, рассчитывать на побои, а если округа или партии находились в состоянии войны, то мог быть и убит. Нами описана очень самобытная маркировка своей земли через боевой пляс (об этом ниже.)

Нередко происходит перенос реальной географии в мир мифический, причем своя земля, и земля чужая тогда противопоставляются не только пространственно, но и нравственно. Это присуще и другим эпосам, не только славянской мифологии. Например, в Калевале реальные географически определенные роды Калевала и Похъёла предстают как полюса добра и зла. Более южная Калевала ласковая, солнечная, а Похъёла - сумрачная и туманная. В Калевале живут герои и созидатели, в Похъёле - колдуны и злодеи. Нечто подобное есть и в русских преданиях - русский витязь всегда защищает добро, он светел, на белом коне и всегда сражается с темными воинами, появляющимися на вороном коне, из черной тучи, мглы или с заката солнца.

В текстах Русь - это всегда свет и добро; любопытно, что в районе распространения бойцовского обрядового пляса "бузы" под селом Кушалино старики употребляют термин "Русь", когда хотят очертить область бытования своей боевой культуры "…это теперь только у нас на Руси бузятся…." (совершают бойцовский обряд с боевым плясом). На мой вопрос: "…а что же там вокруг, не Русь?…" отвечали: "…тоже Русь, конечно, но это я уж так говорю про нас - Русь, что этого обычая у них нет…". Территорию "Руси" очерчивают буквально - "Тридцать километров в сторону Рамешок и двадцать поперёк". Для кулачного бойца середины ХХ века и тем более - для древнего, сказки о выборе пути витязем на перекрестке, о сражении на мосту не были набором фантастических образов. Ему самому приходилось ходить на "кресты" (перекрестки), выбирать дорогу в дружескую или враждебную землю, биться на мостах кулаками палками и в поножовщинах.

Округа состояли из основных структурных единиц бойцовского социума - артелей. Партией, артелью или ватагой называли воинственные мужские объединения, существовавшие в каждой деревне. В крупных поселениях их могло быть несколько "Дрались конец - на конец, голыми руками, драку начинали заводилы."

Внутридеревенские артели образовывались территориально, по концам и посадам, бывало, что выделялась еще центральная партия. На сельских "сборищах" они соперничали между собой, а перед другими деревнями всегда выступали единой и слаженной группой.

Базлов Г.Н.